Создание формул в списке заказов
В ячейке G3 должна быть указана дата заказа. Ее мы вставим с помощью следующей формулы:
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Дата) [9]
Эта формула аналогична использовавшейся ранее, поэтому мы не будем тратить время на ее рассмотрение. Подчеркните вставляемое с помощью формулы значение. В дальнейшем при разработке бланка все области, предназначенные для ввода переменных данных, следует подчеркивать, используя списокЛинии рамкипанели инструментов Форматирование. Значения в строке должны быть выделены полужирным начертанием и иметь размер шрифта 14 пунктов. Продолжим создание нашего бланка и перейдем к оформлению второй строки. В ячейку С5 введите запись Название фирмы-заказчика. Постарайтесь ввести текст таким образом, чтобы он занял ячейки С5 и D5. Для названия фирмы отведите ячейки Е5, F5, G5. Чтобы при заполнении бланка название фирмы вставлялось автоматически, поместите в ячейку Е5 формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Фирма2) [10]
Подчеркните название фирмы и разместите его по центру диапазона из трех ячеек. Для этого выделите ячейки Е5, F5, G5 и активизируйте в панели инструментов Форматирование кнопку Объединить и поместить в центре . В ячейку Н5 введите запись Код, а в ячейку I5 поместите формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Код2) [11]
Теперь займемся оформлением третьей строки нашего бланка. В ячейку С7 введите запись Наименование товара, а ячейкам Е7, F7 и G7 назначьте подчеркивание и центрирование. Ячейка Е7 должна содержать следующую формулу:
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Товар2) [12]
В ячейку Н7 введите запись № (символ номера), а в ячейку I7— формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Номер2) [13]
Четвертая строка нашего бланка должна содержать сведения о количестве и цене заказываемого товара. Введите в ячейку С9 запись Заказываемое количество. Для значения зарезервируйте ячейку Е9. Значение будет вставляться автоматически, если в ячейку Е9 ввести формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Количество) [14]
Как и для всех областей бланка, предназначенных для ввода переменной информации, задайте для этой ячейки подчеркивание. В ячейку F9 введите запись ед. по цене и выровняйте ее относительно центра столбцов F и G. Ячейка Н9 должна содержать такую формулу:
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Цена2) [15]
Этой ячейке следует назначить подчеркивание и денежный стиль. В завершение работы над четвертой строкой бланка введите в ячейку 19 запись за ед.
Введите в ячейку С11 текст Общая стоимость заказа, в ячейку I 11 поместите формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Сумма) [16]
и установите параметры форматирования: подчеркивание и денежный стиль. В ячейку FII введите запись Скидка (%), выделите ячейки F11, G11, H11 и выполните щелчок на кнопке . В ячейку I11 поместите формулу
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Скидка2) [17]
и задайте для ячейки подчеркивание и процентный стиль. Теперь приступим к работе над последней строкой бланка. Введите в ячейку С13 текст К оплате, а в ячейке D13 разместите следующую формулу:
= ЕСЛИ($E$3=""; ""; ПРОСМОТР ($E$3; Заказ; Оплата) [18]
Задайте для ячейки подчеркивание и денежный стиль. В заключение не мешало бы указать фамилию лица, оформившего этот заказ. В ячейку Е13 введите запись Оформил:, выделите ячейки E13, F13 и задайте центрирование текста. Затем выделите ячейки G13, Н13, 113 и задайте для них центрирование и подчеркивание. Большая часть работы сделана. Вы даже частично сформатировали бланк, осталось только улучшить внешний вид документа и -проверить однотипность оформления, например, все ли ячейки, предназначенные для ввода значений, выделены голубым цветом (номер заказа и фамилия лица, оформившего бланк).
В завершение установите ширину столбцов В и J равной 1,57, выделите диапазон ячеек В2— J14 и задайте обрамление всего диапазона.
Теперь все. Попробуем использовать созданный бланк на практике. Укажите в ячейке ЕЗ номер заказа, а затем, перед печатью бланка, свою фамилию. Если программа не совсем корректно справилась с поставленной задачей, проверьте, отсортированы ли номера заказов по возрастанию, или измените ширину столбцов (при возникновении значения ошибки).
Печать документа
Перед печатью бланка стоит воспользоваться функцией предварительного просмотра, чтобы проверить вид таблицы на распечатке. Для активизации функции предварительного просмотра выберите одноименную команду в меню Файл.
Таблица, распечатанная в таком виде, вряд ли украсит Ваш архив. Чтобы красиво расположить таблицу на странице, нажмите кнопку Страница и в появившемся диалоговом окне выберите раздел Поля. В нем можно установить новые значения полей, задать способ расположения таблицы по вертикали и горизонтали, а также расстояние от краев бумаги до нижнего и верхнего колонтитулов. В разделе Страница можно задать ориентацию страницы, размер бумаги, качество печати и печать номера первой страницы. В разделе Колонтитулы определяется содержимое верхнего и нижнего колонтитулов. Вы можете выбрать один из встроенных колонтитулов. В завершение в разделе Лист укажите, нужно ли печатать сетку, а также определите качество и последовательность печати. Установите все необходимые параметры и закройте диалоговое окно Параметры страницы нажатием кнопки ОК. Для запуска процесса печати нажмите кнопку Печать. Программа попросит Вас установить в появившемся диалоговом окне некоторые параметры печати: печатаемые страницы, количество копий. Параметры для принтера задаются в диалоговом окне, которое открывается вследствие нажатия кнопки Свойства. Подождите немного, пока компьютер и принтер справятся с поставленной перед ними задачей, и приготовьтесь принимать поздравления с выполнением первого примера.
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Форматирование ячеек таблицы;
2. Задание формул;
3. Задание функций;
4. Мастер функций;
5. Функции СУММ, ПРОСМОТР, ЕСЛИ
6. Печать документа