Организация управления профориентацией и адаптацией персонала
Управление профессиональной ориентацией и адаптацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня.
Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, не существует. Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель – сделать процесс адаптации приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Процесс адаптации новых работников должен быть не стихийным, а управляемым, как со стороны организации, так и со стороны самого работника.
Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, знакомит с коллективом, коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится.
Мероприятия со стороны организации по включению сотрудника в новую среду:
1 Должна быть разработана программа адаптации, утвержденная первым руководителем с указанием конкретных работников отвечающих за новичков.
Цель этой программы заключается в том, чтобы в интенсивном темпе привести в соответствие реальную квалификацию работника требованиям рабочего места.
Итогом работы по этой программе является экзамен.
2 Знакомство нового работника с рабочим местом, проведение инструктажа, требования, предъявляемые к работе, ответственность, содержание работы.
3 Знакомство с коллективом.
4 Психологическая диагностика адаптивных работников к обучению и способности к обучению.
5 Вручение сотруднику необходимого пакета информационных материалов о структуре организации, ее целях и т.д.
6 Закрепление наставника на условиях дополнительного стимулирования.
7 Включение нового работника в специальные тренинговые программы.
8 Индивидуальная беседа руководителя с новичком.
9 Посвящение в сотрудники фирмы.
Таким образом, управление процессом адаптации нового сотрудника представляет собой комплекс действий по: планированию процесса; организации работы с новичком; мотивация этого процесса; контроль процесса (беседы руководителя, экзаменационные мероприятия).
Условия успешной адаптации персонала – обстоятельства, причины, от которых зависит успешность трудовой адаптации.
К условиям успешной адаптации персонала следует отнести: качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; объективность деловой оценки персонала; отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности; особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; наличие отработанной системы внедрения новшеств; гибкость системы обучения, действующей внутри организации; особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением т.п.
Вопросы для самопроверки
1 Что вы понимаете под социализацией персонала?
2 Какие показатели включает социальная структура коллектива?
3 Перечислите формы профориентационной работы.
4 Назовите стадии адаптации.
5 Перечислите направления адаптации.
6 В чем заключается необходимость организации управления профориентацией и адаптацией персонала?
7 Перечислите условия успешной адаптации персонала.
8 Дайте определение понятию «адаптация».