Необходимость и сущность обучения персонала
Необходимость обучения работников в современной компании исходит из соображений как теоретического, так и прикладного характера.
Среди основных факторов, определяющих необходимость и значимость обучения персонала, можно выделить следующие.
Во-первых, обучение способствует повышению уровня трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и его включенности в ее дела, созданию благоприятного климата в организации, и хорошо спланированная и организованная работа по обучению может стать для организации залогом успеха компании в достижении своих краткосрочных и долгосрочных целей, в повышении конкурентоспособности.
Во-вторых, обучение играет значимую роль и в повышении ценности человеческих ресурсов.
Наконец, повышение квалификации работника дает ему дополнительные возможности профессионального роста как внутри, так и вне организации, делая его более конкурентоспособным на рынке труда.
Среди важных преимуществ, которые дает обучение, отметим следующие:
- повышение эффективности труда - так как повышается производительность, улучшается качество и работа выполняется вовремя;
- облегчение, ослабление контроля - так как решаются проблемы опозданий, прогулов и т.п.;
- усовершенствование методов найма и отбора персонала. Возможность обучения привлекает нужных людей;
- сокращение текучести рабочей силы. Развивается потенциал работников, повышается степень удовлетворения работников от работы;
- снижение затрат, вытекающие из вышеперечисленных преимуществ;
- более полное удовлетворение потребностей клиентов, достигаемое путем улучшения качества товаров и услуг.
Обучение персонала - это систематический процесс целенаправленного изменения знаний, рабочих навыков, мотивации, поведения и сознания работников.
В реальной жизни обучение - это не только семинары, лекции, тренинги. Оно может быть менее формально, и большая часть его проходит во время работы, прямо на рабочем месте. Очень часто люди даже не осознают того, что обучаются, задавая вопросы.
Обучение персонала - еще и основной путь получения работниками профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Среди основных принципов обучения персонала обычно выделяют:
- систематичность и последовательность осуществляется строгим соблюдением системы по программе, постоянным переходом от известного материала к неизвестному. От простых работ к сложным, правильным подбором упражнений, программ к заданий;
- доступность и посильность - пропорциональностью материала, применением разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала;
- наглядность обучения - показом технологических и трудовых процессов, демонстрацией фильмов;
- прочность усвоения знаний и навыков - доходчивым и запоминающимся объяснением, показом, систематическим повторением и постепенным усложнением материала;
- обучение на уровне требований передовой техники в производстве осуществляется применением наиболее современных машин и механизмов передовых способов труда;
- обучение на основе производительности труда, выполнением производственных общественно полезных работ в процессе обучения.
Специалисты по управлению персоналом считают, что с позиции работодателя целями профессионального обучения являются: организация и формирование персонала управления; овладение умением определять, понимать и решать проблемы; воспроизводство персонала; интеграция персонала; гибкое формирование персонала; адаптация; внедрение нововведений.
С точки зрения наемного работника, целями профессионального образования могут быть:
- поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
- приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
- приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
- развитие способностей в области планирования и организации производства.
Задачи обучения персонала предполагают совершенствование имеющихся навыков, освоение новых, более сложных работ и навыков, освоение новой техники и технологии, изучение наиболее рациональных приемов на основе опыта передовых производств, достижение качественных показателей, освоение новых методов и приемов труда и его организации.