Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г.

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г.

Тема 1. Вводное занятие. Функция

Понятие функции и ее аргумента

Пусть X и Y - произвольные множества. Говорят, что на Х заданафункция f, если каждому элементу х множества Х поставлен в соответствие единственный элементу множества Y. Закон соответствия обычно обозначается f : Х ®Y, y=f(x).

х называется аргументом функции у.

Областью определения функцииназывают числовое множество Х и обозначаютD(f), областью значений функции называют множество Y, состоящее из значений, которые принимает функция при подстановке чисел из множества Х, и обозначают E(f).

2. Способы задания функций

· Табличный способ.

Пример. Мы знаем значения функции для 1, 2 и 4.

х y
?

Можем предположить, что это функция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и для x=3 предположить значение 9. Но это необязательно так. Например, функцией может оказаться многочлен третьей степени: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

*Как найти такой многочлен, если мы знаем его степень? – Метод неопределенных коэффициентов Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . При использовании этого метода становится очевидно, что квадратный трехчлен, проходящий через заданные три точки определяется однозначно, а вот уже для многочлена третьей степени существует бесконечное множество вариантов

· Графический способ.

Графиком функции y = f(x) называется множество всех точек плоскости, координаты которых удовлетворяют данному уравнению.

· Аналитический способ – задание формулой y = f(x) или F(x,y)=0. В том числе можно выделить параметрический способ задания функции, когда используется параметр, через который выражаются х и y по отдельности.

Пример. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Чтобы перейти от параметрической формы к явной аналитической, необходимо исключить параметр из системы:

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Получаем прямую

· Словесный способ.

Элементарные функции

линейная ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ),

квадратичная ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ),

степенная ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где n целое число, не равно 1),

иррациональная(степенная функций с рациональными показателями)

тригонометрические (y=sin x, y=cos x, y=tg x, y=ctg x),

обратные тригонометрические (y=arcsinx, y=arccosx, y=arctgx, y=arcctgx).

показательная ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ,где a больше 0 и не равно 1),

логарифмическая ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где a больше 0 и не равно 1).

Функциональные уравнения

Это такие уравнения, где неизвестной является функция.

Плоские множества

Дана исходная функция y=f(x) (то же самое работает для F(x,y)=0).

Ее график (геометрический образ) задает некоторую границу, можно говорить, что эту границу также задает ее уравнениеy=f(x) (F(x,y)=0) – точки, координаты которых удовлетворяют уравнению составляют эту границу.

Если рассмотреть неравенство y≥f(x) (F(x,y) ≥0), оно будет задавать область на координатной плоскости, при этом нестрогость знака означает, что граница включена в образ, а строгость – что все ее точки выколоты (обычно обозначается пунктиром).

Пример. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru - круг единичного радиуса

6. Преобразование графиков функций и других геометрических образов

Дана исходная функция y=f(x) (то же самое работает для F(x,y)=0)

1. y=f(x)+A – график функции смещается наА единиц вверх (если А>0) или вниз (если А<0) вдоль оси Oy

2. y=f(x-A) – график функции смещается наА единиц вправо (если А>0) или влево (если А<0) вдоль оси Ox

3. y=-f(x) – график функции симметрично отображается относительно осиОх

4. y=f(-x) – график функции симметрично отображается относительно оси Oy

5. y=|f(x)| - часть графика, находившаяся выше осиОх, остается неизменной, а часть графика, находившаяся ниже этой оси, симметрично отображается относительно Ох

6. y=f(|x|) – часть графика, находившаяся правее оси Оy, остается неизменной и симметрично отражается влево относительно оси Oy.

7.y=kf(x), где k>0 – происходит растяжение графика функции вдоль оси Oy относительно осиОх (если k>1)/ сжатие (если k<1)

8. y=f(kx), где k>0 – сжатие вдоль осиОх относительно Оy (если k>1)/ растяжение (если k<1)

Поворот и замена координат

Отдельное, более сложное, чем параллельный перенос и симметрия, движение на плоскости – это поворот. Для простоты будем считать, что мы всегда делаем поворот вокруг начала координат (другие повороты – это композиция параллельных переносов и поворота вокруг (0;0)).

