Управление судном при воздействии ветра и течения
В реальных условиях плавания на судно нередко действуют как течение, так и ветер. Рассмотрим одновременное действие на судно ветра и течения в двух случаях: когда ветер и течение действуют с одного и того же борта (рис.2.11, а), и когда – с различных бортов (рис. 2.11, б).
Рис. 2.11. Схема одновременного действия ветра и течения при маневрировании на малых скоростях |
В первом случае (см. рис. 2. 11, а) поперечные составляющие гидродинамической силы на корпусе и аэродинамической направлены в одну сторону, вызывая дрейф и снос судна, а также разворот его против часовой стрелки. Для противодействия этим силам и их моментам судоводитель должен регулировать работу движителей и осуществлять перекладку рулевых органов таким образом, чтобы они создавали моменты и противоположного направления по сравнению с моментами внешних сил. При этом разворот судна может быть остановлен, но смещение судна влево при этом ускорится.
Во втором случае (см. рис.2.11, б) боковые составляющие аэро- и гидродинамической сил направлены в противоположные стороны. Их результирующая, как и результирующий момент, может быть получена путем алгебраического сложения. В случае неравенства скоростей ветра и течения одна из внешних сил или моментов окажутся превалирующими. Если действие течения превалирует над действием ветра, то рулевые органы необходимо переложить на левый борт (как на рис.2.11, б), а на маневрах еще и использовать работу движителей в противоположных направлениях («враздрай»).
В любом случае судоводитель должен стремится к тому, чтобы поставить судно в разрез действия ветра и течения.
УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ В УСЛОВИЯХ ВОЛНЕНИЯ
Характеристика волнения
Значительным гидрометеорологическим фактором, затрудняющим судоходство, является ветровое волнение.
Ветровое волнение – процесс формирования, развития и распространения вызванных ветром волн на акватории водной поверхности. Основными элементами волны являются: длина, высота, период и скорость распространения (перемещения).
Длина волны – горизонтальное расстояние между вершинами двух смежных гребней на волновом профиле, измеренном в горизонтальном направлении распространения волны.
Высота волны – превышение вершины волны над подошвой соседней волны на волновом профиле.
Период волны – интервал времени между происхождением двух смежных вершин волн через фиксированную вертикаль.
Скорость волны – скорость перемещения гребня волны в направлении распространения волны, определяемая за короткий интервал времени порядка периода волны. Скорость волны зависит от глубины и длины волны (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Скорость волн при различных глубинах
Длина волны, м | Глубина, м | |||||||
Скорость воны, уз | ||||||||
7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | |
10,4 | 10,8 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | |
11,7 | 13,1 | 13,3 | 13,3 | 13,3 | 13,3 | 13,3 | 13,3 | |
12,4 | 14,7 | 15,2 | 15,3 | 15,4 | 15,4 | 15,4 | 15,4 | |
12,8 | 15,8 | 17,0 | 17,2 | 17,2 | 17,2 | 17,2 | 17,2 | |
13,0 | 16,6 | 18,0 | 18,5 | 18,7 | 18,8 | 18,8 | 18,8 | |
13,2 | 17,2 | 19,0 | 19,8 | 20,1 | 20,2 | 20,3 | 20,3 | |
13,3 | 17,6 | 19,8 | 20,8 | 21,3 | 21,5 | 21,7 | 21,7 | |
13,3 | 17,9 | 20,4 | 21,7 | 22,4 | 22,7 | 22,9 | 23,1 | |
13,4 | 18,2 | 20,9 | 22,4 | 23,7 | 23,8 | 24,1 | 24,1 |
Из-за неравномерного воздействия ветра волны имеют разнообразные виды и формы.
Зыбь – вызванные ветром волны, распространяющиеся после ослабления силы ветра и изменения его направления или пришедшие из области волнообразования в другую область, где ветер имеет другую скорость и направление.
Мертвая зыбь – вызванные ранее ветром волны, распространяющиеся при отсутствии ветра.
Толчея – беспорядочное волнение, возникающее вследствие взаимодействия волн, бегущих в разных направлениях. При толчее увеличивается высота и крутизна волны и возрастает сила ее удара. Попав в толчею, судно может потерять управляемость.
Элементы волн и направление их движения могут значительно изменяться при интерференции, рефракции и дифракции.
Интерференция ветровых волн возникает при наложении их друг на друга. При этом может возникнуть стоячая волна, профиль которой не перемещается.
