Система управления организацией. Структурно-функциональная и информационно-поведенческая подсистемы.
Система управления организацией - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Выделяют структурно – функциональную и информационно-поведенческую подсистемы.
Структурно– функциональная подсистема - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы управления можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. Обычно именно структурно-функциональная подсистема подвергается самому тщательному анализу и описанию при рассмотрении вопросов построения и функционирования системы управления. Структурно-функциональная подсистема выступает как бы в роли «костяка» или же даже «тела» системы управления. Основными частями данной подсистемы являются следующие блоки: 1) управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; 2) интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности; 3) информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Информационно – поведенческая подсистема - связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Формами проявления данной подсистемы являются: 1) управленческие теории и управленческая идеология; 2) формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения; 3) уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена; 4) информированность работников, носители информации, методы распространения информации. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль информационно-поведенческой подсистемы системы управления.
Подсистема саморазвития – самостоятельное подстраивание управления организацией род изменения внешней среды.
Синергетический эффект – сумма конечного результата качественно отличается (>) от результата сложения элементов, т к. в системе есть свои свойства. Выделяют управленческий и структурный син-й эффект.
Эволюция теории управления
Теория управления развивалась в соответствии с развитием технологии, произ-х сил, произ-х и общест-х отношений, развитием системы информ обмена. Становление менеджмента как соц-эк науки произошло в конце 18 нач 19вв.
1.Классич-ая или науч-ая школа. Ее появление обуслов быстрым развитием мех-ции и необход-ю развития труда. Вклад: Тейлор, Файоль, Вебер. Суть-раздел труда на простые операции.
2. Административная школа(одно из направ-й классич школы). Вклад:Файоль, Эмерсон, теория демократ построения орг-ции Вебера, философия Шелдона.Файоль первый выдвинул управ в самост науку.
3. 30-е гг. 20 век Школа человеч-х отнош-ий. Представители: Э.Мэйо, Паркет Фоллет, и тд. Школа док-ла, что на ряду с моральнымистимулами оказ-ют и соц-псих факторы на развитие произ-ва.
4. 40-50-е гг. 20 век Бихевиористическая школа. Представ-ли: Маслоу и тд. Ориентация на поведение чел-ка, его реакция на побуждение и внеш стимул-е.
5. Систем-ый подход Орг-ция – единое целое, имеющее обънктивные законы собственного развития.
6. 50-60-е гг.Прогматическая школа(на основе бихевиорис и систем подхода). Задача:разработка конкрет-х мероприятий, направ-х на повыш эффект управ-я.
7. Ситуационный подход. Суть: упр-е осущ-ся в соотв-ии с конкрет сложив-ся ситуацией.
8. Нач 70-х Соц школа. Вклад: Друкер и тд. 3 осн тезиса:1. бог-во гос0ва опред-ся бог-вом его людей. Благополуч орг-ции определ благополуй его раб-в.
9. 70-80-е гг. изменения в развитии технологии, модерниз-я, появление новых технологий, компьютеризация.
10.90-е гг глобальные сети- глоболиз-я рынка, интеграция.
Все рассмотр-е школы использ-ся в практике соврем-го менеджмента.
Разработки У. Тейлора
Научная школа. Тейлор сформировал научный подход к управлению. Он рассматривал управление как возможность повышать производительность труда, источник роста ПТ. Ввел понятие фукцион-го разделения труда. Появляются крупные предприятия, используется человеческий труд, который стали разбивать на отдельные операции => понятие функциональной системы (структуры). Тейлор разделил труд на: исполнительный и распорядительный. Основной функцией рабочих является исполнительная ф-ция. Распорядительная ф-ция включает: сост-е плана работ, методов работ, отбор и обуч-е персон-а, анализ производст отношений. Тейлор первым выдвинул теорию о взаимодействии рабочих и менеджеров.
Разработки А. Файоля
Классическая школа. Ф. рассматривал орг-ю как единый организм. Пришел к выводу, что для любой орг. характерны след виды дея-ти:1. Механическая (про-во). 2. Коммерческая (поиск и оптималь использ-е капитала). 3. Деятельность в безопасности. 4. Эккаунтинг (Дея-ть по учету и анализу). 5. Управление, кот вкл планир, организ, распорядительство, координацию, контроль.
14 универсальных принципов управления:
1. Раздел труда.2. Власть и ответ-ть (невозможно получить власть без отве-ти). 3. Дисциплина (уважение к правилам и договоренности).4. Единство распорядительства (распоряжения только от одного руководителя и ему подчиняться).5. Единство руководства (единоначалие – один руководитель и один план для каждого набора действий).6. Подчинение индивидуальных интересов общим.7. Вознаграждение (должно стимулировать лучший результат)8. Централизация (Децентрализация). Их сочетание должно быть нацелено на лучшее.9. Цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным)10. Порядок (все должны знать свое место).11. Равенство (справедливость).12. Стабильность персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух (необходимо создавать дух единства совместных действий)
Основные требования к руководителю:1. Здоровье, бодрость, энергичность. 2. Ум, интеллект способности. 3. Моральные качества. 4. Хорошее общее образование. 5. Управленческие способности, предвидение, умение планировать работу, орга-е навыки, искусство в общении с людьми, способность объединять. 6. Общая осведомленность о всех сущ-х функциях предприятия. 7. Компетентнсть.
Ф. выделил Менеджмент в самост науку.