Глава 2 Анализ по обращениям граждан
Поступившим в Администрацию Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия за 2016 - 2017 года
Общие сведения.
Анализ количества обращений, поступивших за последние три года (2015, 2016, 2017) на имя Главы Республики Бурятия и в адрес заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, свидетельствует о том, что ежегодно в первом полугодии число обращений больше, чем во втором полугодии. Эту тенденцию подтверждает и показатель I полугодия 2017 года (2795 обращений).
За отчетный период на имя Главы Республики Бурятия и в адрес заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия поступило 2 795 обращений, что на 7,7% больше, чем во I полугодии 2016 года (2 596 обращений), и на 21,7% больше, чем в II полугодии 2016 года (2 297 обращений).
Диаграмма 1. Динамика количества поступивших обращений.
Источники поступления.
В отчетном периоде продолжилось перераспределение долей обращений между источниками поступления.
Диаграмма 2. Динамика распределения долей обращений по источникам поступления.
Сократились доли обращений, направленных на рассмотрение в Правительство Республики Бурятия Администрацией Президента Российской Федерации, руководителями федеральных и региональных органов власти, депутатами НХ РБ и увеличилась доля обращений, поступивших непосредственно от заявителей.
Таблица 1. Количество поступивших обращений с разбивкой по источникам поступления.
Наименование | I полугодие 2016 года | II полугодие 2016 года | I полугодие 2017 года | |||
Администрация Президента РФ | 36,6% | 27,9% | 21,1% | |||
Иные органы власти | 12,8% | 15,4% | 8% | |||
Народный Хурал РБ | 0,9% | 1,7% | 0,5% | |||
От заявителей | 1 292 | 49,7% | 55% | 70,4% | ||
ИТОГО: | 2 596 | 100% | 100% | 100% |
Диаграмма 3. Динамика долей поступивших обращений с разбивкой по источникам поступления.
Необходимо отметить, несмотря на увеличение числа обращений в I полугодии 2017 года продолжает сокращаться доля обращений, направленных жителями Республики Бурятия в адрес Президента Российской Федерации на протяжении трех последних отчетных периодов. Доля обращений, направленных жителями Республики Бурятия в адрес Президента Российской Федерации,сократилась на 15,5% относительноI полугодия 2016 года и на 6,8% относительно II полугодия и 2016 года.
Динамика распределения количества и доли обращений, поступившие на рассмотрение из Администрации Президента Российской Федерации, по адресу проживания заявителей представлена в таблице 1 приложения 1.
Анализ распределения данных обращений по адресу проживания заявителей показал, что традиционно наибольшее число обращений в адрес Президента Российской Федерации в отчетном периоде направлялось жителями г. Улан-Удэ (40,9 %). При этом необходимо отметить, что доля обращений от жителей г. Улан-Удэ относительно I полугодия 2016 года увеличилась на 1,5 %.
Отмечается увеличение доли и числа обращений, направленных в адрес Президента Российской Федерации, от жителей Иволгинского и Бичурского районов. Их доля увеличилась на 1,0 и 0,6 % соответственно.
Сократились число и доли обращений от жителей г. Северобайкальск, Джидинского, Заиграевского, Закаменского, Кижингинского, Курумканского, Муйского, Северо-Байкальского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского и Хоринского районов. Доля обращений от жителей Заиграевского, Тарбагатайского и Муйского районов сократилась в 2 раза.
Менее одного процента приходится на долю жителей Баунтовского, Еравнинского, Закаменского, Кижингинского, Курумканского, Тарбагатайского, Тункинского и Хоринского районов, от жителей Окинского района - нет обращений.
Доля обращений, направленных на рассмотрение в Правительство Республики Бурятия из федеральных и региональных органов власти, а также из органов местного самоуправления, в отчетном периоде уменьшилась на 4,8 % относительно I полугодия 2016 года и почти в 2 раза относительно II полугодия 2016 года и составила 8 % от общего числа всех обращений, поступивших на рассмотрение во I полугодии 2017 года. Сократилось количество обращений, направленных на рассмотрение в Правительство Республики Бурятия депутатами Государственной Думы ФС РФ и составило 17,9 % относительно I полугодия 2016 года (54 %).
Доля обращений, поступивших на рассмотрение в Правительство Республики Бурятия от депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, составляет менее одного процента от общего числа обращений. Но при этом число обращений от депутатов Народного Хурала Республики Бурятия уменьшилось относительно I полугодия 2016 года на 0,4 % и почти в 3 раза относительно II полугодия 2016 года.
Доля обращений, поступающих на имя Главы Республики Бурятия и в адрес Правительства Республики Бурятия непосредственно от заявителей, в отчетном периоде составила 70,4 % и продолжает увеличиваться на протяжении трех последних отчетных периодов.
Диаграмма 4. Динамика долей обращений, поступивших непосредственно от заявителей.
Результаты рассмотрения.
