Алгоритм обучения счету на ощупь
Для обучения счету на ощупь (при помощи осязания) следует подготовить специальный дидактический материал, к которому предъявляются особые требования.
Стационарно расположенное множество объектов для счета. Это могут быть специальные карточки, на которые прикреплены элементы множества для сосчитывания: карточки с пришитыми пуговицами (от 1 до 10) или с наклеенными объемными предметами (половинки скорлупы грецких орехов, желуди, каштаны, пробки от пластиковых бутылок и т. п.). Элементы множеств располагаются линейно и в виде числовой фигуры. Для обучения используются карточки с линейно расположенным множеством. Расположение элементов в виде замкнутой числовой фигуры (по кругу, в виде треугольника, квадрата, овала и т. д.) усложняет счет на ощупь, поэтому предлагается детям, освоившим счет линейных множеств как усложнение действий, как задание повышенной сложности.
Расстояние между элементами множеств должно составлять не менее толщины двух положенных рядом пальцев ребенка.
При обучении используется непрозрачная, достаточно тонкая салфетка, размер которой должен значительно превышать размер карточки.
Хранить карточки (но не использовать для сосчитывания) можно в мешочках, специально сшитых по размеру карточки.
Рассыпное множество мелких предметов в мешочке. Предметы (от 1 до 10) должны быть однородными (например, маленькие кубики, матрешки и т. п.). Величина предметов должна быть достаточно маленькой, чтобы в совокупности они занимали не более четверти объема мешочка.
В а р и а н т I
Алгоритм используется при обучении счету на ощупь предметов, расположенных на карточке. На столе у ребенка располагается карточка. Ее накрывают, чтобы ребенок заранее не увидел, сколько предметов расположено на карточке. Например, карточки с наклеенными половинками скорлупы грецких орехов, оформленных, как божьи коровки, сидящие на зеленых листиках.
1. Создаем мотивацию деятельности счета. Педагог показывает изображение божьей коровки (или готовую игрушку, или наклеенного на картонную карточку жучка) и рассказывает историю о божьих коровках, которые прилетели в поисках пищи на листочки и приклеились к ним. Освободить жучков можно, но сперва надо, не поднимая салфетку, узнать сколько жучков, надо их сосчитать.
2. Объясняем правила счета на ощупь в сочетании с показом: «Считать будут только руки. Руки кладутся сверху на салфетку. Начинаем искать ладошкой или пальчиками начало ряда жучков (с любой стороны). Найдя первого жучка, говорим число “один” и прячем найденного жучка под ладонь одной руки, как бы отделяя его от всего остального множества. Пальчиком другой руки ищем следующего жучка; найдя его, прячем под другую руку и говорим “два” и так до конца множества. Подводим итог: “Всего четыре жучка”».
3. Проверяем результат зрительным контролем. Чтобы проверить правильность результата счета, снимаем салфетку и считаем привычным способом.
Вариант II
Используется при обучении счету на ощупь рассыпного множества предметов, расположенных в мешочке.
1. Предъявляем мешочек, в котором находятся мелкие предметы.
2. Предлагаем узнать на ощупь, что в нем. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет предмет. Говорит свое предположение. Предлагаем достать один предмет и проверить правильность догадки. Опускаем предмет в мешочек и завязываем его или закрываем при помощи молнии.
3. Создаем мотив счета. Говорим, что в мешочке этот предмет не один, а вот сколько их — надо узнать. Что для этого надо сделать?
4. Объясняем правила счета на ощупь в сочетании с показом. Предварительно все предметы надо ссыпать в один угол. Мешочек положить на поверхность стола. Руки положить сверху на мешочек и действовать так: передвигаем один предмет в другой угол, придерживаем его одной рукой и говорим «один», затем другой предмет передвигаем в этот угол, придерживаем рукой и говорим: «два» и так далее, пока не будут передвинуты все предметы. Подводим итог: «Всего...».
5. Проверяем результат зрительным контролем. Чтобы проверить правильность результата счета, вынимаем предметы из мешочка и считаем привычным способом.
Обучение счету движений
Считать можно приседания, броски мяча, шаги, взмахи руками, отбивание мяча, наклоны и т. п. При счете движений дети часто допускают такую ошибку: они считают не движение, а его фазы. Результат при этом часто бывает неверным. Например, надо сосчитать, сколько раз Таня подбросила мяч. Ребенок бросает мяч вверх и говорит: «Один», ловит его и говорит: «Два». Мяч был подброшен один раз, а результат счета — два. Поэтому при обучении счету движений важно дать детям ориентир для называния числа. Например, называть число будем только тогда, когда мяч подброшен вверх и его еще не поймали. Полезным будет использование цифр для показа сосчитанного ребенком количества.