Дайте классификацию общественных процессов.

Классификация общественных процессов имеет разные основа­ния.

1. По формам общественной жизни (экономическая, социаль­ная, политическая, духовно-культурная, личностная).

2. По общественному содержанию, хотя некоторые из них непосредственно могут быть вызваны техническими, биологическими, климатическими аномалиями, например, техногенные взрывы, экологические изменения, эпидемии различных заболеваний, зем­летрясения и т. п.

3. По характеру: массовый, системный или эпизодический (на­пример, нововведение, эксперимент либо получает всеобщее рас­пространение, либо имеет эпизодический характер).

4. По уровню участия людей в решении общественных вопросов: по активности социальные процессы могут быть классифицированы как низкий, средний, высокий.

5. В зависимости от направленности на укрепление и прогрес­сивное развитие общественных связей (конструктивные) или на расшатывание и развал (деструктивные, антисоциальные).

6. В зависимости от социальной ситуации различаются по своему характеру, содержанию и длительности.

7. По уровню организации общества разделяются на: внутренние и внешние (внутриличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межобщественные, охватывающие все общество).

8. Раскройте понятия «ресурсы», «социальные ресурсы», их особенности.

Понятие ресурсы имеет два значения: (1) запасы, средства, используемые при необходимости; (2) предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени — 24 часа).

Понятию ресурсы близко по своему значению понятие резервы. Иногда они употребляются как синонимы. Резервы (лат. reservere — сберечь, сохранить): (1) источник, откуда черпаются новые силы, средства; (2) запас чего-либо на случай необходимости; (3) возмож­ные средства, еще не использованные. К этим понятиям тесно примыкает понятие потенциал (лат. potentia — сила) — совокуп­ность всех средств, запасов, источников, которые могут быть ис­пользованы в случае необходимости с какой-либо целью.

Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человече­ской энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является про­блема «распаковки» этого огромного потенциала, раскрытия твор­ческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на (1) мотивационные, (2) интеллектуальные, (3) информационные, (4) коммуникативные, (5) социально-психо­логические, (6) соревновательные, (7) демографические, (8) соци­ально-экологические, (9) деятельностные, (10) инновационные, (11) стратегические, (12) кадровые, (13) организационные, (14) управ­ленческие, (15) научные.

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые невозможно получить эффективные резуль­таты от реализации любых видов ресурсов — материальных, хозяй­ственных, природных и т. д.

Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, что принципи­ально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управ­ленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей нево­стребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности — недостаточности» являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.

Необходимо признать, что все объекты управленческих воздей­ствий в той или иной мере являются и их субъектами. Это, например, относится к социальным организациям, которые создаются, проек­тируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказы­вают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.




9. Раскройте понятие «человек как субъект управления».

И особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только осваивает нормы и цен­ности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, реализует себя каждый раз в специфической форме в зависимости от своего творческого потенциала, во-вторых, испы­тывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, личность оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Обычно, оперируя понятием личность, не рассматривают такие характеристики, как темперамент, индивидуальность, характер, эмоциональные черты, природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценно­стные ориентации, являющиеся тем механизмом самозащиты лич­ности от разрушающих воздействий социального пространства, влияние которых постоянно возрастает.

Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реа­лизации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом — залог успешного решения возникающих накануне XXI века глобальных проблем.

Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу обществу, управлению его общественными силами. Для этого необходимы иные философия и культура человеческого сообщества: одарен­ность, талантливость не заменимы нигде — ни в науке, ни в искус­стве, ни в управленческой деятельности. Они общенациональное достояние. А потому поддержка одаренных, творчески богатых людей — дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки. Принцип существования современного общества, же­лающего выжить и обеспечить себе источники развития, — предо­ставление всем личностям социально равных условий на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионально-управленческого в том числе, способствование самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами, в том числе и управления. Поэтому необходимы коллед­жи, лицеи, специальные управленческие и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть социально всеоб­щим. Критерий отбора — степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в про­тивном случае будет наблюдаться стагнация развития, нарастание разрушающих тенденций. Поэтому в центре социального управле­ния находятся личность управленца, его профессиональные и ли­дерские качества, которые сегодня изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления.

10. Охарактеризуйте состав системы управления.

Следует отметить как общую закономерность непрерывное усложнение объекта управления, связанное с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелиней­ными и потому все в меньшей мере поддаются адекватному узна­ванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Последние имеют сложную внутреннюю структуру:

• отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи); между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи); меж­ду одноименными функциональными звеньями управления на раз­ных ступенях управляющей подсистемы;

• отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).

Кроме того, отношения социального управления подразделяют­ся на:

— отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональ­ные, территориально-отраслевые;

— внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);

— межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;

— временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

— линейные, функциональные и смешанные.

Система управления, в которой реализуются функции управле­ния, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органа­ми управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных це­лей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельно­сти принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуще­ствляя обратную связь.

11. Как строятся управленческие и организационные отношения, их взаимодействие?

Управленческие и организационные отношения реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой явля­ется организационная. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает орга­низационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в резуль­тате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости — одна из важ­нейших задач управления, прежде всего ее составной части — организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.

Справедливо утверждение о том, что управленческую работу нельзя сводить к организации, но несомненным является и то, что после решения содержательных вопросов управления: определения целей, осуществления информационно-аналитической деятельно­сти, принятия управленческих решений, где тоже присутствует организационный аспект, — значимость последнего увеличивается многократно. Это связано с реализацией всех функций управления в комплексе на практике, с получением интегрального конечного управленческого результата, с организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к организационной деятельности.

На этом этапе особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей объекта и субъекта управления. Если на этапе целеполагания, оценки проблем­ной ситуации, принятия решений организационная структура толь­ко складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить вза­имодействие всех звеньев управленческой системы, скоординиро­вать взаимодействие разных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности и т. п. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.

Управленческий труд прежде всего связан с познанием тенден­ций, закономерностей развития общественной жизни и с оценкой на этой основе сложившейся социально-экономической, полити­ческой и духовно-культурной ситуации. Последняя составляет рас­хождение между целью и реальным положением дел и определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение. В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связана с тем, что всякий цикл управления включает в себя ряд этапов, стадий, которые последовательно следуют один за другим.

Последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла соответствуют операции, которые и характеризуются как функции управления. К их числу относятся функция принятия управленче­ского решения, информационная функция, организационная, ре­гулирующая, корригирующая, контрольная. Реализация этих функций и есть труд по управлению.

Итак, под системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит от: управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных орга­низаций в целом, отдельных людей — управляющих), которые осу­ществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленче­ского результата.

12. Раскройте понятие «организация»; каковы её формы, принципы, ресурсы?

Организационные отношения вообще и организационные отно­шения в системе управленческих отношений в частности сегодня приобретают особую значимость. В современном управлении очень важно не только правильно сформулировать цели, но и добиться их осуществления при наименьших издержках. Это во многом функция организации, организационной культуры.

Наши рекомендации