На тему: «Роль служб персонала »
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
Контрольная работа
По дисциплине: «Управление человеческими ресурсами»
На тему: «Роль служб персонала »
Выполнила: студентка 3 курса
Баграмова М.И
Группа ИЖМЛ-391
Учебный шифр 1162-п/МНб-1064
Рецензировал: асс. Федорова Е.В
Год
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Общая роль служб персонала……………………………………………...4
3. Изменение функций службы персонала…………………………………..7
4. Интеграция вклада ЧР……………………………………………………...9
5. Организация служб персонала……………………………………………18
6. Обеспечение услуг коллективного пользования в сфере ЧР……………22
7. Должностные обязанности руководителей служб персонала и линейных
подразделений……………………………………………………………..23
8. Маркетинг в кадровых подразделениях…………………………………28
9. Подготовка, утверждение и защита бюджета отделов ЧР……………...30
10.Использование внешних ресурсов………………………………………..30
11.Привлечение консультантов по менеджменту…………………………..32
12. заключение………………………………………………………………...33
13. Использованная литература……………………………………………....34
Введение
Актуальность выбранной темы заключаются в том, что на формирование службы управления персоналом огромное влияние оказывает стратегия предприятия на данный период ее деятельности.
Сегодня служба управления персоналом – одно из ключевых в организационной структуре предприятия, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой кадровых менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Эта структура подобно каркаса здания организационной системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое необходимо акцентировать на выработку решения о построении службы управления персоналом.
В последнее десятилетие во многих странах отмечается изменение роли служб управления персоналом в организациях. В России их роль и функции меняются в связи с формированием рыночной экономики и рождением новых социально-экономических отношений.
В связи с этим интерес российских менеджеров к совершенствованию работы с персоналом заметно возрос за последние годы. Однако до сих пор мышление многих руководителейорганизаций и даже руководителей служб управления персоналом сковано стереотипами,затрудняющими действительно инновационный подход к построению качественно новой, сильной и влиятельной службы персонала.
Общая роль служб персонала
Роль службы управления персоналом проявляется в выполняемых ею функциях. Дадим классификацию функций службы управления персоналом в организации:
1) Подсистема условий труда:
- соблюдение требований психофизиологии
- соблюдение требований технической эстетики
- охрана труда и техники безопасности
- организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимального соотношения между количеством единиц оборудования и числом персонала.
2) Подсистема трудовых отношений:
- анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений
- анализ и регулирование отношений руководства
- управление производственными конфликтами и стрессами
- социально-психологическая диагностика
- соблюдение этических норм взаимоотношений
- управление взаимодействием с профсоюзами.
3) Подсистема оформления и учета кадров:
- оформление и учет приема, увольнений, перемещений
- информационное обеспечение системы кадрового управления
- профориентация
- обеспечение занятости
4) Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:
- разработка стратегии управления персоналом
- анализ кадрового потенциала
- анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы
- планирование кадров
- взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами организацию
- оценка кандидатов на вакантную должность
- текущая периодическая оценка кадров.
5) Подсистема развития кадров
- техническое и экономическое обучение
- переподготовка и повышение квалификации
- работа с кадровым резервом
- профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников
6) Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:
- Нормирование и тарификация трудового процесса
- Разработка систем оплаты труда
- Использование средств морального поощрения
- Разработка форм участия в прибыле и капитале
- Управление трудовой мотивацией
7) Подсистема юридических услуг
- решение трудовых вопросов с точки зрения юридических нормативов
- согласование распорядительных документов по управлению персоналом
- решение правовых вопросов хозяйственной деятельности.
8) Подсистема развития социальной инфраструктуры:
- организация общественного питания
- управление жилищно-бытовым обслуживанием
- развитие культуры и физического воспитания
- обеспечение охраны здоровья и отдыха
- управление социальными конфликтами и стрессами
9) Подсистема разработки оргструктуры управления
- анализ сложившейся оргструктуры управления
- проектирование оргструктуры управления
- разработка штатного расписания
- построение новой оргструктуры управления
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых службе управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту УП. Однако набор тех или иных функций службы управления персоналом в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые, не его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации (размер фирмы, специфика ее деятельности и т. д.) и кажутся ему полезными для успешной работы организации. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций службы управления персоналом, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы. Рассмотрим эти функции подробнее.
1) Планирование трудовых ресурсов, - что включает в себя:
- оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и имеющего персонального состава)
- оценка будущих потребностей (прогноз внутренних и внешних предложений рабочей силы и спроса на рабочую силу)
- разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах на основе соотношения внутреннего и внешнего предложения рабочей силы со спросом и стратегией развития компании. Для правильного прогнозирования необходимо учитывать среднюю текучесть кадров, естественное выбытие (смерть, выход на пенсию и т.д.) и другие факторы [16, с.37].
