Факторы и ограничения, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
Факторы, влияющие на принятие управленческого решения. Выбор управленческого решения весьма неоднозначен и зависит во многом от влияния различных факторов на этот процесс. -личностные оценки руководителя; -система личностных предпочтений
Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов.
Ситуационные факторы конкретные обстоятельства, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив. Рассмотрим их более подробно.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА.макроокружение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.Макроокруженue включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.
Экономические условия— это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации.
Цели организации. Цель — это мысленное предвосхищение в сознании руководителя желаемого результата будущих действий.Орг-ция существует ради достижения своих целей, которые направляют ее деятельность и определяют содержание всех управленческих решений.
Структура организации — это совокупность наиболее устойчивых связей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как социальной системы.
Организационная культура представляет важным элементом организационной культуры являются так называемые видимые артефакты, которые включают конкретные образцы поведения в организации, а также ее «символику» (истории, легенды, мифы, ритуалы, язык, гимн, флаг, лозунг, логотип, кодексы чести и поведения и другие элементы).
принятие управленческих решений— это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.
Что такое «метод»управления.
Под методами управления понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Методы (инструменты):
Админ. – основан на власти и должностных полномочиях руководителей.
Экон. – основан на принципе эк.целесообразности, как опред. соглашения м/у работодателем и работником о возмещение трудовых затрат.Инструменты: договор, налоги, страхование, кредитование.
Соц-псих. – метод основан на изучении соц-пс. Характеристик персонала ч/з формирование определенной корпоративной культуры и создание микро климата орг.
Позволяет руководителю коллектива объективно осуществить социальное планирование , регулировать социально психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически проводить социальные исследования в коллективе и особенно полезно знать мнения членов о руководителе.
Что такое группа.
Соц.группа - совокупность индивидов, объединенных каким-либо признакоммв виде общности целей, ценностей, интересов, мнений и т.д.
Классификация групп
1) условные, т.е. они не осознают себя группой (пассажиры, пешеходы, мужчины, блондинки, пенсионеры);
2) реальные, т.е. они осознают себя группой (фанаты фк, рыбаки, охотники);
а) естественные, т.е. для удовл собственных, естественных потребностей.
Объединяются по своей воле.(болельщики, студенты, депутаты);
- большие ( мин. 30; ~) * устойчивые, от неск.часов до неск.суток (нации, народы, конфессиональные объединения, крестьяне, трудовые династии, студенты МГУ * стихийные, от неск.часов до 3 суток (ДТП, концерт, пожар)
- малые (2/3; мах 30, 15/20). Число ЮНГА 7+_ 2 * формальные (гр.132, семья) * неформальные (клуб любителей собак, семья)
б) лабораторные (Дом-2, Голос)
Виды групп
--ассоциации - объединения людей по личным интересам и предпочтениям (собаководы, рыболовы)
--кооперация - объединения для деят-ти (акционеры, партнеры по бизнесу)
--корпорация - объединение людей по общим целям и ценностям (Газпром, ЦБ, Сбербанк)
--коллектив - объединение людей для совместной деят-ти и личным интересам, т.е. ассоция+кооперация (трудовой кллектив, гр.132)
--команда -
Функции групп
--Инструментальная - выраж-ся во взаим-е. Это фун совместнной деят-ти. (Репка).
--Экспрессивная - возмож-ть обмена эмоциями (обнимашки).
--Поддерживающая - это синергия.
--Соц или воспитательная - выраж-ся в социализации индивида. ( 1 класс после дет.сада)
Каждая группа проходит определенный жизнен.цикл, совок.этапов кот-го наз. групповая динамика.
1 этап. Формирование (от неск.часов до 1 дня)
2 этап. Бурление (Сметение) (от 1 до 3 дней)
3 этап. «Ближний бой» (Упорядочение) (от 3 дней до 3 месяцев). Происходит выюор ролевой идентификации и поддержание соот-х ролевых сценариев.
4 этап. Функционирование (от 3 месяцев до неск. лет)
5 этап. Распад.
Что такое социальная роль
У каждого члена соц.группы есть своя роль, выбранная или предписанная.
Таким образом ролевая идентификация - это модель поведения чел, заданная позицией личности в сис-ме общественных отнош. и одновременно это поведение, кот.ожидается от чел занимающего опред.статус в группе.
Основ.роли в группе:
1) Лидер: организует работу, сплатчивает, контролирует деят-ть, берет ответ-ть, свои права и амбиции заявляет открыто. Хочет власти.
2) Эксперт: обладает нужными для группы знаниями и инструментальными умениями, его характеризует эрудия и высокоразвитый интеллект. Хочет признания и уважения.
3) Герой: мотивирует к активности, ведет за собой, бесстрашный, облпдает способностью к подвигу, не умеет анализировать. Хочет славы.
4) Моралист: оценивает ситуацию, оценивает людей, обладает развитым чувством долга, безкомпромиссный. Хочет истины, быть правильным.
5) Серый кардинал: манипуляторы, т.е.дей-т негласно, гибкие и адартированные, дипломатичные, склонные к интригам, переменчивы во мнениях. Хочет стать лидером.
6)Солнышко или любимчик: сплатчивает коллектив, коммуникабельный, гасит конфликты, не имеют волевой концентрации. Хочет любви и одобрения.
7) Оруженосец или адьютант: транслирует идеи лидера, собирает инф о всех членах группы, подозрительные, мнительные, моральные трусы. Хотят защиты.
8) Жертва: добровольно берет на себя вину, нервозные, склонны к преувеличению, новязчивые. Хотят снисходительности, жалости.
9) Работяга: выпол-т работу в поставленные сроки в полном объеме, дисциплинированные, практичные, консервативные.Хотят стабильности.
10) Шут (клоун): умеет разрядить обстановку, склонны к неадекватному поведению или эпатажу во внешнем виде. Хотят привлечь к себе внимание.
11) Козел отпущения - тот на кот.сваливают чужую обязанность и ответ-ть за чужие поступки.
12) Изгой: изолированные, не умеют конструктивно мыслить, имеют какой-то дефект.
Адаптация - приспосбление. (Ментальное, эмоциональное, Физическое)
Что такое стресс?
Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Источники стресса: травма или кризисная ситуация; мелкие ежедневные неурядицы; конфликты либо общение с неприятными людьми; препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей; ощущение постоянного давления.
Профилактика стрессов – стиль жизни, здоровое питание, рациаональный отдых, здоровый сон, правильная личная жизнь.
Что такое управление.
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления. субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам:
по уровню решаемых задач – эк-ка республик, в целом, отрасли, региона, фирмы;
по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.п.;
по адресату воздействия - частные национальные компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.