Социальное развитие и социальная защита персонала
Социальная защита – это система мер законодательного, социально-экономического и морально-психологического характера, связанных с минимизацией влияния факторов снижающих качество жизни.
Социальная защита обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.
Формы социальной защиты:
1) Государственные формы:
• Доступное здравоохранение
• Льготы
• Доступное образование
• Пенсионное обеспечение (Пенсия)
• Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
• Меры социальной поддержки
2) Негосударственные формы:
• Добровольное социальное страхование
• Благотворительность
• Частные системы здравоохранения и др.
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
• создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
• обеспечение безопасных условий труда для работников
• обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, смерть кормильца.
Важнейшие принципы социальной защиты работников:
• социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд
• социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан
• всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков,
• минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации
• многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;
• заинтересованность всех основных субъектов защиты в формировании и совершенствовании соответствующих систем;
Вопрос №28
Карьера персонала: понятие, виды, стратегии
Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.
Виды карьеры:
- вертикальная — вид карьеры, подразумевающий подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
- горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре.
i. Краткая хар-ка ii. Особенности мотивации (по Маслоу)
Предварительный этап (до 25 лет)
i. Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности.
Ii. Безопасность, социальное признание
- включает учёбу в школе, среднее и высшее образование. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования. Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний.
Становление (до 30 лет)
I. Освоение работы, развитие профессиональных навыков