По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Лабораторная работа № 1. Разработка и отладка линейной программы . . . . . 4

Лабораторная работа № 2. Разработка и отладка программы

с разветвлениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Лабораторная работа № 3. Разработка и отладка циклической программы . . 9

Лабораторная работа № 4. Разработка и отладка сложной циклической

программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Лабораторная работа № 5. Разработка и отладка программы для работы

с файлами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Лабораторная работа № 6. Разработка и отладка программы для работы

с графикой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Лабораторная работа № 7. Разработка и отладка программы для работы

с графикой в статике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Лабораторная работа № 8. Разработка и отладка программы для работы

с графикой в динамике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

К лабораторной работе № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

К лабораторной работе № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

К лабораторной работе № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

К лабораторной работе № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

К лабораторной работе № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

К лабораторной работе № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

К лабораторной работе № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

К лабораторной работе № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

ВВЕДЕНИЕ

Эта методичка посвящена основам программирования на языке Бейсик (Qbasic) и содержит 8 лабораторных работ, позволяющих получить практические навыки по основным темам учебной программы. Задания на лабораторные работы помещены в начале. Если же студент, выбрав свой вариант задания, испытывает затруднения при разработке программы, то ему следует обратиться к разделу "Методические рекомендации", состоящему из рекомендаций по разработке алгоритма и программы и рекомендаций непосредственно к лабораторным работам.

В общей части "Методических рекомендаций" помимо этапов построения программы подробно рассмотрен оператор PRINT – вывода на экран, присутствующий практически в любой программе, а также оператор присваивания. Приведен и оператор PRINT USING, позволяющий организовать красивый вывод на экран Не стоит недооценивать и значение блок-схем, так как при разработке более сложных программ без них трудно обойтись. Кроме того, здесь даны приемы по отладке программ. Помимо того, что операторы языка Бейсик объясняются по тексту, они для удобства поиска сведены в таблицы с краткими комментариями. Обращайте особое внимание на примечания к таблицам, дающие дополнительно, нередко достаточно важную информацию. Следует запомнить назначение функциональных клавиш, приведенных в таблице, особенно F4, F5, F8 и Ctrl + Break. При появлении сообщений об ошибках можете обратиться к рекомендациям, также приведенным в соответствующей таблице, которые могут помочь разобраться в причинах появления ошибки.

Во второй части "Методических рекомендаций" рассмотрены операторы применительно к определенной лабораторной работе. Даны рекомендации по разработке программы в соответствии с выданными заданиями. Обратите внимание на справочным материал в таблицах. Для работ № 2 и 3 приведены результаты просчета контрольных примеров.

Отчет по работам сдается преподавателю в сброшюрованном виде и представляет собой набор блок-схем и текстов программ по всем заданиям, а если нужно и результаты контрольных примеров.

Лабораторная работа № 1

Разработка и отладка линейной программы

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания. Номер варианта задания из таблицы 1.1 двойной, например 8(9), что означает вычисление объема правильной полой усеченной пирамиды (цифра 8) с пентагоном в основании (цифра 9). Аналогично определяется вариант из таблицы 1.2. Номер же варианта из таблицы 1.3. - одинарный, например 19 – площадь боковой поверхности тетраэдра.

2.Составить по разработанному алгоритму линейную программу. Для ввода исходных данных использовать операторы DATA, READ и RESTORE. Текст программы должен иметь заголовок, например Программа вычисления объема полой усеченной пирамиды с пентагоном в основании(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM, а лучше ' – апостроф). Вывод на экран результатов вычисления организовать в следующем виде: Объем пирамиды V = 18.

3.Подготовить входные данные (значения переменных, необходимых для определения объема или площади) и сосчитать величину объема или площади при этих входных данных. Это необходимо для контрольного просчета.

4.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и осуществить контрольный просчет.

4. Результаты показать преподавателю.

