Информационных систем обработки информации и управления
(АСОИ)
Задания и методические указания
к выполнению курсовой работы
Для студентов специальности 230102 -
«Автоматизированные системы обработки информации
и управления»
всех форм обучения
Москва 2012
УДК 681.3.06
ББК 65.26с.я73
Куликова И.В. Проектирование автоматизированных систем
обработки информации и управления (АСОИ). Задания и
методические указания к выполнению курсовой работы.
- М.: МГУТУ, 2012. - 60 с.
Настоящие методические указания подготовлены на основании программы по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ)» спец.230102, утвержденной УМО, и стандарту на дисциплину и предназначены для студентов всех форм обучения.
Рецензенты: Соколов Г.В., Руководитель Отдела разработки программного обеспечения ЗАО «СБСОФТ»;
Филиппов В.В., Руководитель Отдела внедре-
ния и опытной эксплуатации информационных
систем Дирекции информатизации ФГУП
«Почта России»
Редактор: Кораблева Г.А., к.э.н., доцент МГУТУ
ã Куликова И.В.
Московский государственный университет технологий и
Управления им. К.Г. Разумовского, 2012.
109004, Москва, Земляной вал, 73
Цель работы – выполнение проекта автоматизированной системы
обработки информации и управления на основе:
- анализарезультатов информационного обследования;
- выделения потоков данных и их взаимосвязей;
- моделирования бизнес - процессов;
- моделирования на основе полученной модели бизнес - процессов
системных процессов и экранных форм;
- документирования процессов проектирования и реализации проекта.
Номер варианта задания определяется последней цифрой шифра
студента.
Литература
1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 352 с.
2. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 192 с.
3. Худякова И.В. Проектирование автоматизированных систем обработки информации. Учебно-практическое пособие для студентов специальности 230102. ‑ М.: МГУТУ, 2012. – 52 с.
4. Гаврилюк Я.Д. Базы данных. Учебно-практическое пособие для студентов технологических, управленческих и инженерных специальностей. ‑ М.: МГУТУ, 2012. – 56 с.
ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Вариант 1. Спроектировать систему учета реализации лотерей.
Компания занимается реализацией лотерей и ей необходима система, позволяющая вести их учет и формировать отчетность.
Имеется несколько партнеров, у каждого из которых есть несколько видов лотерей (тиражные, бестиражные и комбинированные). Тиражные и комбинированные лотереи выходят не более 5 раз в месяц. Остаток этих лотерей после реализации уничтожается.
Остаток бестиражных лотерей может быть возвращен партнеру или оставлен для дальнейшей реализации (партнеру сообщаются номера оставшихся билетов).
Работа ведется по договору комиссии, в соответствии с которым по ценам партнера компания реализует лотереи и выплачивает вознаграждения за выигрыши.
Прибыль компании составляется за счет процентов премий вознаграждения за реализацию и выплату вознаграждений, предусмотренных договором.
Для выплаты вознаграждения компания получает от партнера некоторый денежный фонд, который по необходимости пополняется. Если средств истрачено больше, чем было в данном фонде, то компания вычитает эту сумму из той, которая передается партнеру в данном периоде.
Процент вознаграждения устанавливается различным для аппарата управления компании и подразделений, которые занимаются непосредственно реализацией лотерей.
Система должна формировать ежемесячные отчеты по партнерам, видам лотерей в разрезе подразделений и аппарата управления, а также в целом по компании.
Вариант 2. Спроектировать АИС (автоматизированную информационную систему) работы отдела приема пациентов и медицинского секретариата.
Администрация больницы заказала разработку информационной системы для отдела приема пациентов и медицинского секретариата. Новая система предназначена для обработки данных о врачах, пациентах, приеме пациентов и лечении. Система должна выдавать отчеты по запросу врачей или администрации.
Перед приемом в больницу проводится встреча пациента и врача. Врач сообщает в отдел приема пациентов об ожидаемом приеме больного и передает данные о нем. Пациент может быть принят в больницу более чем один раз, но если пациент ранее не лечился в больнице, ему присваивается регистрационный номер и записываются его данные (фамилия, имя, отчество, адрес, дата рождения, номер страхового полиса, место работы).
Пациент должен быть зарегистрирован в системе до приема в больницу.
