Характеристика и возможности «теорий научения», их отличие от «теорий обучения»
Существует множество теорий научения, каждая из которых фокусируется на различных аспектах процесса научения, применимого к людям вообще. К основным теориям можно отнести:
· теорию подкрепления;
· уогнитивную теорию научения;
· теорию эмпирического научения;
· теорию социального научения.
Теория подкрепления:
- основана на работе Б. Скиннера;
- утверждает, что изменения в поведении происходят в результате реакции индивида на события или стимулы и проистекающие из них последствия (вознаграждения или наказание);
- у людей можно «выработать условные рефлексы» повторять то или иное поведение, положительно подкрепляя его обратной связью и знанием результатов.
Когнитивная теория научения:
- приобретение знаний и понимания происходит за счет поглощения информации в форме принципов, концепций и фактов и последующей их интернализации;
- научающиеся – мощные машины по переработке информации
Теория эмпирического научения:
- люди - активные агенты собственного научения;
эмпирическое научение имеет смысл в том случае, когда люди учатся на своем опыте, размышляя над ним, чтобы понять его и определить, как его можно применить;
- научение – личное «конструирование» смысла посредством опыта;
- эмпирическое научение можно усилить за счет фасилитации (-создание среды, которая будет стимулировать людей думать и действовать таким образом, чтобы найти хорошее применение своему опыту).
Теория социального научения:
- для эффективного научения необходимы социальные взаимодействия;
- мы все являемся членами «практических сообществ» (-группы людей, работающие сооба и обменивающиеся опытом);
- главный источник научения – «практическое сообщество»;
- научение – серия шагов по обработке информации, осуществляемые в рамках социального взаимодействия (А. Бандура).
Содержание «концепции суммарного вознаграждения» ее место в системе управления
Концепция суммарного вознаграждения появилась сравнительно недавно и в настоящее время оказывает существенное влияние на управление вознаграждением.
2003, Манус и Грэм:
суммарное вознаграждение «включает в себя все типы вознаграждения – прямое и косвенное, внутреннее и внешнее».
Все аспекты вознаграждения, а именно базовая оплата, зависимая оплата пособия работникам и нефинансовые вознаграждения, которые включают в себя внутреннее вознаграждение от самой работы, связаны воедино и рассматриваются как интегрированное и единое целое.
Суммарное вознаграждение включает в себя две основные категории вознаграждения:
Трансакционное вознаграждение
- материальное вознаграждение, вытекающее из трансакций между работодателем и работником, касающихся оплаты и льгот;
Относительное вознаграждение
- нематериальное вознаграждение, имеющее отношение к научению, повышению квалификации и опыту работы.
Подход с точки зрения суммарного вознаграждения – холический:
- опирается не на пару механизмов вознаграждения, действующих независимо друг от друга;
- в расчет принимаются все возможные способы, с помощью которых люди могу получить вознаграждение и удовлетворение от собственной работы.
«Суммарное вознаграждение – все то, что ценят работники в трудовых отношениях».
«Суммарное вознаграждение – все доступные работодателю инструменты, которые можно использовать для привлечения, удержания, мотивации и удовлетворения работников».
Составляющие суммарного вознаграждения:
Трансакционное вознаграждение | Базовая оплата | Суммарное денежное вознаграждение | Суммарное вознаграждение |
Зависимая оплата | |||
Льготы и пособия работникам | |||
Относительное вознаграждение | Научение и повышение квалификации | Нефинансовое (внутреннее) вознаграждение | |
Опыт работы |
Концепция суммарного вознаграждения:
ü вознаграждение людей не является процессом осыпания их деньгами;
ü ориентирована на проблемы приема на работу и удержания сотрудников;
ü ориентирована на проблему создания инструмента, позволяющего влиять на поведение людей;
ü сочетание относительного и трансакционного вознаграждения – источник настоящей силы организации;
ü просто использование рычага вознаграждения менее эффективно, например, для усиления мотивации.