     
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru
 
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru


Таблица 1.2
Вар-

иант

Задание
ПРЯМОЙ ЦИЛИНДР. Объем V = Sосн h, где Sосн – площадь основания, h - высота
ФРАГМЕНТ ПРЯМОГО КРУГОВОГО ЦИЛИНДРА Объем V = Sосн h Площадь поверхности S=Rh(l+2)+2Sосн
ПОЛЫЙ ЦИЛИНДР. Объем V=h(Sосн1-Sосн2)

К таблице 1.2

Вар- иант Основание Вар- иант Основание
Круг S=pR2 Круговой сектор S=lR2/2 l- центральный угол в радианах
Кольцо S= p(R12-R22)
Эллипс S = pab a, b - полуоси Круговой сегмент S = R2(l-sinl)/2

 
 
Таблица 1.3


Вар- иант Задание Вар- иант Задание
Шар V=4pR3/3 S=4pR2 Тор V=2p2Rr2 S=4p2Rr
Шаровой сегмент S=2pRh V=h2(3R-h), где h –высота сегментного слоя
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 15     Фрагмент тора V=pRr2l S=2pr(Rl+r) где l- центра-льный угол в радианах   Эллипсоид V=4pabc/3 где a, b, c – полуоси  
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 16 Шаровой слой V=ph3/6+ph(r12+r22)/2 где r1(2) - радиусы оснований
Шаровой сектор V=2pR2h/3 где h – высота сегмента
Правильные многогранники
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 18 Тетраэдр (4-х) V=a3Ö2/12 S=a2Ö3 где a - ребро Октаэдр (8-ми) V=a3Ö2/3 S=2a2Ö3
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 19
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 20   Додекаэдр (12-ти) V=a3(15+7Ö5)/4 S=3a2Ö5(5+2Ö5) Икосаэдр (20-ти) V=5a3(3+Ö5)/12 S=5a2Ö3
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 21

Лабораторная работа № 2

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания. Номер варианта задания двойной, например 0(9), где первая цифра (0) означает номер варианта уравнений из таблицы 2.1, а вторая (9) – вариант условий из таблицы 2.2, то есть

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru (0,1x3 + 10)a если x £ 0,9

y = |x2 + 0,2x – a|0,5 если 0,9 < x < 9

(0,3x2 – ln |x|)x если x = 9

2.Составить по разработанному алгоритму программу, осущест-вляющую заданное ветвление. Для ввода исходных данных использовать операторы INPUT (не забывайте о подсказке или приглашении к вводу данных). Текст программы должен иметь заголовок, например Программа с разветвлениями, вариант 0(9)(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф). Вывод на экран результатов вычисления организовать в следующем виде: y = 18.

3.Подготовить входные данные для контрольного просчета (по одному значению x для каждого интервала) и определить величину y при этих x.

4.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и осуществить контрольный просчет.

4. Результат показать преподавателю.

5. Результаты контрольного просчета записать в отчет.

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

Лабораторная работа № 3

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания. Номер варианта задания двойной, например 0(1), где первая цифра (0) означает номер варианта суммы из таблицы 3.1, а вторая (1) – вариант суммы из таблицы 3.2.

2.Составить по разработанному алгоритму программу, осущест-вляющую вычисление первой и второй сумм S1 и S2, а также S = S1 + S2. Для ввода исходных данных использовать операторы INPUT (не забывайте о подсказке или приглашении к вводу данных). Текст программы должен иметь заголовок, например Циклическая программа для вычисления сумм, вариант 0(1)(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф). Вывод на экран результатов вычисления организовать в следующем виде: S = 18 S1 = 20 S2 = 30. Текст программы разделить на блоки, например: '==========================

'Блок ввода значений x(i)

[текст блока]

'==========================

3.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и осуществить контрольный просчет.

4. Результат показать преподавателю.

5. Результаты контрольного просчета записать в отчет.

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

Лабораторная работа № 4

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания из таблицы 4.

2.Составить по разработанному алгоритму программу. Текст программы должен иметь заголовок, например Программа сортировки по убыванию, вариант 4(для чего использовать оператор PRINT). Программу следует начинать с оператора CLS. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф) и разбит на блоки. Вывод на экран организовать по схеме: Исходные данные – Результат вычислений, например для сложения или умножения матриц: Матрица А

[вывод матрицы]

Матрица В

[вывод матрицы]

Результирующая матрица С

[вывод матрицы]

3.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и осуществить контрольный просчет.