Спустя некоторое время врач оформляет в отделе приема пациентов прием больного. При этом определяется порядковый номер приема и запоминаются данные приема пациента. После этого отдел приема посылает сообщение врачу для подтверждения приема больного. При этом определяется порядковый номер приема и запоминаются данные приема пациента. После этого отдел приема посылает сообщение врачу для подтверждения приема больного. В это сообщение включаются регистрационный номер пациента и его фамилия, порядковый номер приема, дата начала лечения и номер палаты.
В день приема пациент сообщает в отдел приема о своем прибытии и передает данные о себе (или изменения в данных). Отдел приема проверяет и при необходимости корректирует данные о пациенте. Если пациент не помнит свой регистрационный номер, то выполняется соответствующий запрос. После регистрации пациент получает регистрационную карту, содержащую ФИО пациента, адрес, дату рождения, номер телефона, группу крови, название страховой компании и номер страховки.
Во время пребывания в больнице пациент может лечиться у нескольких врачей; каждый врач назначает один или более курсов лечения, но каждый курс лечения назначается только одним врачом. Данные о курсах лечения передаются в медицинский секретариат, который занимается координацией лечения пациентов, регистрируются и хранятся там. Данные включают номер врача, номер пациента, порядковый номер приема, название курса лечения, дату назначения, время и примечания.
При необходимости врач запрашивает в медицинском секретариате историю болезни пациента, содержащую данные о курсах лечения, полученных пациентом.
Вариант 3. Спроектировать АИС обработки информации колледжа по педагогическому составу и посещению занятий и секций студентами.
В колледже работают N преподавателей. О каждом преподавателе известна следующая информация: фамилия; имя; отчество; год рождения; пол; образование; учебное заведение, которое он окончил (предполагается, что каждый из них окончил не более одного специального учебного заведения); специальность; иностранные языки, которыми владеет преподаватель, и степень владения ими, адрес, информация о детях (ФИО, год рождения).
Каждый преподаватель может вести один или несколько предметов. За каждой группой студентов закреплен один руководитель.
Имеется расписание занятий, в котором зафиксировано, в какой аудитории, какая группа занимается, каким предметом, и какой преподаватель его ведет.
Некоторые преподаватели ведут специальные семинары. Каждый преподаватель может вести несколько семинаров. Имеется расписание работы семинаров. Известно, кто из студентов посещает каждый семинар.
В колледже работают спортивные секции. Занятия в каждой из секций ведут несколько тренеров. Занятия в секциях ведутся по группам. Каждый студент может заниматься в одной или нескольких секциях. В каждой из этих секций он записан в определенную группу. Каждая группа закреплена за одним определенным тренером.
Имеется расписание работы секций, в котором указано, какая группа, в какое время, с каким тренером занимается, а также место проведения занятий. Каждый тренер для каждой группы ведет журнал посещения занятий ее членами.
Вариант 4. Спроектировать систему начисления зарплаты на основе карточек учета рабочего времени.
В компании поставлена задача создания новой системы начисления зарплаты взамен морально устаревшей существующей системы. Новая система должна предоставлять служащим возможность записывать электронным способом информацию из карточки учета рабочего времени и автоматически формировать чеки на оплату, учитывающие количество отработанных часов и общий объем продаж (для служащих, получающих комиссионное вознаграждение). В системе должна храниться информация обо всех служащих компании.
Часть служащих получает почасовую оплату. Она начисляется на основе карточек учета рабочего времени, каждая из которых содержит дату и количество часов, отработанных в соответствии с конкретным тарифом. Если какой-нибудь служащий отработал в день более 8 часов, сверхурочное время оплачивается с коэффициентом 1,5. Служащие почасовики получают зарплату каждую пятницу.
Часть служащих получает фиксированный оклад, однако они тоже представляют свои карточки учета рабочего времени. Благодаря этому система может вести учет количества часов, отработанных в соответствии с конкретными тарифами. Такие служащие получают зарплату в последний рабочий день месяца.
Некоторые из служащих с фиксированным окладом также получают комиссионное вознаграждение, учитывающее объем продаж. Они представляют заказы на поставку, отражающие дату и объем продаж. Процент комиссионного вознаграждения определяется индивидуально для каждого служащего и может составлять10, 15, 25 или 35 % от оклада.
Одной из наиболее часто используемых возможностей новой системы является формирование различных отчетов: запросить количество отработанных часов, суммарную зарплату, оставшееся время отпуска и т.п.
