HR-брендинг — это комплекс целенаправленных мероприятий по формированию положительного имиджа работодателя с целью постоянного привлечения лучших из лучших специалистов в своей отрасли.

ФормированиеHR-бренда —трудоемкий процесс, к которому необходимо подходить комплексно. Он проходит в несколько этапов: определение целевой аудитории, собственно формированиеHR-брендаблагодаря созданию мощного потока информации о компании как о привлекательном работодателе, а затем развитие и удержание имиджа на заданном уровне.

Этапы формирования HR-бренда:

1. Необходимо определить цель брендинга: удержание или привлечение персонала.

2. Перед началом работ важно точно определить целевую аудиторию бренда и ее ожидания относительно условий работы (инструменты: внутренние опросы, аналитика внешнего рынка труда).

3. Следующий этап на пути формирования HR-бренда — создание четко сформулированной миссии HR-отдела.

4. При формировании HR-бренда роль логотипа и упаковки играют сотрудники. Их качество работы и уровень общения могут как поднять бренд на недосягаемую высоту, так и полностью разрушить все достижения HR-брендинга.

5. HR-бренд, как и бренд торговый, нуждается в продвижении. Главным инструментом продвижения кадрового бренда считается PR.

4. Рынок труда, его сущность и виды.

Рынок труда – это динамическая система, включаю­щая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизнен­ные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, по­ступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

К основным элементам1 рынка труда относятся субъекты рынка труда, правовые акты, правила и нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда.

^ Субъектами рынка труда являются работодатели (объединения и союзы работодателей), наемные работники (профсоюзы, другие объединения работников) и государство в лице его уполномоченных органов власти различного уровня, а также безработные.

Работодатели – это граждане, управляющие собственным предприятием, фермой, занятые профессиональной деятельностью на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Свои управленческие функции работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия. Объединения и союзы работодателей призваны представлять и отстаивать их интересы в отношениях с органами власти различных уровней, с профсоюзами и др.

^ Наемные работники – это граждане, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой. Наемными работниками считаются и лица, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, включая директоров и управляющих предприятий. Для представительства и защиты своих интересов наемные работники объединяются. Наиболее доступная и распространенная форма объединения – профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Государство как субъект рынка труда представлено федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также отраслевыми органами управления.

К рынку труда относится сфера обмена (купля-продажа) труда, сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

5. Особенности российской модели рынка труда. Проблема инфорсмента трудового законодательства в России.

Достаточно долгое время (с начала 90-х гг. XX в. И до начала XXI в.) Россия находилась на первом этапе становления рынка труда. Для него характерны:

• Неэффективная занятость;

• Невысокий уровень оплаты труда;

• Низкая социальная, профессиональная и территориальная мобильность населения.

Сегодня ситуация изменяется: положительные тенденции экономического развития страны помогают преодолеть диспропорции российского рынка труда.

Основные черты характеризующие российскую модель рынка труда:

1. Занятость в российской экономике оказалась устойчивой и слабо чувствительной к шокам переходного процесса и кризисным тенденциям в экономике. В условиях мирового финансового кризиса общий уровень безработицы составил 7% (за 2008 г.).

2. Резкое сокращение продолжительности рабочего времени.

3. Наблюдается тенденция повышения реальной заработной платы занятого населения.

4. Высокая дифференциация доходов населения: если в 1991 г. коэффициент Джини составлял 0,32, то в 2008 г. он достиг 0,423. Заработная плата в РФ в десятки раз ниже, чем в развитых рыночных странах и не гарантирует ни обеспечения потребностей самого работника, ни определенное качество рабочей силы. Поэтому приближение цены рабочей силы к ее стоимости является важнейшей задачей экономики в ближайшей перспективе.

5. Доминирование добровольных увольнений: увольнения по инициативе работодателей так и не получили заметного распространения.

6. Рaзнообразные «нестандартные» способы адаптации — работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда. От общей суммы оплаты 40% находится в теневой экономике.

7. Забастовочная активность остается невысокой и по международным стандартам носит достаточно умеренный характер.

8. Несбалансированность рынка труда, усугубляющийся разрыв между спросом на рабочую силу и ее предложением, особенно видимая в региональном разрезе РФ.

9. Отраслевые диспропорции на рынке труда связаны с конъюктурным повышением заработной платы в таких отраслях, как нефтегазовая отрасль и финансовый сектор экономики.

10. При оценке критериев, применяемых к работникам, принимаемых на работу, увеличиваются требования, предъявляемые к качеству знаний, при этом наблюдается тенденция уменьшения значимости профессиональных навыков.

6. Сущность заработной платы. Структура общего вознаграждения: современный вид. Постоянная и переменная части оплаты труда.

Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Постоянная - оклады.
Переменная - доплаты, премии за перевыполнение плана...
-------------------------------------------------------------------------------------
К постоянным затратам в структуре оплаты труда можно отнести, например, оклады согласно штатному расписанию (выплачиваются вне зависимости от результатов деятельности предприятия), а также доплаты и надбавки, устанавливаемые на определенный срок.

К переменным затратам относятся премии, начисляемые на основе индивидуальных и коллективных показателей работы — четко определяемых и измеримых параметров деятельности. Для нашего торгового предприятия таким показателем может выступать сумма выручки, полученной от реализации товара одним продавцом

7. Формы и системы оплаты труда.

8. Принципы и методы управления человеческими ресурсами

Принципы управления персоналом — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Управление персоналом традиционно осуществляется на основе принципов:

§ научности;

§ демократического централизма;

§ плановости;

§ первого лица;

§ единства распорядительства;

§ отбора, подбора и расстановки кадров;

§ сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

§ линейного, функционального и целевого управления;

§ контроля исполнения решений и др.

В условиях становления рыночной экономики в российских организациях активно осуществляется переход от «управления кадрами» по-советски к управлению персоналом. Поэтому актуальным является обобщение передового зарубежного опыта с целью его практического использования в отечественных организациях.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

§ административные;

§ экономические;

§ социально-психологические.

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания — руководителями подразделений.

Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу.

Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Наши рекомендации