Совмещать приятное с необходимым
Автору этой книги неоднократно приходилось сталкиваться с людьми, которые были обижены на весь свет в связи с тем, что им не было создано условий для занятий наукой, точнее занятий тем, что они считали наукой (это не одно и то же). «Я готов облагодетельствовать человечество, так, примерно, рассуждал каждый из них, а меня на работе заставляют заниматься рутиной, когда же мне заниматься наукой?!».
Однако автор, в силу черствости своего характера, сочувствия к таким бедолагам не проявлял, имея на подобную ситуацию свою, отличную от жалобщиков, точку зрения.
Дело в том, что каждый из этих творческих работников выдаст свою продукцию в виде, готовом к употреблению, не скоро, а кормить и создавать ему условия нужно уже сейчас. При этом ни человечество, ни ближайшее руководство не в состоянии оценить, насколько им – человечеству и руководству – все это пригодится тогда, когда, наконец, все будет сделано. Еще им кажется, что за все потраченное на науку время ситуация может измениться, и то, что представляется перспективным сегодня, может оказаться устаревшим тогда, когда все будет готово. А они – и человечество, и руководство – поставлены в условия, когда выполнять планы нужно сегодня, причем теми силами, которые у них есть. В том числе и силами упомянутых работников, числящихся в штате. Поэтому никто им делать поблажек не может, хотя, возможно, даже сочувствует. В чем же выход?
А выход очень простой. Творцу новых идей нужно все это понимать и не отлынивать от текущих обязанностей, а, наоборот, потратить время и немного усилий, чтобы минимизировать свои затраты на их выполнение. Привести в систему все, что можно. Унифицировать все, что можно унифицировать. Не жить только сегодняшним днем, а сразу готовить ситуацию завтрашнего и послезавтрашнего, понимая общую перспективу.
Здесь могут возникнуть трудности, связанные с тем, что само руководство не слишком понимает эту самую перспективу. Тогда нужно брать инициативу в свои руки и ненавязчиво подсказывать начальству, что можно было бы сделать в этом плане, самому готовя эти вопросы независимо от колебаний курса. Ибо завтра начальство вспомнит про те направления, которые оно само отменило вчера. Тут колебаться вместе с основной линией руководства опасно, все равно вы будете виноваты.
В качестве примера можно привести умных преподавателей, которые вместо того, чтобы ежедневно готовиться только к очередным лекциям, пишут учебники сразу на весь курс. Первое время им приходится трудно, все-таки к лекциям готовиться нужно, а тут еще и учебник писать. Зато потом им будет достаточно только вспомнить о теме лекций, а готовиться не обязательно. В целом это значительная экономия времени, и сил, что позволит эту экономию применить с пользой для своего увлечения. При этом вас будут уважать и любить, снисходительно поглядывая в вашу сторону, и даже помогать, если, конечно, это будет не слишком обременительно. А для вас наступит спокойная жизнь и возможность заниматься любимым делом. Автор именно так и сделал, и это обеспечило ему спокойное существование на многие годы.
Автор должен сообщить читателю, что все сказанное выше опробовано на практике, по крайней мере, в трех областях – в области комплексирования бортового авиационного оборудования, в котором он, совершенно не сведущий в авиации (автор по образованию инженер-электрик промышленных предприятий), решил проблему сопряжения и преемственности поколений бортовой аппаратуры, заодно сократив число проводов на самолетах в сотни раз, что считалось принципиально невозможным; в области теоретической физики, в которой его достижения специалистами по сей день считаются лженаукой, но которая, тем не менее, вышла на ряд принципиально новых технологий, потихоньку внедряющихся в жизнь; а также в области системной социологии. Это последнее позволило понять ошибки, допущенные советскими руководителями страны, и посеять надежду на то, что в будущем эти ошибки можно не повторять. Поэтому автор считает себя законченным дилетантом, чего желает и другим. Как уже было сказано, главное в этом деле – не считаться с авторитетами и не робеть.