Служащие вправе выбирать способ оплаты за работу. Они могут получать свои чеки на оплату по почте, на счет в банке или на руки в офисе.
Администратор системы курирует информацию о служащих. В его обязанности входят ввод данных о новых служащих, удаление данных и изменение любой информации о служащем, такой, как имя, адрес, способ оплаты, а также формирование различных отчетов для руководства.
Система должна взаимодействовать с существующей банковской системой посредством интерфейса электронных транзакций.
Вариант 5. Спроектировать систему обработки заказов покупателей, сделанных по каталогам или через Интернет.
Компания – торговый посредник, продающая товары различных производителей, разрабатывает систему обработки заказов.
Дважды в год компания публикует каталог продуктов, который рассылается клиентам и другим заинтересованным лицам.
Клиенты приобретают товары, направляя в компанию перечень продуктов с информацией об оплате. Компания выполняет заказы и отправляет товары по адресам клиентов.
Система должна отслеживать заказ от момента его получения до отправки товара.
Клиенты могут возвращать товары, оплачивая, возможно, при этом некоторые издержки.
Часть клиентов заказывает товары через Интернет.
Компания пользуется услугами различных транспортных и страховых компаний.
Вариант 6. Спроектировать АИС работы отдела кредитования банка.
Небольшой банк автоматизирует деятельность, связанную с кредитованием физических и юридических лиц (индивидуальных клиентов и организаций).
В настоящее время кандидат на получение кредита заполняет бумажную форму, прикладывает необходимые документы (финансовый отчет, перспективную оценку финансового состояния и др.) и отправляет в банк. Референт по кредитованию анализирует запрос на предмет возможных ошибок и подтверждает его достоверность.
Затем референт запрашивает отчет о кредитных операциях клиента в отделе кредитования. Копия отчета просматривается банковским служащим, а референт проверяет финансовое положение и доход клиента. Служащий также обращается к существующей системе управления счетами клиентов, чтобы получить необходимую информацию о состоянии счета и предыдущих кредитах клиента.
Вся информация комплектуется в кредитный запрос и направляется для оценки кредитному инспектору. Если запрос утверждается, инспектор определяет наилучшие условия кредитования и уведомляет об этом клиента. Если клиент принимает условия, то кредит оформляется.
На обработку запроса обычно уходит минимум две недели (как для индивидуальных клиентов, так и для организаций).
Цель автоматизации - сократить время обработки запроса до 48 часов для индивидуальных клиентов и 72 часов для организаций, сократить количество сотрудников, занятых в процессе обработки, и увеличить количество запросов, обрабатываемых в заданный период.
Вариант 7. Спроектировать систему учета горючего на автокомбинате.
На автокомбинате имеется несколько колонн автомашин, осуществляющих перевозки у клиентов.
За каждой автомашиной закреплен один или более (до трех, если автомашина имеет почти круглосуточный график работы) водителей, устанавливается вручную. Автомашина имеет свой гаражный номер, а водитель – табельный.
График работы автомобиля представляет собой расписание по дням недели и часам работы с указанием водителя, который в данный момент работает на автомашине.
Перевозки производятся на основе приложения к соглашению с клиентом, в котором указывается адрес места назначения, пробег (работа у клиента), нулевой пробег (километраж до клиента), а также расценки на работу за 1 км.
Клиент характеризуется наименованием (полным и кратким), юридическим и фактическим адресами, ИНН, банковскими реквизитами, а также данными руководителя и контактного лица, отвечающего за организацию перевозок.
Известны нормы расхода горючего каждой автомашины в различных условиях.
Согласно этим нормам производится планирование расхода горючего и выделение горючего на автомашины. Количество спланированного горючего на работу одного водителя печатается в карточке, выдаваемой водителю. В этой карточке содержатся данные водителя и автомобиля, а также количество часов работы и наименование клиента.
После выполнения автомашинами заданий по перевозкам должен быть организован ввод данных о фактическом расходе горючего по путевым листам. На основе сравнения планируемых и фактических данных определяется экономия или пережег горючего по каждому водителю.
Вариант 8. Спроектировать АИС учета наград сотрудников и их поощрений.
В компании «Почта России» требуется организовать автоматизированный учет наград и поощрений сотрудников.