2) Наем персонала - это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям
3) Отбор персонала - оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.
4) Определение заработной платы и льгот - разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.
5) Адаптация - введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения с целью осознания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6) Обучение - разработка программ для обучения трудовым навыкам эффективного выполнения работ.
7) Оценка трудовой деятельности - разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работников. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
8) Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала - для выполнения данной функции службы управления персоналом должны:
- разработать методологию перемещения работника с должности большей или меньшей ответственностью
- развивать профессиональный опыт работника путем перемещения на другие должности или участки работы (другими словами, службы управления персоналом занимаются планированием карьеры работников).
Итак, на сегодняшний день нет единого строго определенного взгляда на функции службы управления персоналом в организации. Как уже упоминалось, руководители предприятий редко используют теорию в чистом виде, а, как правило, адаптируют ее к условиям функционирования конкретной организации. Однако, результаты исследования показали, что при всех межфирменных и межстрановых различиях в области управления персоналом (в двух фирмах одной отрасли одной страны вы не найдете двух похожих по форме и содержанию документа, регламентирующего деятельность службы УП), все они исповедуют общую идеологию и методологическую основу кадровой работы.
Таким образом, роль службы управления персоналом состоит в том, чтобы создать такие условия для менеджеров всех уровней, когда управление персоналом стало бы действительно максимально эффективным.
Интеграция вклада ЧР
Две важные цели УЧР — это достижение стратегической интеграции и согласование политики УЧР и практики управления персоналом организации. Стратегическую интеграцию можно описать как вертикальную — это обеспечение того, чтобы стратегии УЧР соответствовали стратегии бизнеса организации. Концепцию согласованности можно определить как горизонтальную интеграцию — это разработка ряда взаимно усиливающих и взаимодействующих между собой политических положений и практических шагов в сфере УЧР, т. е. дополняющие друг друга.
Стратегическая, или вертикальная, интеграция в основном обеспечивает организации квалифицированной и хорошо мотивированной рабочей силой, необходимой для достижения целей бизнеса. Этого можно достичь, привязывая стратегии ЧР к конкурентной стратегии бизнеса организации.
Горизонтальная интеграция осуществляется с помощью развития согласованного хорошо подогнанного набора взаимосвязанных и взаимно усиливающих друг друга политических и практических решений в сфере УЧР. Этого можно достичь, применяя совместные процессы, например анализ компетентности, который обеспечивает общую справочную схему или управление показателями работы; последнее касается и определения должностных обязанностей, развития работников и вознаграждений. Объединение будет более вероятным, если мнения руководителей подразделений и специалистов совпадают в сфере УЧР.
Достижению интеграции способствует, если при планировании любого нововведения полностью и всесторонне рассматривается его влияние на другие аспекты политики и практических мероприятий в сфере УЧР, в частности то, как это нововведение может поддержать практические мероприятия и в целом стратегию организации.
Целью в таком случае должно быть достижение более систематического подхода, для чего связываются теоретические и практические меры. Эта цель предполагает, что чем больше практические мероприятия поддерживают друг друга, тем с большей вероятностью они дадут хорошие результаты. Связывание различных видов деятельности позволяет при развитии в одной области достичь улучшения результативности в целом.
Главную роль при этом играют основы организации труда.
Организация труда — определенный порядок, система трудовой деятельности человека; система мероприятий, устанавливающая порядок и условия осуществления трудовой деятельности.
Организация труда является составной частью организации производства, поэтому рациональная организация производства может быть построена только на базе совершенных и эффективных подсистем организации трудовых процессов. Чем совершеннее организация труда на предприятиях, тем выше его результаты, в том числе производительность труда.
Процесс труда включает три основных взаимодействующих между собой элемента: собственно труд, предметы труда и средства труда. Это соединение в пространстве и времени производственных или экономических факторов. Рациональная организация труда предполагает такой способ соединения всех элементов трудового процесса в единую взаимосвязанную систему, при которой будет использовано наименьшее количество ресурсов для достижения целей предприятия, в том числе для производства и реализации продукции.
Комплексная система организации труда и производства включает 11 подсистем организации и управления трудом: разделение и кооперация труда, правильный выбор формы и вида которых обеспечивают планировка и организация рабочих мест, способствующие созданию на рабочих местах условий для высокоэффективного труда, сохранения высокой трудоспособности и здоровья работников; развитие гибких форм организации труда, включая режим гибкого рабочего времени, паломничество (в том числе электронное), совмещение профессий, прием работников с условием самообеспечения работой и др.
