Управление социальной защиты населения администрации Тверской области
В июле 1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»[8], который определил местное самоуправление как особый институт, отличный от государственно-властных учреждений, как систему организации деятельности для самостоятельного решения вопросов местного значения на основе Конституции и законов Российской Федерации. Дальнейшее развитие практики местного самоуправления, в том числе и вопросов социальной защиты, помощи, нашло отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом в 1995 году[9].
Анализ различных региональных или местных моделей управления социальной работой позволил установить их общие черты.
Во-первых, каждая из этих моделей исходит из необходимости оказания социальной помощи тем слоям и группам населения, которые определены общероссийским законодательством. При этом различные количественные характеристики системы управления обусловлены как потребностями, так и возможностями соцзащиты.
Во-вторых, главным «лимитатором» различных форм, методов и технологий социальной работы выступают ресурсы, задействованные и требуемые для решения соответствующих задач.
В-третьих, в каждой региональной модели отражается целая система факторов — экологических, экономических, политических, организационных, социальных, демографических, национальных, социально-психологических и психологических. С ними приходится считаться «на старте» системы управления, в процессе ее функционирования и при совершенствовании.
В то же время, каждая из региональных моделей управления социальной работой имеет свои специфические особенности, которые представляют интерес не только для теоретиков, но и практиков. «Большая масса особенностей» — это своеобразный банк данных, в котором можно найти то, что представляет интерес с текущих и перспективных позиций для близких и дальних «соседей».
Управление социальной защиты населения является структурным подразделением администрации Тверской области, осуществляющим государственную политику Российской Федерации в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, материнства и младенчества, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке групп населения (см. схему 6).
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными отделами и управлениями, ведомствами и общественными организациями, администрациями районов и городов области.
Управление и подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и отделы социальной защиты образуют единую систему социальной защиты населения области.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями Федерального Собрания России и Законодательного Собрания Тверской области, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и главы администрации области, а также настоящим Положением и другими нормативными актами.
Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. Местонахождение Управления социальной защиты населения области — город Тверь.
Оно выступает государственным заказчиком для государственных нужд Тверской области в сфере социального обеспечения и социальной защиты и в пределах своих полномочий, выделяемых средств из бюджета и иных источников.
Основные задачи и функции Управления
Основными задачами Управления являются:
— обеспечение в рамках своих полномочий конституционных прав пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
— организация пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан;
— содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций, учреждений, предприятий социальной защиты населения;
— создание автоматизированной системы обработки информации, предоставления льгот, назначения и выплаты пенсий и пособий;
— оказание организационно-методической помощи органам социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением действующего законодательства;
Схема 6 Структура управления социальной защиты населения Тверской области
— организация социальной защиты населения, протезно-ортопедической помощи, врачебно-трудовой экспертизы и руководство ей, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обеспечение инвалидов средствами передвижения, расширение сети домов-интернатов;
— привлечение внебюджетных средств для финансирования программ социальной помощи и укрепления материальной базы системы социальной защиты населения;
— содействие развитию коммерческих начал в сфере организации социальной защиты населения с целью финансирования социальных программ;
— обеспечение взаимодействия с фондами, благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций.
В области организации и развития социальной защиты:
— полностью и своевременно претворяет в жизнь указы Президента РФ, постановления и распоряжения Федерального Собрания России и Законодательного Собрания Тверской области, Правительства РФ и главы администрации области, приказы и указания министра и начальника управления социальной защиты и другие социальные нормативы;
— вносит в Министерство социальной защиты Российской Федерации предложения по развитию и улучшению системы социальной защиты.
В области организации пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями:
— осуществляет организацию, контроль и методическое обеспечение работы по назначению, начислению и выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению;
— взаимодействует с отделением Пенсионного фонда РФ по вопросам выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;
— принимает участие в разработке и создании условий для развития негосударственной системы пенсионного обеспечения;
— разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных льгот и выплат к пенсиям и пособиям по социальному обеспечению на областном уровне.
