Защиты синхронных двигателей.
Наиболее часто встречающиеся и опасные КЗ в электродвигателях - междуфазные к.з. статорной обмотки. Однофазные к.з. менее опасны, т.к. двигатели работают в сетях с U<10,5 кВ. Часто возникает режим перегрузки двигателя током. Поэтому от данных видов к.з. и повреждений д. б. установлены соответствующие защиты. Защиты двигателей не должны быть очень сложными, не должны допускать лишних отключений.
В качестве защиты от междуфазных к.з. чаще всего используют МТЗи ТО. Отсечка выполнена на реле. Ток срабатывания защиты отстраивается от пускового тока двигателя , поскольку в режиме пуска или самозапуска двиг-ей происходит ↑ тока, а защита данные режим отключать не должна.
Для двигателей Р>3000 кВт применяют диффзащиту (рис. 95). Для диффзащиты: .
От замыканий на землю защита выполняется на основе ТНП и действует на отключение двигателя без выдержки времени.В целях уменьшения перенапряжений и увеличения чувствительности защит на каждой секции 6-10 кВ устанавливают дополнительный заземляющй трансформатор со схемой соединения обмоток «звезда с глухозаземленной нейтралью-треугольник». В нейтраль заземляющего трансформатора включены параллельно два высоковольтных резистора R.При появлении замыкания на землю в двигателе активный ток замыкания течет через двигатель и сопротивление R,В неповрежденных двигателях активной составляющей тока нет. От емкостного тока, возникающего при замыкании на землю защита д. б. отстроена величиной тока Iсз.
Защита от перегрузки выполняется в виде МТЗ, действующей на сигнал, если перегрузку можно снять без остановки двигателя и на отключение - если по технологическим особенностям производства снять перегрузку можно только остановив двигатель.
Рис. 95 Защиты двигателя от междуфазных к.з.
Лучше всего определить перегрузку двигателя по токам можно с помощью тепловых реле. Эти реле выполняются на принципе использования различных коэффициентов линейного расширения металлов под влиянием нагрева. Но тепловые реле сложны в обслуживании и наладке, что ограничивает их применение.
Защита от понижения напряжения. При снижении U на шинах, к которым подключены двигатели до 0,5 защита отключает часть неответственных двигателей, чтобы при восстановлении U обеспечить самозапуск ответственных неотключавшихся двигателей. Реле имеет уставку по напряжению =0,5 .
На синхр. двигателях устанавливается защита от асинхронного режима, реагирующая на появление уравнительного тока : , где Uc - напряжение на шинах; хс - эквивалентное сопр-е системы, - сопр-е двигателя в сверхпереходном режиме.
Двигатели малой мощности и включенные на U=0,4 кВ защищаются от всех видов КЗ с помощью предохранителей или автоматических выключателей (а также тепловым реле) .