4. Результат показать преподавателю.

5. Результаты контрольного просчета записать в отчет.

Таблица 4
Вар-иант

Задание
Поиск максимального числа среди заданного множества чисел
Поиск минимального числа среди заданного множества чисел
Сортировка по возрастанию данной последовательности чисел
Сортировка по убыванию данной последовательности чисел
Сложение двух матриц
Нахождение следа матрицы
Умножение двух матриц
Транспонирование матрицы
Нахождение минора матрицы
Нахождение наибольшего общего делителя двух чисел
Поиск наименьшего общего делителя двух чисел
Нахождение простых чисел
Разложение числа на простые сомножители
Разложение числа на делители
Поиск совершенных чисел
Вычисление таблицы значений функции двух переменных
Нахождение наибольшего элемента таблицы
Нахождение наименьшего элемента таблицы
Поиск элементов таблицы по заданному условию
Таблица сложных процентов
Сложение столбцов определителя
Вычитание строк определителя
Вычитание столбцов определителя с умножением
Сложение строк определителя с умножением
Поиск целочисленных решений уравнения ax + by = c
Поиск целочисленных решений уравнения ax + by + cz = d
Поиск целочисленных решений уравнения x2 + y2 = z2
Перевод 10-тичного числа в 2-ичную систему
Перевод 10-тичного числа в 8-ричную систему
Перевод 10-тичного числа в 16-ричную систему
Перевод 2-ичного числа в 10-тичную систему
Перевод 8-ричного числа в 10-тичную систему
Вычисление суммы с заданной точностью
Вычисление определителя 3-го порядка
Решение системы 3-х уравнений с 3-мя неизвестными
Решение системы 2-х уравнений с 2-мя неизвестными

Лабораторная работа № 5

Задание на лабораторное занятие

1. Составить по разработанному алгоритму программу для работы с файлами, имеющую 3 подпрограммы: создание файлов, добавление в файлы и считывание из файлов. Файлы состоят из 5-буквенных слов. Оформить подпрограммы с помощью операторов GOSUB и RETURN. Текст программы должен иметь заголовок, например Программа для работы с файлами(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф) и разбит на блоки. Выбор варианта работы с файлами реализовать посредством управляющего оператора SELECT CASE … END SELECT.

2. Придумать десять 5-буквенных слов, начинающихся с той же буквы, что и Ваша фамилия, имена существительные, нарицательные, в единственном числе (исключение: слова имеющие только множественное число – штаны, шорты и т.д.), без повторения букв в слове. Например, для студента Попова такими словами могут быть: петух, поезд, паром и т.д.

3. Блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Работа выполняется бригадами в составе 2-х человек.

2. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

3. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

4. Запустить отлаженную программу и создать файл из десяти придуманных слов (1-й студент).

5. Открыть файл для добавления и записать другие десять слов (2-й студент).

6. Открыть файл для считывания и результат показать преподавателю.

 
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

Лабораторная работа № 6

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания из таблицы 6.1.

2.Составить по разработанному алгоритму программу. Текст программы должен иметь заголовок, например Эпициклоида, вариант 24(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Установить экранный режим SCREEN 9. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф). Использовать оператор DEF FN, описывающий функцию как пользовательскую. Рисование кривых осуществить с помощью операторов LINE или PSET. Предусмотреть возможность вывода нескольких кривых с разными параметрами разным цветом.

3.Подготовить входные данные для демонстрации графика преподавателю.

4.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и результат показать преподавателю.

4. Зарисовать кривую в отчет.