Поворот можно рассматривать как переход к новым осям с тем же началом координат. Оси вместе с образом поворачиваются на определенный угол по или против часовой стрелки.

Пусть Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru - координаты точки до поворота, а Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru - после.

Это координаты данной точки в старых осях!

Для поворота на угол Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru против часовой стрелки действует правило:

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru (1)

Для поворота на угол Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru по часовой стрелке действует правило:

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Заметим, что меняется лишь знаки перед синусами. На самом деле можно рассматривать только формулу (1), если считать, что поворот по часовой стрелке –это поворот против часовой стрелки, но на отрицательный угол. (как это делается на единичной окружности в тригонометрии).

Тема 2. Линейная функция

Векторы

Вектор – направленный отрезок (на плоскости или в пространстве).

Вектора называются равными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых, направлены в одну сторону и при этом длины векторов равны.

Векторы на плоскости (как и в пространстве) можно задавать координатами. Пусть Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru - произвольный вектор на плоскости Оxy. Выберем такую точкуА плоскости, что Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Тогда координаты точки А будут координатами вектора Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . При этом будет употребляться запись Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru - координаты точки А.

Если даны две точки Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то координатами вектора Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru будут Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Два вектора равны тогда и только тогда, когда равны их координаты.

Операции с векторами

· модульилидлинавектора

Модулем или длиной вектора Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru называется число, равное длине отрезка, образующего данный вектор. Обозначается как Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Найти его через координаты можно как Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

  • умножение вектора на число

Коллинеарность: ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат на параллельных прямых (нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору). Ненулевые векторы коллинеарны, если и только если найдется такое число k, что Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то есть Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Отсюда Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

  • сложениевекторов
  • Если даны векторы с координатами Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

· скалярноепроизведениевекторов

Если даны векторы Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то их скалярным произведением Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru называется произведение модулей этих векторов на косинус угла между ними: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Если даны два вектора с координатами Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то скалярное произведение равно Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Уравнениепрямой

· уравнениепрямой с угловым коэффициентом

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

· каноническая форма уравнения прямой

Пусть нужно найти уравнение прямой по точке Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и направляющему вектору Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , т.е. ненулевому вектору, лежащему на искомой прямой или параллельному ей.

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Лекция 3. Модули

Напомнимопределениемодуляиегоосновныесвойства.

Определение. Абсолютнойвеличиной (илимодулем) |х| называетсясамоэточисло, еслих‑положительноечисло; нуль, есличислох‑нуль; число, противоположноечислух, еслих‑отрицательноечисло.

Этоопределениеможнозаписатьвдругойформе:

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Теорема.Свойствамодулядействительногочисла:

1.│а+в│≤│а│+│в│;

2.│ав│=│а│*│в│;

3.│1/а│=1/│а│приа≠0;

4.│а-в│≥││а│-│в││.

Схемырешениярациональныхуравнений/неравенствсмодулями

1. Схема |f(x)| = c.

Прис< 0 –нетрешений.

Прис = 0 f(x) = 0.

Прис> 0 Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Пример 2. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Ответ: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

2. Схема |f(x)| ≥c.

Прис≤ 0–D(f), тоестьвсечисла, прикоторыхопределенафункцияf(x).

Прис> 0 Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Пример 3. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Ответ: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

3. Схема |f(x)| ≤c.

Прис< 0–нетрешений.

Прис = 0f(x) = 0.

Прис>0 Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Пример 4. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Ответ: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

4. Схема |f(x)| = g(x).

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Выбор схемы зависит от того, какое неравенство легче решать – на f(x) или на g(x).

5. Схема |f(x)| ≥ g(x).

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Выбор схемы зависит от того, какое неравенство легче решать – на f(x) или на g(x).

6. Схема |f(x)| ≤ g(x).