В большинстве случаев в результате рассмотрения обращений заявители получают ответы с разъяснениями. С результатом «поддержано» в I полугодии 2017 года рассмотрено 2,3% обращений, с результатом «не поддержано» - менее одного процента.
Таблица 2. Динамика результатов рассмотрения обращений.
Результаты рассмотрения | I пг. 2016 г. | % | II пг. 2016 г. | % | I пг. 2017 г. | % |
«Разъяснено» | 92,4 | 92,4 | 97,6 | |||
«Поддержано» | 7,1 | 7,3 | 2,3 | |||
«Не поддержано» | 0,5 | 0,3 | 0,1 | |||
Всего | 2 596 |
Формы обращений.
Существует три формы обращений: письменная, устная и электронная формы обращений.
Для обращения в адрес Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия заявителям доступны различные формы. В отчетном периоде, как и в предыдущих периодах, в адрес Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обращения поступали преимущественно в письменной форме (47,9%), а также в электронной форме (46%). При этом доля письменных обращений в отчетном периоде увеличилась на 10,7% относительно I полугодия 2016 года и на 8,9% относительно II полугодия 2016 года, а доля обращений, направленных заявителями в электронной форме, сократилась на 9% и 8% соответственно.
Таблица 3. Количество поступивших обращений с разбивкой по формам.
Форма обращения | I пг. 2016 г. | % | II пг. 2016 г. | % | I пг. 2017 г. | % |
Письменная | 37,2 | 39,0 | 47,9 | |||
Устная | 5,8 | 7,0 | 6,1 | |||
Электронная | 1 481 | 57,0 | 54,0 | 46,0 | ||
Всего | 2 596 |
Виды обращений.
Обращения граждан могут быть сделаны и в устной форме.Существует четыре вида обращений граждан: это предложения, заявления, запросы и жалобы.
Под предложениями обычно понимаются обращения, содержащие предложения по совершенствованию политических, социально-культурных сфер деятельности органов власти и управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина.
Заявление - обращение граждан по поводу реализации личных прав или законных интересов.
Запрос - особый вид служебно-делового письма, направляемого в адрес предприятия представителями органов государственной власти или других предприятий. Обычно запрос выполняет двойную функцию. Во-первых, посредством запроса до сведения руководства предприятия доводится информация (чаще всего негативного характера), касающаяся деятельности предприятия. Во-вторых, в запросе практически всегда содержится просьба о представлении запрашивающей стороне информации, касающейся тех или иных направлений деятельности предприятия
Под жалобой понимаются обращение по поводу нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, сообщение о бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, неправомерных действиях должностных лиц.
Жалобой признается также несогласие с решениями или действиями государственного или общественного органа, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.
Работа с предложениями, заявлениями и жалобами граждан ведется отдельно от общего делопроизводства. Она регламентируется специальным общеотраслевым документом «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». В нем определен четкий порядок работы с этими документами независимо от категорий и специфики деятельности учреждения.
Помимо привычных терминов «предложение», «заявление» и «жалоба» в практику работы с этими документами включены такие понятия, как «ходатайство», «коллективное обращение», «петиция».
Ходатайство определяется как письменная просьба гражданина о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов, их подтверждающих.
Коллективное обращение - обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании, имеющих общественный характер, и подписанное организатором и (или) участниками митинга или собрания.
Петиция -- коллективное обращение граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.
В нашей стране сложилась законодательно-нормативная база для организации работы с обращениями граждан, в которой определены ответственность, технология получения, обработки, контроля за исполнением, анализа этой категории документов.
По видам обращений в отчетном периоде, как и прежде, основную долю составляют заявления (просьбы гражданин о содействии в реализации конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности указанных органов и должностных лиц).
На долю жалоб и предложений приходится более одного процента от всех поступивших обращений. При этом доля и количество жалоб в отчетном периоде увеличилась относительно показателей I полугодия 2016 года.
Таблица 4. Количество поступивших обращений с разбивкой по видам.
Форма обращения | I пг. 2016 г. | % | II пг. 2016 г. | % | I пг. 2017 г. | % |
Заявление | 98,5 | 98,9 | 97,5 | |||
Предложение | 0,6 | 0,5 | 1,2 | |||
Жалоба | 0,9 | 0,6 | 1,3 | |||
Всего | 2 596 |
Говоря о том, насколько эффективна работа отдела в данном направлении, обратимся к цифрам. Как видно из отчета за 2016 год, за первое полугодие в отдел по работе с обращениями граждан поступило2596 письменных и устных обращений граждан, за второе полугодие уже 2795 обращений граждан.
Приоритетными темами обращений вадрес Главы Екатеринбурга и его заместителей в 2016г.– 2017г. были:
· вопросы землепользования
· вопросы коммунального хозяйства
· вопросы жилья, продолжает поступать много писем об улучшении жилищных условий от ветеранов ВОВ и членов их семей;
· вопросы благоустройства, вопросы транспорта, вопросы социального обеспечения.