 
 
Таблица 6.1


Вар- иант Название графика и уравнение
Косинусоида y = a cos (t0 + t)
Тангенсоида y = a tg (t0 + t)
Абсолютная величина y = | ax + b |
Парабола y = (ax + b)2
Гипербола y = a/x
Показательная функция y = ax
Гиперболический синус y = sh x = (ex – e-x)/2
Гиперболический косинус y = ch x = (ex + e-x)/2
Гиперболический тангенс y = th x = (ex – e-x) / (ex + e-x)
Арктангенс y = Arctg x
Астроида x = 3a cos t + a cos 3t y = 3a sin t – a sin 3t
Квадратиса y = x / tg ax
Параболическая гипербола y = Ö bx2 / (x – a)
Ареа-синус y = arsh x = ln (x + Ö x2 + 1 )
Гиперболическая спираль r = c / t
Секансоида y = 1 / cos x
Косекансоида y = 1 / sin x
Котангенсоида y = 1 / tg x
Логарифмика y = logax
Антье (целая часть) – наибольшее целое число, не превосходящее заданного числа y = [a]
Дробная часть y = {a} = a – [a]
Локон Аньези (верзиера) y = a3 / (a2 +x2)
Эпициклоида x = (a + b) cos t – a cos (a + b) t / a y = (a + b) sin t – a sin (a + b) t / a
Эпитрохоида x = (a + b) cos t – c cos (a + b) t / a y = (a + b) sin t – c sin (a + b) t / a
Гипотрохоида x = (b - a) cos t + c cos (b - a) t / a y = (b – a) sin t – c sin (b - a) t / a
Гипоциклоида x = (b - a) cos t + a cos (b - a) t / a y = (b – a) sin t – a sin (b - a) t / a
Трохоида x = at – b sin t y = a – b cos t
Циклоида x = a (t – sin t) y = a (t – cos t)
Узлы r = a / tg bt

Продолжение таблицы 6.1


Вар- иант Название графика и уравнение
Улитка Паскаля x = a cos2t + b cos t y = a sin t cos t + b sin t
Конхоида Никомеда r = b + a / cos t
Кохлеоида r = (a sin t)/ t
Жезл r = a / Ö t
Спираль Галилея r = at2 - b
Розы r = a sin bt
Серпантина Ньютона y = a2x / (x2 + b2)
Спираль Архимеда r = ct
  Нормальное распределение y = e / Ö 2ps2
Лемниската Бернулли r = Ö 2c2cos 2t
Овал Кассини r = Ö c2cos 2t + Ö a4 – c4sin22t
Декартов лист x = 3a tg t / (1+ tg3t) y = 3a tg2t / (1+ tg3t)
Циссоида Диокла y = Ö x3 / (a – x)
Строфоида r = -a cos2t / cos t
Парабола Нейля (полукубическая) y2 = cx3
Цепная линия y = a ch x/a = a (ex/a + e-x/a) / 2
Кубическая парабола y = cx3
Трактриса x = a cos t + a ln tg t/2 y= a sin t
Эвольвента x = k (cos t + t sin t) y = k (sin t – t cos t)
Каппа r = a / tg t
Кардиоида r = 2a (1 + cos t)
Логарифмическая спираль r = r0q t / 2p
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 52 Спираль Ферма (параболическая) r = Ö ct
Ареа-косинус y = ln (x + Ö x2 – 1 )
По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru 54 Ареа-тангенс y = 0.5 ln (1 +x)/(1 – x)
 

Лабораторная работа № 7

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания из таблицы 7.1.

2.Составить по разработанному алгоритму программу. Текст программы должен иметь заголовок, например Автобус, вариант 35(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Установить экранный режим SCREEN 9. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф). Рисование осуществлять посредством операторов LINE, CIRCLE, DRAW (использовать все три оператора).

3.При рисовании выбрать начальную (опорную) точку, привязав к ней остальные координаты. После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и результат показать преподавателю.

4. Зарисовать рисунок в отчет.