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Выбор схемы зависит от того, какое неравенство легче решать – на f(x) или на g(x).

Методинтерваловдлямодулей

Применяетсявуравненияхинеравенствахтипа |f(x)| + |g(x)| = h(x) иимподобных, тоестьтам, гдеестьнесколькомодулейионинезависятдруготдруга (втомсмысле, чтонеявляютсявложенными). Вслучаевложенныхмодулейнадораскрыватьотвнешнегоквнутреннемуилинаоборот–взависимостиотвозможныхупрощений, новодномпорядке.

Схема метода интервалов для модулей. Разбиваем числовую ось точками, в которых подмодульные выражения равны нулю, на промежутки знакопостоянстваподмодульных выражений. На каждом промежутке раскрываем модули (в зависимости от знака подмодульного выражения), решаем уравнение или неравенство, пересекаем получающийся ответ с промежутком. Затем объединяем полученные на всех промежутках ответы.

Напомним:

1.y=|f(x)| - часть графика, находившаяся выше оси Ох, остается неизменной, а часть графика, находившаяся ниже этой оси, симметрично отображается относительно Ох

2. y=f(|x|) – часть графика, находившаяся правее оси Оy, остается неизменной и симметрично отражается влево относительно оси Oy.

3. |y|=f(x) – часть графика, находившаяся выше Ох остается неизменной и симметрично отражается вниз относительно Ох, а часть графика, находившаяся ниже оси Ох стирается.

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

y=|x-a|


Сделаем математику красивее…

Построить множество точек, задающееся уравнением Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Комментарий: а–половинадиагоналиквадрата.

Геометрическийцентрквадрата– (0;0).

Чётнопохиу, тоесть, строимвпервойчетверти

иотражаемвовсечетыре.

Построить множество точек, задающеесяуравнением Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Сумма модулей

Если функция является суммой или разностью нескольких модулей, следует разбить координатную плос-кость на участки и построить часть графика на каждом из участков отдельно. Границы участков определяют-ся значениями переменных, при которых обнуляется один из модулей. Таким образом, эти границы можно найти с помощью приравнивания каждого модуля к нулю и решением соответствующего уравнения.

Пример 3.

Построить график функции y = |x + 2| + |x − 1|.

Эти два модуля содержат только линейные функции, графиками которых являются прямые линии. В результате сложения должна получиться ломаная линия, состоящая из трёх звеньев. (2 модуля, иследовательно, 2 уравнения, каждое из которых имеет одно решение, следовательно, 2 границы, которыми плоскость разби-та на 3 участка.) Трёхзвенную ломаную можно построить по 4-ём точкам.

На одних осях независимо друг от друга строим графики функций y = |x + 2| и y = |x − 1|, используя сдвиг и отражение. Складываем ординаты в точках излома x = −2 и x = 1 и в двух удобных точках на крайних участ-ках, например, при x = −3 и x = 3. На приведенном рисунке красным цветом представлен результирующий график, полученный по этим 4-ём точкам: (−3;5 ), (−2;3 ), (1; 3), (3;7).

Запомните:Если y1 = k1x+b1и y2 = k2x+b2, то их сумма:!

Ysum = y1+y2 = (k1+k2)x + (b1+b2)

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Парабола

Определение (геометрическое). Парабола – геометрическое место точек на плоскости, равноудаленных от данной точки Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , называемой фокусом, и прямой Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , называемой директрисой. Предполагается, что Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Определение (аналитическое). Парабола – кривая второго порядка, задаваемая в некоторой прямоугольной системе координат уравнением Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ( Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru )

Число Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru называется фокальным параметром. Его геометрический смысл – расстояние между директрисой Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и фокусом Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Теорема. Аналитическое и геометрическое определения параболы совпадают.

Параллельный перенос параболы. Уравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru задаёт ту же параболу Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru с вершиной в точке Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Вернемся в наши стандартные оси – то есть сделаем замену Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru :

Уравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru
Директриса Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru
Фокус Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Задания, связанные с условиями на импликацию

Импликация – логическая связка, по смыслу схожая с союзами «если… то».

