Алгоритм упорядочивания объектов
1. Из всех предметов выбирает самый... (большой, маленький, длинный, короткий и т. д. — в зависимости от названного условия);
2. Откладывает предмет (надевает на стержень, приставляет к ориентиру);
3. Вновь из оставшихся предметов выбирает самый...;
4. Откладывает предмет (приставляет к ориентиру) и т. д.
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов
В процессе реализации содержания компонента «Геометрические фигуры и форма предметов» используется:
Алгоритм формирования умения различать, называть и обследовать геометрическую фигуру
Следует отметить, что данный алгоритм педагог начинает применять во второй младшей группе, но все фигуры детьми не обследовались, поэтому при помощи этого алгоритма обследуются все остальные геометрические фигуры, обозначенные учебной программой.
При обучении на одном занятии должны быть представлены все фигуры (как демонстрационные у педагога, так и раздаточные у каждого ребенка), но обследуется только одна. Остальные необходимы для организации обследовательского действия сравнения.
1. Показываем и называем фигуру. Педагог предъявляет фигуру и просит детей назвать фигуру: «Назовите фигуру», но ни в коем случае не «Какая это фигура?» или «Что это за фигура?». Если дети затрудняются — называет сам. Затем просит детей из набора своих фигур найти такую же и показать ее.
2. Выбор ребенком подобной фигуры, из множества фигур, показ ее и называние.
3. Показываем способы обследования геометрической фигуры и проводим их вместе с ребенком.
• Обведение фигуры пальцем по контуру. Этот прием используется только при обследовании плоских геометрических фигур. При этом глаза должны неотрывно следить за движением пальца, так как данный прием позволяет тренировать не столько движение пальца, прослеживание им контура фигуры, сколько обследовательские движения глаз, которые первыми распознают форму фигуры.
• Проглаживание фигуры ладонью. Прием используется при обследовании как плоских, так и объемных геометрических фигур и дает возможность руке прочувствовать объем (ладонь согнута) или плоскостность фигуры (ладонь выпрямлена).
• Сжимание фигуры в ладони или ладонях, попытка ее спрятать. Спрятать плоскую фигуру можно, просто прижав выпрямленные ладони друг к другу, что невозможно сделать, если фигура объемная. Объемную фигуру можно спрятать, только сжав согнутые ладони. Данный прием позволяет прочувствовать объем или плоскостность геометрической фигуры.
• Проба на устойчивость. Устойчивость фигуры проверяется попыткой поставить ее на плоскость стола. Плоская геометрическая фигура не устойчивая, она не может стоять, падает. Объемная фигура устойчивая, она стоит на столе.
• Прокатывание фигуры. Плоскую фигуру пытаемся прокатить, придерживая между двумя пальцами. Крут и овал могут прокатиться, но овал это делает с трудом. Фигуры с углами прокатить мы не сможем, им мешают вершины. Обследуя объемные фигуры (шар, куб, пирамиду, конус, цилиндр), их надо поставить на плоскость и слегка подтолкнуть. Шар покатится. Куб, пирамида сдвинутся с места, но не покатятся. Цилиндр и конус на боковой поверхности будут катиться, а на основании — нет.
• Счет сторон, их характеристика; счет углов и вершин. Этот прием используется только при обследовании плоских геометрических фигур с углами и вершинами и только тогда, когда дети усвоили количественный счет.
• Сравнение обследуемой фигуры с уже известными фигурами (как с плоскими, так и с объемными), определение того, чем фигуры похожи и чем отличаются.
Определение формы предмета
Определение формы предмета, как известно, происходит при сравнении формы предмета с эталоном формы — геометрической фигурой, поэтому чем больше фигур будет знать ребенок, чем богаче будет его опыт общения с плоскими и объемными геометрическими фигурами, тем легче ему определить форму окружающих объектов. Однако дошкольнику в средней группе доступно определение формы только предметов, которые не имеют деталей. Визуально сделать это ребенку достаточно просто. Сложность составляет словесное обозначение выявленной формы. Например, если ребенку задать вопрос: «Какой формы мяч?», то ответить на данный вопрос, не проявляя словотворчества, ребенку невозможно. Поэтому от педагога требуется только одно: грамотно сформулировать вопрос. Он должен быть построен следующим образом: «Назови фигуру, на которую похожа форма этого предмета», но не «Какой формы?».
Часто для определения формы предметов или их изображений, группировки и классификации предметов или изображений предметов по признаку формы используются карточки с изображением геометрической фигуры («Подбери такой же формы», «Найди свой домик» и др.). При этом важно различать форму предмета в окружающем мире и форму изображения этого предмета на плоскости листа бумаги. Так, мяч в жизни имеет форму шара, а на изображении — круга, шкаф имеет форму призмы, а изображение его во фронтальной плоскости — прямоугольника, морковка в жизни имеет форму конуса, а ее изображение — форму треугольника и т. д. Поэтому, чтобы не было путаницы в сознании ребенка, надо правильно задать вопрос и при определении формы предмета на его изображении: «Назови фигуру, на которую похожа форма изображения предмета». Соблюдение столь жестких требований к речи взрослого дает положительный образовательный эффект и позволяет повысить уровень интеллектуального развития дошкольника.