Рефракция ветровых волн – трансформация их при косом подходе гребней волн к изобатам малых глубин, вследствие чего ее скорость перемещения уменьшается. В результате волна как бы разворачивается, стремясь стать параллельной берегу. Поэтому, независимо от направления в открытой части моря, к берегу она подходит всегда под небольшим углом. Волны мелководья возникают там, где глубина менее половины длины волны.
Волнение на речных водохранилищах и озерах имеет много общего с волнением на море. Здесь волны, как правило, имеют меньшую высоту, но большую крутизну. Длина волн обычно не превышает 10-25 метров.
Между элементами ветровой волны существует определенная связь. Скорость распространения поверхностных волн ( ) зависит от длины волны ( ) и ее периода ( ) и имеет следующее соотношение:
на мелководных водоемах ( )
; | (3.1) |
на глубоководных водоемах ( )
. | (3.2) |
При этом период волны может быть определен по формуле
. | (3.3) |
Длину волны можно определить, если замерить промежуток времени прохождения гребня одной и той же волны последовательно через две точки на борту судна, при известном расстоянии между ними. Определение можно произвести по формуле:
(3.4) |
где – кажущийся период волны, с;
– расстояние между точками измерения, м;
– курсовой угол волны, град.;
– время замера, с.
По очертанию волнового профиля волнение бывает двух и трехмерное. При двухмерном волнении волны имеют одну форму и распространяются в одном направлении. При трехмерном волны разбиты на отдельные бугры и впадины, беспорядочно движутся по водной поверхности. При трехмерном волнении судном управлять труднее, так как волны воздействуют на корпус судна с нескольких направлений. При этом трехмерная волна значительно круче двухмерной. С усилением ветра волны растут. Когда его скорость достигает 10-15 м/с, гребни двухмерных волн становятся неустойчивыми и волнение становится трехмерным. При усилении ветра до штормового (20-24 м/с) трехмерное волнение снова преобразуется в двухмерное, т.е. появляются волны больших размеров, бегущих параллельными рядами, фронт которых перпендикулярен направлению ветра.
Ветровое волнение имеет ряд отрицательных последствий на судовождение, основными из которых являются следующие:
- встречный ветер и волнение увеличивают сопротивление движению судна, снижая тем самым скорость судна;
- волнение вызывает качку и дифферент судна, что может привести к смещению груза;
- увеличивает время доставки груза и расход топлива.
В зависимости от характера волнения решаются и некоторые эксплуатационные задачи, например: для определенных групп составов, имеющих ограничения по погодным условиям;
- во время выполнения рейса выбираются наиболее эффективные меры, обеспечивающие безопасность плавания во время шторма (изменение курса, скорости, решение о штормовании или уходе в убежище).
3.2. Мероприятия по подготовке к штормовому плаванию
При получении сведений или наличии признаков надвигающегося шторма капитан:
- информирует и инструктирует командный состав;
- оповещает экипаж по судовой трансляции;
- выставляет полный комплект вахты;
- устанавливается время и маршрут обхода для осмотра состояния груза и судна;
- устанавливается режим движения экипажа по судну.
Проверяется:
- исправность рулевого устройства;
- закрытие грузовых люков (рекомендуется установка дополнительного о крепления тросами или грузовыми сетками);
- надлежащее крепление грузового устройства, вооружения, а также крепление палубного груза (устройства для крепления груза должны иметь шести кратный запас прочности, при этом на талрепах оставляют половину резьбы для выборки слабины, появляющейся во время качки);
- на верхней палубе устанавливают брекватеры – специальные устройства, защищающие грузы от ударов волн (каркасы стальных листов, приваренных под углом к палубе или деревянные щиты);
- исправность действия клинкетных дверей водонепроницаемых переборок;
- исправное действие штормовых портов и шпигатов;
- надежность крепления и закрытия спасательных шлюпок;
- надежность закрытия воздушных и измерительных трубок на открытых палубах;
В целях предотвращения попадания забортной воды в корпус необходимо провести следующие мероприятия:
- клюзы якорных цепей должны быть задраены;
- световые люки, горловины отсеков, выходящих на открытую палубу, должны быть закрыты;
- бортовые иллюминаторы, особенно находящиеся вблизи ватерлинии, должны быть задраены;
- раструбы наружных вентиляторов необходимо закрыть чехлами и повернуть по ветру;
- водонепроницаемые двери должны быть в полной готовности к закрытию, а те, которые не мешают сообщению внутри судна, должны быть закрыты;
- во время шторма, по возможности, следует заполнить балластные отсеки полностью.
Если курс судна проходит вблизи берега, а надвигающийся шторм ожидается с моря, судам с маломощными силовыми установками рекомендуется своевременно изменить курс с таким расчетом, чтобы отойти от берега в сторону моря.