Алгоритм обучения сравнению двух предметов при помощи третьего, выступающего в роли посредника

Сравнение с помощью посредника осуществляется человеком тогда, когда необходимо выбрать из двух объектов равный, больше или меньше, а непосредственное сравнение невозможно (предметы не находятся в непосредственной близости и осуществить эту близость невозможно: когда это не предметы, а их изображения, не находящиеся близко друг к другу; когда раз-мерная разница столь невелика, что определение отношений становится проблематичным). Взрослый человек пользуется при этом общепринятой системой мер, а детям дошкольного возраста пока данный способ недоступен.

Образовательная задача обучения детей способам опосредованного сравнения по величине только начинает решаться в средней группе. Обучение будет продолжено в старшей группе.

Для организации обучения необходимо подготовить специальный дидактический материал, соответствующий требованиям как к предметам для сравнения, так и к предмету-посреднику. Требования к предметам (их изображениям) для сравнения:

Алгоритм обучения сравнению двух предметов при помощи третьего, выступающего в роли посредника - student2.ru • параметр, по которому будут сравниваться предметы, должен быть четко выражен: иметь однозначные начало и конец. Приведем примеры некорректного оформления предметов (их изображений) для сравнения с помощью посредника: на иллюстрации представлены изображения двух деревьев: елочки, у которой остроконечная верхушка, и березы с кудрявой волнистой линией кроны, которая не позволяет точно определить высоту; или художественные изображения двух дорожек разной ширины, уходящих вдаль, в перспективе сужающихся, что не дает возможности сравнить их с помощью посредника ни по ширине, ни по длине (рис. 4);

Рис. 4. Пример некорректного оформления наглядности для сравнения объектов с помощью предмета-посредника

• если среди предметов (их изображений) будет выбираться больший или меньший по нескольким параметрам одновременно, то форма предметов должна быть максимально приближена к эталонной — форме геометрической фигуры, которая может использоваться как посредник;

• предметы (их изображения) должны быть разного цвета, что упрощает словесное обозначение размерных отношений (не надо пользоваться словами «этот», «тот»...);

• предметы (или их изображения) должны находиться на возможно более далеком расстоянии друг от друга;

• размерная разница между изображениями должна составлять 1/10 часть, поскольку такая разница составляет порог чувствительности глазомера к различению размерной разницы.

Требования к предмету-посреднику:

• для сравнения по линейным протяженностям (длине, ширине, высоте) может использоваться палочка. Ее длина должна соответствовать меньшей длине. Может также использоваться полоска бумаги. Ее длина может превышать длину большего предмета (его изображения), так как при сравнении лишнюю ее часть можно отрезать, но она должна быть обязательно другого, чем предметы (их изображения), цвета;

• для сравнения по величине в целом (выбор большего или меньшего изображения) можно использовать в качестве посредников геометрические фигуры соответствующей изображению предмета формы. Например, изображены туристические палатки (треугольники), коврики (прямоугольники), юбочки (трапеции) и т. Д.;

• чтобы обеспечить ребенку накопление опыта осознанного выбора, посредников — геометрических фигур должно быть не менее трех, различающихся по цвету и размеру;

• каждая фигура-посредник должна отличаться от другой на 1/10 часть, т. е. между их размерами также следует соблюдать размерную разницу в 1/10, но самая большая из фигур-посредников должна быть равна по величине меньшему изображению;

• каждая фигура-посредник должна иметь свой цвет, отличный от цвета изображений предметов для сравнения. Например, на картинке изображены квадратные часы желтого и красного цвета. К ним даны посредники — квадраты зеленого, синего и коричневого цвета.

Данные требования должны соблюдаться, так как в процессе сравнения с помощью посредников дети пользуются приемами наложения и при этом из-под меньшего изображения будет видно изображение большего предмета: их цвета не сольются, разница в размере станет очевидной. Цель сравнения будет достигнута.

Алгоритм обучения

Вариант I

Используется при формировании умения сравнивать по длине (ширине, высоте) с помощью предмета-посредника (палочки, полоски).

1. Показываем два предмета (изображения предметов).Например, на картинке изображены Красная Шапочка, вдали ее домик и к нему ведут две дорожки: короткая — желтого цвета и длинная — зеленого. Рассказываем историю о том, как Красная Шапочка возвращалась домой. Вышла она из лесу и увидела две дорожки, которые вели к ее дому. «Разные они или одинаковые? Чем отличаются?» (Цветом и длиной.) «Какого цвета дорожки? »

2. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно, определив, какой из предметов длиннее или короче (выше — ниже, шире — уже)? За Красной Шапочкой гонится Волк и ей надо выбрать ту дорожку, которая короче, чтобы быстрее попасть домой. «Как вы думаете, желтая дорожка длиннее или короче зеленой?»

3. Предлагаем детям определить это на глаз.

4. Выслушиваем предположения детей (зеленая — длиннее, желтая — короче) и просим предложить способ проверки предположения.

5. Предлагаем новый способ: использовать для сравнения полоску.

6. Объясняем правила сравнения с помощью полоски: приложить ее к меньшей по длине желтой дорожке, точно совместив один из концов изображения с концом полоски (что длиннее: желтая дорожка или полоска?), предлагаем уравнять их по длине: отметить карандашом окончание длины дорожки, загнуть лишнюю часть полоски (можно отрезать). Задаем вопрос: «Теперь желтая дорожка длиннее полоски или короче?» (Они равные по длине, равной длины.) Затем прикладываем полученную полоску к зеленой дорожке, соблюдая правило точного совмещения концов (соблюдения единой точки отсчета). Спрашиваем: «Зеленая дорожка длиннее полоски или короче?»

7. Делаем вывод, что зеленая дорожка точно длиннее желтой и Красной Шапочке следует идти по желтой дорожке.

Вариант II

Используется при обучении сравнению по величине двух изображений предметов с помощью посредника — геометрической фигуры.

1. Показываем два изображения предметов. Например, изображения двух рыбок треугольной формы (желтая больше, красная меньше).

2. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно, определив, какая из них больше.

3. Предлагаем детям определить это на глаз.

4. Выслушиваем предположения детей о том, каким способом можно проверить их предположение.

5. Предлагаем новый способ: использовать для сравнения предметы такой же формы, как форма рыбки. Просим детей назвать геометрическую фигуру, на которую похожа форма рыбки. Это треугольник. Значит, будем узнавать, какая рыбка больше, с помощью треугольников.

6. Объясняем правила сравнения с помощью геометрических фигур. Предлагаем детям выбрать из трех треугольников (синий, зеленый и коричневый) один, который был бы равен по величине (такой же величины) одной из рыбок. Дети путем наложения находят треугольник, который равен по величине меньшей рыбке. Затем его переносим и накладываем на другую рыбку. Видим, что она видна из-под треугольника-посредника. В процессе сравнения задаем вопросы, чтобы дети словесно оформляли результат сравнения.

7.Делаем вывод, что желтая рыбка больше, а красная меньше.

В процессе обучения дети усваивают некоторые алгоритмы действий.

Наши рекомендации