Импликация записывается как посылка => следствие.

Пример:

Пусть существуют множества А и В, при этом А входит в В, т.е. является его подмножеством. Тогда верна следующая логическая связка: если число Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , следовательно, Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Понятие обратной функции

Обратная функция — функция, обращающая зависимость, выражаемую данной функцией. Например, если функция от x даёт y, то обратная ей функция от y даёт x.

Обратная функция функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru {\displaystylef} обычно обозначается Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Чтобы для функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru найти обратную функцию Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , нужно в уравнении Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru вместо Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru подставить Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , а вместо Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ruВся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и решить его относительно Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru (выразить Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru через Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ). Если оно имеет более чем один корень, то функции, обратной к {\displaystylef} Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , не существует.

Функция {\displaystylef(x)} Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru обратима на некотором интервале {\displaystyle (a;b)}тогда и только тогда, когда на этом интервале она взаимно-однозначна, т.е. каждому значению аргумента соответствует ровно однозначение функции, и наоборот, каждое значение функции достигается только при одном значении аргумента.

Пример. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Ищем обратную: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Обратная функция: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Пример. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Обратная: Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Теорема. Так как переход к обратной функции происходит с помощью замены Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , графики прямой и обратной функций симметричны относительно прямой y=x (биссектрисы I и III координатных четвертей).

Функция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru {\displaystylef} является обратной к Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru . Функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru {\displaystylef} и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru называются взаимно обратными.

2. Свойства взаимно обратных функций Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

· Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

· Область определения функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru совпадает с областью значений функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и наоборот. Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

· Графики взаимно обратных функций симметричны относительно прямой Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

· Если Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастает, то и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастает, если Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru убывает, то и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru убывает.

{\displaystylef^{-1}}3. Основные свойства степеней:

1) Если m и n – натуральные числа, то Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

2) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

3) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

4) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

5) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

6) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

7) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

8) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

9) Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Метод рационализации

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Тема 7. Гипербола

Важные термины лекции(14 штук):

Гипербола, дробно-линейная функция, асимптота, фокусы гиперболы, фокальный радиус, фокусное расстояние, эксцентриситет, каноническая для гиперболы система координат, фокальная или действительная ось, каноническое уравнение гиперболы, главные для гиперболы оси координат, центр гиперболы, основной прямоугольник гиперболы, директриса гиперболы.

Пример 1. Оптимизационная задача с использованием понятия градиента

Найти наибольшее и наименьшее значение параметра а, при котором выполняется следующая система:

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Важные термины:

Линии уровня - линии, которые может задавать уравнение целевой функции с учетом значений параметра.

Градиент (от лат.gradiens, род.падеж gradientis – шагающий, растущий) – вектор, своим направлением указывающий направление наибольшего возрастания некоторой величины, значение которой меняется от одной точки пространства к другой, а по величине (модулю) равный скорости роста этой величины в этом направлении.

Градиент является вектором нормали, перпендикулярным линиям уровня – линии уровня будут двигаться вдоль этого вектора. Как мы знаем из лекции 2, если уравнение прямой задано в общем виде Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то нормальный вектор задается как Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Пример 2. Целочисленная оптимизационная задача

Баржа грузоподъемностью 134 тонны перевозит контейнеры типов А и В. Количество загруженных на баржу контейнеров типа В не менее чем на 25% превосходит количество загруженных контейнеров типа А. Вес и стоимость одного контейнера типа А составляет 2 тонны и 5 млн. руб., контейнера типа В – 5 тонн и 7 млн. руб.соответственно. Определите наибольшую возможную суммарную стоимость (в млн. руб.) всех контейнеров, перевозимых баржей при данных условиях.