 
 
Таблица 7.1


Вар- иант Задание Вар- иант Задание
Ваза Рюмка
Кувшин Усеченный полый конус
Рюмка с яйцом Фрагмент цилиндра
Теннисная ракетка Дорожный знак
Подсвечник Автобус
Настольная лампа Магнитофон
Часы с маятником Лорнет
Ложка Люстра
Торшер с фонарем Весы
Светофор Пасхальное яйцо
Торшер с шарами Лопата
Торшер с плафонами Телефон
Ключ Жук
Часы    
Гимнастическая гиря    
Секира    
Цепь    
Курительная трубка    
Цветок в горшке    
Морда кота    
Легковая машина    
Яхта    
Вазочка с мороженым    
Шпага    
Стрела в мишени    
Воздушный шар    
Экскаватор    
Грузовик с фургоном    
Полый цилиндр    
Шаровой слой    

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

Лабораторная работа № 8

Динамике

Задание на лабораторное занятие

1. Разработать блок-схему алгоритма программы в соответствии с Вашим вариантом задания из таблицы 8.1.

2.Составить по разработанному алгоритму программу. Текст программы должен иметь заголовок, например, Итальянский круиз(для чего использовать оператор PRINT). Программу начинать с оператора CLS. Установить экранный режим SCREEN 9. Текст программы должен быть снабжен комментариями (для чего использовать оператор REM или ' – апостроф) и разделен на блоки.

Границы страны рисовать с помощью оператора DRAW.

3.Обеспечить движение теплохода или яхты (в случае круиза), автобуса или машины (в случае тура) по разработанному Вами маршруту с остановками в соответствующих городах. Во время остановки на экран выводится поясняющий текст. Например, для Итальянского круиза: Анкона, стоянка 1 день, автобусная экскурсия по городу, посещение местных погребков с дегустацией "Кьянти". Тексты оформить как подпрограммы с использованием оператора GOSUB.

4.После проверки блок-схему алгоритма и программу записать в отчет по занятию. Блок-схема и текст программы должны располагаться на одном листе рядом.

Выполнение задания

1. Запустить Среду программирования BASICи ввести в компьютер текст подготовленной Вами программы.

2. Отредактировать тест программы, исправив выявленные с помощью редактора ошибки.

3. Запустить отлаженную программу и результат показать преподавателю.

Вариант Круизы Вариант Туры
Австралийский Австрийский
Адриатический Азербайджанский
Аравийский Армянский
Аргентинский Африканский
Африка-восток Белорусский
Африка-запад Бельгийский
Африка-север Болгарский
Африка-юг Боливийский
Балтийский Венгерский
Бирманский Германский
Бразильский Голландский
Британский Грузинский
Венесуэльский Египетский
Вьетнамский Иракский
Гайана – Гвиана Иранский
Индийский Казахский
Индонезийский Канадский
Испанский Китайский
Итальянский Колумбийский
Каспийский Лаосский
Китайский Молдавский
Корейский Монгольский
Кубинский Норвежский
Мексиканский Пакистанский
Никарагуа – Панама Парагвайский
Новозеландский Польский
Персидский Португальский
Перуанский Румынский
Прибалтийский Сирийский
Сиамский Словацкий
США - восток США
США - запад Таджикский
Турецкий Туркменский
Филиппинский Узбекский
Французский Украинский
Черноморский Финский
Чилийский Французский
Шведский Чешский
Ямайка – Гаити Швейцарский
Японский Эквадорский

 
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

 
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

 
  По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По разработке программы

Программа – это логически упорядоченная последовательность команд и данных для компьютера, необходимая для решения им некоторой задачи. Процесс создания любой программы обычно разбивают на 5 этапов:

Формализация задачи.

По разработке программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 - student2.ru Под этим обычно понимается ее описание на языке математики. Например, дана словесная постановка задачи: найти объем прямой призмы с октагоном (правильным 8-угольником) в основании. Тогда формализованная математическая постановка задачи будет иметь следующий вид: V = h×Sосн = h(1 + )×2a2 , где h – высота призмы, a – сторона 8-угольника. В случае работы с графикой формализацией задачи будет привязка рисуемого изображения к координатной сетке экрана.

К лабораторной работе № 1

Цель работы: приобретение практических навыков в разработке и отладке линейных программ и в работе со средой программирования.

Структура создаваемой программы: ввод исходных данных, вычисление заданного объема или площади и вывод результата на экран с помощью оператора PRINT.

