Организация проведения аттестации персонала.
Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
Главное назначение аттестации – не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Задачи аттестации:
· определить и оценить знания, умения и качества работника;
· высветить, оценить и развить сильные стороны работника;
· определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;
· установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины и перспективы выдвижения на ранней стадии;
· оценить нормальное состояние персонала.
Цели аттестации персонала:
1.Административные: повышение, перевод, понижение, прекращение трудового договора
2. Информационные (Информирование работников об их квалификации, качества и результатов труда.Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специальности, совершенствовании стиля и метсдав управления персоналом организации)
3. Мотивационные (Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации).
Различают четыре вида аттестации служащих:
1. Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.
2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендацийпо использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.
3. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.
4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.
Методы проведения аттестации
Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:
· Ранжирование, в рамках которого требуется расставитьподчиненных по порядку в зависимости от их заслуг (достижений), причем, как правило, по их реальной способностивыполнять работу, хотя иногда ранжирование проводится понескольким выбранным характеристикам.
· Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориямдостижений (заслуг) на основании общей эффективностидеятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
· Шкала оценок – наиболее часто использующийся методаттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещаетсяшкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер(руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот илииной фактор или характеристика присущи работнику.
· Метод открытой аттестации представляет собой инновацию сравнительно недавнего времени, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки.Вместо того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об аттестуемомработнике вместо проставления галочек в столбцах.
Этапы аттестации.
Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.
Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:
· разработку принципов и методики проведения аттестации;
· издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция похранению персональной информации);
· подготовку специальной программы по подготовке кпроведению аттестационных мероприятий (при проведенииаттестации в первый раз по новой методике);
· подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).
На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности и подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная, группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.
Проведение аттестации:
· аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
· аттестуемые и не только руководители, но и сотрудникии коллеги заполняют оценочные формы;
· анализируются результаты;
· проводятся заседания аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации:
· анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
· подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
· утверждение результатов аттестации.
Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с таким работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.