Рождаемость и выпуск школ рф

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Пик демографического спада на рынке труда:

Для рабочих – 2015 – 2018 года

Для специалистов – 2017 – 2020 года

Источник: Данные Росстат, 2010 год

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Источник: Данные социологического исследования ЦЭССИ, 2010 год

ВОСТРЕБОВАННЫЙ ТИП ПЕРСОНАЛА

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Источник: Данные социологического исследования ВЦИОМ, 2010 год

HR- ПРОБЛЕМЫ КОМПАНИЙ

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Источник: Данные социологического исследования ВЦИОМ, 2010 год

Кризис инженерного и технологического образования в России и в мире

Исследование ректора ГУ-ВШЭ Я.Кузьминова

"Три четверти инженерных направлений и специальностей зачислили студентов на первый курс со средним баллом ЕГЭ ниже 60-55. Это значит, что половина зачисленных на бюджетные места - люди, имеющие глубокую "тройку" по физике и математике"

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

На экономическом форуме в Давосе 2011 CEO Alcoa KlausKleinfeld отметил проблему падения престижа технического образования, недостаток технической квалификации.

Результат – утечка не только «мозгов», но и любых специалистов в технике и технологии.

Деиндустриализация, анахронические рабочие места

1. Идет деиндустриализация – сокращается объем производства: промышленного, сельскохозяйственного;

2. Разрушается инфраструктура промышленная и социальная: ЖКХ, дороги ( в год строится 500 км новых дорог, проблемы железных дорог)

3. Анахронические рабочие места, созданные 30-50 лет назад не могут привлечь достойных кандидатов.

В этой связи вопрос: Существует ли кадровый дефицит?


Да!

Дефицит квалифицированных кандидатов наблюдается во всех сферах экономики и производства. Пул квалифицированных и работоспособных соискателей составляет менее 40%. Кадровый дефицит испытывают более 50% отечественных предприятий

Исследование компании Kelly Services

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Ø переизбыток и высокая конкуренция среди молодых специалистов с квалификацией, не востребованной обществом: 16% молодых людей в возрасте 25-30 лет с высшим образованием не могут найти работы по специальности;

Ø количество грамотных специалистов со специально-техническим образованием уменьшилось за последние 10 лет в 2 раза;

Ø ажиотажный спрос на высококвалифицированных сотрудников рабочих профессий

Еще раз спросим: Существует ли кадровый дефицит?

Нет!

Налицо нерациональное использование трудового ресурса:

1. Общая избыточная численность на предприятиях и в организациях (низкая производительность труда) – управленцы не задают себе вопроса, сколько и каких сотрудников им реально нужно, чтобы работа была сделана?;

2. Самые многочисленные армии работников в России заняты тем, что не приносит добавленной стоимости: охранники (800 тыс. чел.), бухгалтеры (5 млн. чел.), кадровики (300 тыс. чел.), чиновники (1,7 млн. чел.);

3. Нормативная численность заводоуправлений (пример промышленной компании) 3 182 чел., из них 20% - те, у кого НЕТ заказчика в Компании, «операторы ЭВМ» и пр. – следствие несовершенства информационных и материальных потоков, организации и распределения работ;

4. «Бездумная» занятость, отсутствие смысла и содержания деятельности, ежедневного задания, организации и контроля его исполнения;

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

5. Слабая ответственность руководителей за персонал - вверенный им основной ресурс Компании.

Что делать? ð Создавать качественные рабочие места !

1. Условия работы – современное оборудование, технологии, визуальный и физиологический комфорт. Снижение вреда для организма и окружающей среды;

2. Содержание труда – интересный осмысленный труд, нужный потребителям. Разнообразная, обогащающая, творческая работа;

3. Коллектив равных, коучинг со стороны руководителя;

4. Возможности для профессионального роста и развития, в т.ч.: профессиональное обучение, развитие способностей, возможность передавать свой опыт;

5. Адекватная компенсация за ожидаемые результаты труда.

Задачи руководителей

Научиться управлять персоналом как главным ресурсом организации:

1. Управление производительностью труда:

• оптимизация потоков и нормирование труда, максимальное облегчение трудовых операций;

• управление явочной численностью – планирование потребности в персонале, борьба с трудопотерями (в т.ч., связанным со здоровьем, дисциплиной);

• своевременное снабжение качественным оборудованием, инструментом, сырьем;

• ежедневное управление деятельностью людей: задание --- организация работы (помощь) --- контроль результатов)

Результаты тестирования компетенций директоров предприятий по следующим сферам: Финансы – 85%, ПС – 84%; Логистика - 82%; Профессиональные знания – 77,3%; HR – 56,8%.

2. Управление удовлетворенностью трудом, его условиями и содержанием:

• стабильность занятости (ясные цели и ожидания работодателя, политика по персоналу, доведенная до каждого);

• комфортные условия труда (рабочие и бытовые помещения, столовые и учебные классы), СИЗ и инструменты, безопасные и физиологичные условия труда;

• высокая компенсация – программа роста заработной платы рабочих лучшие социальные программы: медицинские услуги, питание и проезд к месту работы, отдых (взрослый и детский), строительство жилья, помощь в решении проблем;

• содержание труда – интересный осмысленный труд, нужный потребителям; разнообразная, обогащающая, творческая работа;

• отношения в коллективе – уважение, признание заслуг, справедливость, коучинг со стороны руководителя.

3. Управление квалификацией работников:

• Помощь в получении первого профессионального образования, второго, высшего и пр.;

• Диагностика пробелов в образовании и опыте работников, разработка или заказ обучающих программ;

• Создание возможностей для профессионального роста и развития, в т.ч.: профессиональное обучение, развитие способностей, возможность передавать свой опыт;

• Подготовка и развитие кадрового резерва для своевременной замены выбывших или переведенных на другие участки работников

«Перевернутая» структура – лидер как опора:

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Тенденции в области оплаты труда и мотивации персонала в России и мире

Мировой рынок труда

► Снижение темпов роста заработных плат (в особенности в развитых странах), повышение уровня безработицы

► Ужесточение связи между размером вознаграждения и результатами деятельности компании, подразделений и индивидуальной работы сотрудника в краткосрочной и долгосрочной перспективе

► Использование практики «отложенного бонуса»

► Увеличение доли долгосрочных элементов в общем вознаграждении

► Установление верхних границ вознаграждения руководителей высшего звена управления

Уровень безработицы

рождаемость и выпуск школ рф - student2.ru

Официальный уровень безработицы в России зафиксирован на низком уровне по сравнению с рядом развитых стран. При этом уровень скрытой безработицы в России существенное выше. По неподтвержденным данным, уровень скрытой безработицы может составлять порядка 10-15%. Кроме того, уровень безработицы существенно различается в отдельных субъектах федерации страны (например, Москва – 1,7%, Иркутская обл. – 10,2%).

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Наши рекомендации