В области социального обслуживания:
— организует социально-бытовое обслуживание престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также предоставление им установленных законодательством льготных путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи;
— осуществляет материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения;
— развивает подсобные сельские хозяйства при учреждениях социальной защиты и укрепляет их материально-техническую базу;
— создает комплекс специализированных учреждений и сеть служб социальной помощи;
— оказывает психологические, медико-социальные, материальные и другие услуги лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации;
— участвует в организации разнообразных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми;
— содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в государственной поддержке;
— осуществляет координацию работы подведомственных социально-бытовых объектов, а также содействует их переходу на коммерческую основу исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению.
В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания протезно-ортопедической помощи:
— осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и содействует реабилитации инвалидов;
— оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;
— содействует созданию и развитию специализированных предприятий или цехов по использованию труда инвалидов и пенсионеров по возрасту, развитию надомных видов труда и других форм занятости;
— определяет потребность и осуществляет заказы в Министерство на поставку специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
— организует протезно-ортопедическую помощь населению, внедрение и изготовление новых видов протезно-ортопедических изделий;
— обеспечивает санаторно-курортное обслуживание ветеранов войны, способствует реализации нормативных документов по предоставлению им льгот.
В области финансовой и хозяйственной деятельности:
— организует планово-финансовую работу в системе социальной защиты области, финансирование мероприятий по социальной защите населения, проводимых подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями;
— распространяет и разъясняет экономические обоснования по организации различных видов социальной помощи населению, а также мероприятий по совершенствованию организации, нормированию и оплаты труда работников системы Управления;
— рассматривает и утверждает балансы и отчеты по хозяйственной деятельности организаций, учреждений, предприятий и органов социальной защиты, подведомственных Управлению;
— организует в системе Управления соцзащиты контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
— обеспечивает целесообразное, реальное и полное использование государственных централизованных вложений подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями;
— организует разработку перспективных программ по строительству новых, реконструкции и техническому перевооружению действующих организаций, учреждений и предприятий системы соцзащиты области;
— развивает и укрепляет материально-техническую базу подсобных сельских хозяйств домов-интернатов;
— взаимодействует с государственными, общественными, религиозными и благотворительными организациями, фондами, учреждениями и предприятиями в работе по привлечению средств для финансирования программ социальной помощи населению;
— организует контроль за полнотой, своевременностью поступления и целевым использованием средств республиканского, областного, районных и городских фондов социальной поддержки населения области;
— организует и проводит мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных У правлению организаций, учреждений, предприятий и органов социальной защиты, обеспечивает выполнение плана обучения руководящих работников и специалистов на курсах повышения квалификации, проводимых Министерством соцзащиты;
— рассматривает предложения, заявления и жалобы в сроки, установленные действующим законодательством, и принимает по ним необходимые меры, осуществляет прием граждан по вопросам социальной защиты.
Организация деятельности Управления
Управление в пределах своей компетенции:
— осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства в подведомственных организациях, учреждениях, на предприятиях и в органах социальной защиты населения;
— взаимодействует с отделами и управлениями, ведомствами, администрациями районов и городов в составе области по вопросам, связанным с социальной защитой пенсионеров по возрасту, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
— вносит в администрацию области предложения по вопросам строительства и развития сети учреждений социальной защиты, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию Управления социальной защиты;
— информирует население по вопросам социальной защиты.
Управление социальной защиты населения администрации области возглавляет начальник, назначаемый в установленном порядке.
Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление соцзащиты задач и осуществление им своих функций.
Начальник имеет заместителей, утверждаемых по его представлению первым заместителем главы администрации области, и распределяет обязанности между ними.
Начальник Управления:
— руководит деятельностью Управления социальной защиты;
вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации области проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
— устанавливает степень ответственности заместителей начальника и руководителей структурных подразделений Управления;
— в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями и органами системы социальной защиты населения области;
— разрабатывает структуру аппарата Управления и вносит ее на утверждение главы администрации области, утверждает штатное расписание аппарата Управления, положения о структурных подразделениях Управления;
— назначает на должность и освобождает от должности работников Управления и руководителей подведомственных учреждений;
— оформляет необходимые документы и представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
— имеет другие права, вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным ему должностным лицам.
В Управлении образуется коллегия в составе начальника (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников Управления. В состав коллегии могут входить руководители подведомственных отделов и учреждений.
Члены коллегии утверждаются заместителем главы администрации области.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения. Постановления коллегии проводятся в жизнь приказами и указаниями начальника.
В ведении Управления находится областной фонд социальной поддержки населения. Его деятельность осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.