Компания имеет аппарат управления, филиалы, почтамты и отделения связи. Кроме того, аппарат управления имеет ряд департаментов, а филиалы, почтамты и отделения почтовой связи имеют ряд подразделений одинаковых наименований. Требуется вести учет и формировать отчетность как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям. Кроме того, отчетность должна формироваться с учетом периода награждения сотрудника, т.е. либо по годам, либо в целом за все годы.
Награды сотрудников бывают нескольких категорий.
Внутри категорий награды подразделяются по наименованиям.
Отчеты должны формироваться также по категориям и наименованиям наград.
Вариант 9. Спроектировать АИС внедрения новой техники и технологий.
Компания занимается внедрением новой техники и технологий на железных дорогах России, каждая из которых имеет свои точки внедрения.
Требуется создать автоматизированную систему для контроля процесса внедрения новой техники и технологий, которая распределяется по темам программы внедрения. По каждой теме работает отдельный исполнитель, который внедряет оборудование данной темы.
Полное внедрение новой техники или технологии подтверждается актом выполненных работ, каждый акт имеет свой номер, дату получения, наименование дороги, точки внедрения, темы, количество единиц внедренного оборудования.
Для контроля внедрения должны формироваться справки по дорогам, в которых должно быть отражено:
наименование темы программы внедрения, точки внедрения, исполнителя работ по договору;
план по программе (в единицах);
цена одной единицы;
количество полученного оборудования;
количество смонтированного оборудования;
пуско-наладочные работы (по количеству оборудованию и сумма, на которую выполнены работы);
внедрено по актам (количество и сумма).
На основе этих данных следует определять:
остаток внедрения в единицах и рублях по темам, исполнителям и дорогам;
количество и сумму внедрения, не подтвержденного актами, по дорогам, темам и исполнителям.
Вариант 10. Спроектировать АИС сервисного обслуживания внедренной техники.
Компания занимается внедрением новой техники и технологий на железных дорогах России.
Требуется создать автоматизированную систему для учета сервисного обслуживания внедренной техники, которая распределяется по темам программы внедрения. По каждой теме работает отдельный исполнитель, который внедряет оборудование данной темы.
Сервисное обслуживание может быть двух видов: гарантийное и послегарантийное.
При гарантийном обслуживании в случае возникновения отказа не по вине предприятия, эксплуатирующего данное оборудование, ответственность несет исполнитель работ по установке оборудования и осуществляет ремонт или замену оборудования за счет своих средств. В период послегарантийного обслуживания ремонт производится за счет предприятия.
Отдел сервисного обслуживания занимается координацией работ, принимает информацию от предприятий об отказах или сбоях работы оборудования.
При этом ведется реестр внедренного оборудования, в котором указывается:
- железная дорога;
- наименование;
- исполнитель;
- предприятие;
- дата внедрения;
- срок гарантии;
- дата окончания гарантии;
- дата отказа;
- описание отказа;
предпринятые корректирующие действия.
На основании реестра должны формироваться отчеты:
по количеству внедренного оборудования, находящегося на гарантийном обслуживании в целом и в разрезе дорог и исполнителей;
по количеству оборудования, находящегося на послегарантийном обслуживании в целом и в разрезе дорог и исполнителей;
по количеству оборудования, у которого до завершения срока гарантийного обслуживания осталось 3 месяца и менее в целом и в разрезе дорог и исполнителей;
по отказам оборудования в целом и в разрезе дорог и исполнителей.
Такие отчеты должны формироваться ежемесячно и за год.
Требуется: Спроектировать и реализовать автоматизированную информационную систему обработки информации согласно заданию. Для этого необходимо:
1.Построить диаграммы вариантов использования.
2.Построить диаграммы классов.
3.Построить диаграммы взаимодействия.
4.Построить диаграммы состояний.
5.Построить диаграммы деятельностей.
6.Построить диаграммы компонентов.
7. Построить диаграмму размещения.
Оформление пояснительной записки.
Пояснительная записка должна содержать:
1.Титульный лист (Приложение 1).
2.Содержание
3. Задание на курсовую работу (Приложение 2).
4. Выполнение каждого из требуемых действий, приведенных выше, и пояснительный текст по каждому из разделов.
5. Структурную схему базы данных.
6. Листинг программы.
7. Распечатку экранных форм.
Студенты выполняют работу на листах формата А4 с использованием соответствующих программных продуктов. Курсовая работа должна быть также представлена на магнитном носителе.