Основные этапы современного менеджмента.
1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.) – это совокупность методов организации и нормирования труда; управления производственными процессами; подбора, расстановки работников и т.п.
2. Административная (классическая) школа управления (1920 – 1950 гг.) Главная цель школы – обоснование универсальных принципов руководства организации в целом.
3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950 г – по настоящее время) - отношений по существу являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п.
4. Наука управления (исследование операций) или количественный подход (1950 г– по настоящее время). Суть этого метода – переход от словесных описаний к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи и использующих эти модели для принятия управленческих решений.
17. Формальная группа – специально сформированная руководством группа людей (то есть в результате организационного процесса).
Формальные группы возникают при структуризации.
Основные типы формальных групп:
· Группа руководителя – руководитель и его подчиненные.
· Рабочая или целевая группа. Такая группа также имеет руководителя, но ее члены имеют более широкое полномочия для решения поставленной задачи.
· Комитеты. Это группы, которым делегированы полномочия для решения конкретной задачи. Члены такой группы принимают решения коллективно.
Неформальные группы – спонтанно возникающие в процессе функционирования группы людей, регулярно взаимодействующих между собой.
Основные характеристики неформальной группы:
· Осуществление неформального контроля через нормы общения, поведения, использование мер, санкций.
· Отношение к переменам (сопротивление им, неадекватная оценка последствий, завышенная оценка требований).
· Наличие неформальных лидеров.
Неформальная структура организации возникает и развивается спонтанно.
18. Процесс - это совокупность последовательных целенаправленных действий для достижения какого-либо результата. Участниками процесса управления являются руководители, исполнители и контролеры.
Цель управленческого процесса - объединение усилий участников для достижения конкретного результата. Предмет управленческого процесса - информация, которую исполнители, контролеры и руководители используют в своей деятельности.
Средства осуществления процесса - это документы и различные средства приема, передачи, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации.
Правильно спроектированный процесс управления делает организацию преуспевающей. А для того, чтобы этот процесс правильно проектировать, необходимо знать его внутреннюю структуру, взаимосвязи между отдельными этапами выполнения и их характеристики.
вопрос 19: изучение внешней среды организации и условий ее функционирования;
Внешняя среда – элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, но не относятся к ее внутренним переменным. Но изменения внутри организации, вызванные ими, могут рассматриваться как внутренние переменные.
Характеристика:
· сложность:
- большое кол-во факторов влияния (соц-ных, технических и т.д.);
- характер воздействия: среда прямого воздействия - поставщики, потребители и конкуренты, организации и т.д.; среда косвенного воздействия – факторы, которые влияют на нее косвенно (Общеэкономическая ситуация, уровень безработицы, уровень инфляции и т.п.)
- Взаимодействием элементов внешней среды между собой (как между элементами одного фактора, так и между различными факторами).
· динамизм заключается в постоянном изменении внешней среды и неравномерности этих изменений.
· неопределенность – это ограниченность информации о ней и низкая степень её достоверности.
вопрос 20: современный менеджер: требования, компетенции, методы их формирования.
Менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономики.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров:
· Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента
· Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации
· Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе
· Владение искусством управления человеческими ресурсами
· Владение искусством налаживания внешних связей
· Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию - знания и умения
Время постоянных перемен и инноваций диктует свои особые требования к компетенции менеджера. Очень важно в наше время уметь приспособиться к темпу развития, спланировать и организовать эффективную работу всего персонала и при этом не забывать о повышении уровня компетенции.
Вопрос 21 Функции и методы менеджмента:
Функции:
1) Планирование-это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения.
2) Организация-это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
3) Мотивация-это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
4) Контроль-это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Методы:
1)Организационный: проектирование, ориентация, нормирование, документирование
2)Экономический: постановка общих целей, создание условий для самостоятельной деятельности
3)Административный: распорядительство, наказание, поощрения
4)Социально-психологический: развитие индивидуальных способностей работников