Обучение счету звукового множества (счет на слух)
При обучении счету на слух можно использовать шумовые звуковые множества (хлопков, стуков и т. п.) и множества музыкальных звуков, которые создаются при помощи музыкальных инструментов. Однако не все инструменты можно для этого использовать. В создании звукового множества могут участвовать только те инструменты, которые издают одинарные чистые звуки, т. е. нельзя для счета на слух использовать маракасы, бубен (его можно использовать при счете движений, ставя цель посчитать, сколько раз я ударю в бубен), кастаньеты.
На начальных этапах обучения дети считают звуки, которые издает инструмент или создает педагог, не пряча источник звука от детей. В дальнейшем источник звука можно спрятать за невысокую ширму или за спинами детей.
Счет звукового множества целесообразно сочетать со сравнением множеств по количеству элементов («положи столько кубиков, сколько услышишь звуков»; «присядь столько раз, сколько услышишь звуков» и т. п.) и с использованием цифр («покажи цифру, которая обозначает число услышанных звуков»).
В процессе формирования элементарных представлений о числе и счете ребенок усваивает следующие алгоритмы, действий:
Алгоритм количественного счета
1. Выбирает направление.
2. Начинает счет с числительного «один», согласовывает его с существительным в роде.
3. Называет числительные по порядку натурального ряда, не пропуская. При счете существительные не называются.
4. Считает каждый предмет только один раз, не пропускает предметы.
5. Сосчитывает все предметы.
6. Итоговое число согласует и именует названием существительного.
Алгоритм порядкового счета
1. Выбирает направление.
2. Начинает счет с числительного «первый», согласовывает его с существительным в роде.
3. Называет порядковые числительные по порядку, не пропуская.
4. Если надо определить место в ряду не всех предметов, а какого-то одного, то прерывает порядковый счет на том предмете, место которого определяется.
Алгоритм счета на ощупь (при помощи осязания)
1. Находит правой рукой с левого края первый предмет;
2. Прячет его под левую руку; говорит слово «один» и запоминает его;
3. Правой рукой проводит дальше в правую сторону, пока не находит еще один предмет;
4. Левой рукой накрывает его (прячет); говорит «два», запоминает и т. д., пока предметы не закончатся.
Следует отметить, что в выделенном алгоритме указано направление счета слева направо, но дети имеют право самостоятельно выбрать направление счета и действовать в обратном порядке — справа налево. Действие как таковое от направления не меняется, не является ошибочным, а лишь одним из возможных. Результат остается неизменным.
Знакомство с понятием «половина», отношением части и целого
Часто дошкольники используют слово «половина» в значении «одна из двух частей», что не отражает точный смысл термина. Педагог должен объяснить детям, что половина — это не просто одна из двух частей, а одна из двух равныхчастей. Чтобы быть уверенными в том, что это действительно половина, надо обязательно сравнить части. Знакомство со значением слова «половина» лучше всего проводить в художественной деятельности — аппликации или конструировании из бумаги.
При разрезании листа на две равные части следует задать детям следующие вопросы: «На сколько частей мы разделили лист бумаги?» (На 2.) «Покажите одну из двух частей. А еще одну из двух частей. Что больше: целый лист или его часть? Что меньше: целый лист или его часть? Какая из частей больше? Какая меньше?» (Они равные.) «Как это проверить?» (Наложить одну часть на другую.)
После проверки наложением педагог говорит: «Две части равные. Мы можем назвать их половинами», гадает вопросы: «Что больше: целый лист или его половина? Что меньше: целый лист или его половина?»
Чтобы закрепить представления детей, можно вспомнить сказку «Два жадных медвежонка» и спросить у детей: «Правильно ли делила сыр Лиса? Можно ли было называть каждую из частей сыра половиной? Почему?»
Очень важно взрослым (и педагогу, и родителям) следить за своей речью и адекватно обстоятельствам использовать слово «половина», если разделили что-то на две равные части, или слово «часть», если что-то разделили между несколькими детьми или на несколько (можно даже равных) частей.