Ввод исходных данных в данной работе осуществляется посредством операторов READ, DATA. Оператор DATA хранит числовые или символьные данные для их последующего чтения оператором READ. Оператор READ вводит переменные, для которых считывает и присваивает конкретные значения из оператора DATA. Тип данных из DATA должен соответствовать типу переменных из READ. Например: 10 READ x1, x2%, x3$, x4$ 10 READ x1, x2, x3

20 DATA 3.5, -6, "режим", 20 20 DATA 1, , 2

В результате оператор READ в первом случае присвоит значения своим переменным в следующем порядке: x1 = 3.5, x2% = -6, x3$ = режим, x4$ = 20. Во втором случае дан пример пустого элемента списка, и результат присваивания будет: x1 = 1, x2 = 0, x3 = 2.

Оператор READ допускается помещать в любом месте многооператорной строки, оператор DATA должен быть либо единственным либо последним оператором строки. Бейсик допускает чтение числовой константы в строковую переменную (как для x4$ в предыдущем примере).

Один оператор READ может читать несколько операторов DATA, и наоборот, несколько операторов READ могут читать один оператор DATA. Если список переменных короче, чем список данных, то следующий оператор READ начинает читать первый непрочитанный элемент. Если данные не прочитаны никаким READ, то они игнорируются.

10 READ x1, x2, x3, x4 10 READ x1, x2

20 DATA 1, 2, 3 20 READ x3, x4

30 DATA 4, 5 30 DATA 1, 2, 3, 4, 5

В приведенных примерах результат чтения и присваивания будет одинаковым: x1 = 1, x2 = 2, x3 = 3, x4 = 4, а 5 игнорируется.

Оператор RESTORE позволяет повторно считать данные из списка DATA. 10 READ x1, x2, x3 10 READ x1, x2, x3, x4, x5, x6

20 RESTORE 20 RESTORE 50

30 READ x4, x5, x6 30 READ x7, x8

40 DATA 1, 2, 3 40 DATA 1, 2

50 DATA 3, 4

60 DATA 5, 6

В первом случае результат присваивания будет: x1 = 1, x2 = 2, x3 =3, x4 = 1, x5 = 2, x3 =3, поскольку RESTORE задает для READ из строки 30 возврат на считывание с начала данных из оператора DATA в строке 40. Во втором случае значения переменных будут следующими: x1 = 1, x2 =2, x3 = 3, x4 = 4, x5 = 5, x6 = 6, x7 = 3, x8 = 4, поскольку метка 50 при RESTORE задает для READ из строке 30 переход на считывание с начала данных из оператора DATA в строке 50.

Сообщение "Ошибка в типе данных" вызывает попытка считать оператором READ из DATA строковую константу в числовую переменную. Числовое значение, слишком большое для переменной, приведет к ошибке "Переполнение". Если список переменных в операторах READ больше списка данных в операторах DATA, то это вызовет сообщение об ошибке "Нет данных".

 
 
Таблица 0.1.1


Оператор и его описание
READ x, y, z Вводит числовые переменные x, y, z, для которых считывает из оператора DATA и присваивает числовые значения
READ x, y$ Вводит числовую переменную x и строковую y$, для которых считывает из оператора DATA и присваивает x числовое значение и y$ строковую константу
DATA 1.2, -2.546, 3 Хранит числовые значения для последующего их считывания оператором READ
DATA 7.2, "режим" Хранит числовое значение и строковую константу для последующего их считывания оператором READ
DATA 1.2, , 5, -4.8 Оператор с пустым элементом списка, присваивающим числовой переменной значение 0, а строковой – отсутствие значения
RESTORE Задает по умолчанию соответствующему оператору READ возврат на считывание с начала данных из первого оператора DATA
RESTORE 50 Задает соответствующему оператору READ переход на считывание с начала данных из оператора DATA в строке 50 (50 - метка)
Примечание: переменные в операторе READ, как и данные в операторе DATA, разделяются запятыми

Таблица 0.1.2


Операции, функции Вид в Бейсике
Сложение +
Вычитание -
Умножение *
Деление /
Возведение в

Наши рекомендации