При совершенствовании организации трудовых процессов в современном производстве все 11 подсистем следует применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте, на всех производственных участках и предприятиях.
Комплексная система организации труда призвана решить следующие проблемы:
— комплексного проектирования трудовых, технологических и производственных процессов, которые до настоящего времени не имеют научного решения. В науках об организации труда и организации производства существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов. Представляется сейчас весьма важным создать научные методы планирования новых и совершенствования действующих производственных процессов на основе использования стандартов трудовых движений, действий, приемов и комплексов в сочетании с прогрессивными технологическими способами и научными методами;
— обоснования трудовых нормативов и норм в условиях перехода к свободным рыночным отношениям, сохранения и развития организующего значения норм и нормативов. Передовая зарубежная практика убедительно подтверждает, что в мире нет ни одной страны с рыночной экономикой, в которой не применялись бы нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и хорошо обоснованные;
— создания нормальных условий труда и уровня его интенсивности, поскольку труд, который не оценивается или оценивается неверно, становится бессмысленным и малопродуктивным. Поэтому нужна большая научная и практическая работа по нормализации интенсивности и повышению производительности труда на российских предприятиях;
— создания мотивов и стимулов высокоэффективного труда. Сказываются неустойчивое состояние многих предприятий, низкий уровень минимальной оплаты и тарифных ставок, величина которых не соответствует прожиточному минимуму. Несоответствие уровня оплаты труда на российских предприятиях требованиям рынка необходимо ликвидировать, подняв оплату труда до стабильного и нормального рыночного значения. Это возможно только при соответствующем повышении производительности труда и эффективности производства;
— взаимосвязи личных и общих трудовых, социальных и производственных процессов с эффективностью производства. Это проблема комплексного управления эффективностью труда и производства, которая требует учитывать основные законы и положения рыночной экономики, заинтересованность работников в повышении эффективности труда, человеческих ресурсов и всего производства на предприятиях.
Содержание труда различных категорий работников характеризуется совокупностью внутренних и внешних факторов, определяющих процесс производства соответствующей продукции или услуг. Все процессы изготовления разнообразной продукции и выполнения рыночных услуг предусматривают также взаимодействие технических, экономических и человеческих факторов. Именно поэтому каждый производственный процесс имеет свое конкретное технологическое и трудовое содержание.
Технологический процесс предусматривает целенаправленное изменение формы, размеров и структуры предметов труда, превращение исходных материалов в готовую продукцию. Технологические процессы разрабатываются специалистами-технологами и могут осуществляться как при непосредственном участии человеческого фактора, так и с помощью машин и механизмов.
Все производственные процессы на предприятиях протекают как совокупность технологических и трудовых процессов, осуществляемых в результате труда руководителей, специалистов и рабочих. Совокупный трудовой процесс представляет собой взаимодействие всех работников предприятия, занятых выполнением своих производственных функций. Простой трудовой процесс характеризуется совокупностью трудовых приемов или функций, выполняемых отдельным работником на своем рабочем месте. Именно установленные должностные функции, предусмотренные обязанности и соответствующая технология данного производства определяют содержание труда конкретных категорий человеческих ресурсов — от руководителя, менеджера высшего звена до рабочего, исполнителя заданной работы.
Следовательно, содержание труда каждого работника зависит от того конкретного рабочего места или должности, которые он занимает, и от их экономической роли в общей производственной системе, организационной структуре или функциональном аппарате управления предприятием. Чем полнее определены функции каждого рабочего места или должности на предприятии, тем точнее можно установить круг обязанностей и содержание труда каждой категории работников.
В общем виде содержание труда руководителей или менеджеров высшего звена определяется составом или совокупностью тех основных функций, которые они призваны выполнять в своей организации.
В отечественном менеджменте содержание труда человеческих ресурсов тех или иных категорий также в основном зависит от установленных функциональных обязанностей. В состав основных трудовых функций службы управления человеческими ресурсами организации обычно входит комплекс следующих взаимосвязанных видов деятельности:
— определение потребности в работниках различных категорий исходя из стратегии деятельности организации;
— анализ рынка труда и управление полной и эффективной занятостью работников;
— подбор, расстановка и адаптация человеческих ресурсов на производстве;
— планирование карьеры и обеспечение профессионального роста работников;
— создание рациональных условий труда и обеспечение безопасности работы и здоровья человеческих ресурсов; организация трудовых процессов рабочих и разработка нормативов затрат и результатов труда;
— анализ использования рабочего времени и фактической занятости человеческих ресурсов на производстве;
— управление производительностью труда на предприятии и оценка использования ресурсов;
— обоснование структуры доходов человеческих ресурсов, выбор форм и систем оплаты труда;
— организация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии;
— участие в проведении тарифных соглашений и разработке коллективных трудовых договоров;
— разработка и осуществление социальной политики предприятия;
— развитие партнерских отношений между работниками и работодателем, профилактика и устранение трудовых конфликтов;
— определение общей линии финансовой политики с учетом рыночной конъюнктуры и платежеспособности предприятия;
— выработка решений в области кадровой политики и социальной сфере деятельности;
— координация работы всех подразделений и служб предприятия, а также руководителей других звеньев управления;
— создание благоприятной трудовой обстановки для рационального использования умственных, физических и предпринимательских способностей человеческих ресурсов;
— разработка предложений, направленных на повышение качества работы, уровня жизни и закрепление человеческих ресурсов на предприятии.
