Характеристика «Теории ожидания».
Понятие ожидания первоначально содержалось в теории валентности-инструментальности-ожидания, сформулированной В. Врумом. Валентность выступает как эквивалент ценности, инструментальность — это убеждение, что, если мы сделаем что-то одно, это приведет к чему-то другому, а ожидание — это вероятность того, что действие или усилие приведет к некоторому результату. Более подробно Врум определяет понятие ожидания следующим образом: «Кажется ясным, что там, где индивидуум выбирает между альтернативами, которые содержат неопределенные результаты, на его поведение влияет не только то, какому из этих результатов он отдает предпочтение, но также и то, в какой степени эти результаты кажутся ему возможными. Ожидание определяют как кратковременное мнение о вероятности того, что за конкретным действием последует конкретный результат»
Мотивация вероятна только тогда, когда существуют ясно ощутимые и применимые отношения между показателями работы и последствиями, и эти последствия могут рассматриваться как средство удовлетворения потребностей. Это объясняет, почему внешняя финансовая мотивация — например премиальная система — работает только, если связь между усилием и наградой четкая, и ценность получаемой награды стоит этих усилий. Это также объясняет, почему внутренняя мотивация, возникающая на основе самой работы, может быть более мощной, чем внешняя; индивидуумы в большей мере контролируют последствия внутренней мотивации и могут больше полагаться на свой прошлый опыт, чтобы определить, ни сколько результаты их поступков будут позитивными и выгодными дли них.
Л. Портер и Э. Лоулер создали на основе этой теории модель, которая вслед за идеями В. Врума предполагала, что существуют два фактора, от которых зависит, какие усилия люди вкладывают в свою деятельность:
1) ценность наград для конкретных индивидуумов, то, насколько они удовлетворяют их потребности в безопасности, общественном уважении, независимости и самореализации;
2) вероятность того, что награда последует за усилием, по мнению данною индивидуума — другими словами, их ожидания по поводу связи между усилием и наградой.
Таким образом, чем выше ценность наград и чем выше вероятность того, что получение каждой из них зависит от приложенных усилий, тем большее усилие будет приложено в данной ситуации. Но, как подчеркивали Л. Портер и Э. Лоулер, простого усилия недостаточно. Для того чтобы получить желаемый результат, усилие должно быть эффективным. Вот две дополнительные переменные, которые влияют на выполнение задачи:
• способность — качества личности, такие как интеллект, навыки работы, ноу-хау;
• осознание роли — что человек хочет сделать или думает, что он или она должен сделать. Для организации хорошо, если ее точка зрения на то, что должен сделать человек, совпадает с точкой зрения этого человека, и плохо, если точки зрения человека и организации не совпадают.
Характеристика теорий мотивации и их использования. Теория справедливости.
Мотив – это причина для того, чтобы что-то сделать. Мотивация связана с факторами, которые заставляют людей вести себя определенным образом.
Методы мотивации опираются на теории мотивации. Наиболее значимые теории можно классифицировать следующим образом:
Инструментальная теория, которая утверждает, что награды и наказания (кнут и пряник) служат средством обеспечить необходимое поведение или действия людей.
Теория содержания, которая делает акцент на сущности мотивации. Она утверждает, что мотивация, в принципе, занимается осуществлением действий для удовлетворения потребностей и выявляет основные потребности, которые влияют на поведение. Первоначально теорию потребностей предложил А.Маслоу, а Ф.Герцберг и др. в своей двухфакторной модели перечислил потребности, которые он назвал «удовлетворителями».
Теория процесса, которая подчеркивает психологические процессы, влияющие на мотивацию, и связанные с ожиданиями, целями и представлением о справедливости.