Пример 3. Задача на максимум/минимум квадратичной функции

В распоряжении начальника имеется бригада рабочих в составе 24 человек. Их нужно распределить на день на два объекта. Если на первом объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет 4t2 у. е. Если на втором объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет t2 у. е. Как нужно распределить на эти объекты бригаду рабочих, чтобы выплаты на их суточную зарплату оказались наименьшими? Сколько у. е. в этом случае придется заплатить рабочим?

Пример 4. Нахождение максимума/минимума некоторых функций

Найти наименьшее значение функции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru

Пример 5. Нахождение максимума/минимума некоторых функций

Среди всех решений системы Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru найдите такое, при котором выражение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru принимает минимальное значение

Пример 5. Задача на движение

(Встречное движение). Два туриста отправились одновременно из пунктов A и B, расстояние между которыми 33 км, навстречу друг другу. Через 3ч 12мин расстояние между ними сократилось до 1км (они еще не встретились), а еще через 2ч 18мин первому осталось пройти до B втрое больше расстояния, чем второму до A. Найдите скорости туристов.

Пример 6. Задача на движение

Ровно в 9:00 из пункта А в пункт Б выехал автомобиль. Проехав две третьих пути, наблюдательный водитель автомобиля заметил, что мимо него в сторону пункта А проехал некий велосипедист. В тот самый момент, когда автомобиль прибыл в пункт Б, из пункта Б в пункт А выехал автобус. Когда до пункта А оставалось две пятых пути, не менее наблюдательный водитель автобуса заметил, что он поравнялся с тем самым велосипедистом. Во сколько приедет велосипедист в пункт А, если известно, что автобус прибыл в пункт А ровно в 11:00? Скорости велосипедиста, автомобиля и автобуса считать постоянными.

Пример1

Решитьуравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Свойства монотонных функций

(предполагается,чтовсефункцииопределенынанекоторомпромежуткеD):

  • Сумманесколькихвозрастающихфункцийявляетсявозрастающейфункцией;
  • Произведениенеотрицательныхвозрастающихфункцийестьвозрастающаяфункция;
  • Еслифункция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастает и дана некоторая константа с,тофункции Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где (c>0), и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru такжевозрастают,афункция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где
    (c<0), убывает;
  • Еслифункция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастаетисохраняетзнак,тофункция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru убывает;
  • Если функция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастает и неотрицательна, то Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , где n є N, также возрастает;
  • Если функция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастает и n – нечетное число, то Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru также возрастает;
  • Композиция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru возрастающихфункций Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru такжевозрастает.

Аналогичныеутвержденияможносформулироватьидляубывающейфункции.

Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенствоснованонаследующихтеоретическихфактах:

  • Строго монотонная функция принимает каждое свое значение ровно один раз, следовательно, если дана строго монотонная функция Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru и Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru , то Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru ;
  • Еслиоднафункциявозрастает,адругаяубываетнаодномитомжепромежутке,тографикиихлиботолькоодинразпересекутся,либовообщенепересекутся,аэтоозначает,чтоуравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru имеетнеболееодногорешения;
  • Еслинанекоторомпромежуткеоднаизфункцийубывает(возрастает),адругаяпринимаетпостоянныезначения,тоуравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru либоимеетединственныйкорень,либонеимееткорней;

Таким образом, при этом способе исследуютсянамонотонностьлеваяиправаячастиуравнения, иеслиоказывается,чтофункцииудовлетворяюткакому-либоизприведенныхусловий,тонайденноеподборомрешениебудетединственнымкорнемуравнения.

Пример2

Решитьуравнение Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru .

Симметрия

Важно в задачах обращать внимание на четность функций, а также на другие ситуации, когда в уравнении или в системе наблюдается симметрия, так как если уравнение обладает некоторой симметрией, то такой же симметрией обладают и все его решения.

Это означает, чтоне решая уравнение и исходя лишь из соображений симметрии, мы можем заранее предвидеть некоторые свойства его решений.

Пример3

Прикакихзначенияхпараметраасистема Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г. - student2.ru имеетединственноерешение?

Вся теория первого семестра 2017-2018 уч.г.

Наши рекомендации