Содержание основных трудовых функций, выполняемых как в целом службой управления человеческими ресурсами, так и отдельными сотрудниками, во многом зависит от объемов производства, размеров предприятия, сложности продукции, численности и квалификации человеческих ресурсов, степени автоматизации труда и производства, состояния и места предприятия на рынке и многих других внутренних и внешних факторов. Из представленного содержания основных трудовых функций службы управления человеческими ресурсами очевидна не только важность, но и сложность выполняемой ею деятельности, связанной с трудом различных категорий работников и требующей учета комплекса экономических, организационных, технических, психофизиологических, правовых, социальных и многих других факторов, обеспечивающих высокий конечный результат всего производства и каждого его работника.
Содержание труда человеческих ресурсов на каждом предприятии должно в наиболее полной степени соответствовать как внутренним потребностям работника и производства, так и внешним требованиям рынка. Всякие изменения состояния внешней или внутренней среды должны оказывать гибкое воздействие и на содержание труда работников.
В отечественной и зарубежной экономической науке и практике наибольшее распространение для оценки результатов труда человеческих ресурсов в настоящее время получила система так называемых коэффициентов трудовых показателей, характеризующих вклад работников в развитие организации.
Главной производственной силой общества являются трудовые ресурсы — носители отношений, складывающихся в процессе формирования использования этих ресурсов.
Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.
Трудовые ресурсы как экономическая категория отражают отношения населения, обладающего физическими и интеллектуальными способностями к воспроизводству рабочей силы.
Трудовые ресурсы как планово-учетная категория представляют население в трудоспособном возрасте — как занятое, так и незанятое в общественном производстве.
Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население, способное к участию в трудовом процессе (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года, за исключением пенсионеров по инвалидности и льготам).
Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика — это фактическая средняя численность трудоспособного населения.
Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность.
Общая трудоспособность предполагает наличие у человека качеств, определяющих способность к труду вообще, не требующему специальной подготовки.
Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, требующему специальной подготовки.
При анализе и оценке человеческих ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки учитываются такие показатели, как профессионально-квалификационная структура, удельный вес работников по всем видам деятельности, а также уровню квалификации по отдельным половозрастным группам.
Важнейшими факторами, определяющими использование трудовых ресурсов и формирующими рынок труда, который призван выполнять движения рабочей силы, являются многоукладность экономики, переход к рыночным отношениям.
В рыночных отношениях обязательно должны существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом.
Рабочая сила — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменения экономической и политической систем одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Человек может активно проявлять себя в работе, позитивно взаимодействуя с коллегами и обладая культурой общения, помочь ему в этом может умение управления персоналом.
Значение и навыки в области взаимоотношений руководителей и подчиненных, деловых отношений в целом нужны не только уже состоявшемуся работнику, но и не обладающему вообще житейским опытом человеку.
На всех действующих предприятиях основной частью организации производства является умелое использование трудовых ресурсов и организация труда.
Важнейшим признаком совершенной организации трудовых и производственных процессов в условиях рыночных экономических отношений может служить устойчивое финансовое положение организаций или предприятий, обеспечивающее не только производственную стабильность, но и дальнейшее развитие трудового и производственного потенциала.
Рационально организованный труд, как правило, является трудом производительным и эффективным.
Результаты труда определяют не только трудовую отдачу человеческих ресурсов и уровень жизни людей, но и экономическое развитие предприятия.
Рассмотрим основные научные направления совершенствования организации труда в условиях рыночной экономики.
Процесс труда включает в себя три основных и тесно взаимодействующих между собой элемента: труд, предметы труда и следствия труда. Научная организация решает экономическую, социальную и психофизиологическую задачи.
Научная организация труда предполагает такой способ соединения всех элементов трудового процесса в единую взаимосвязанную систему, при котором будет использовано наименьшее количество трудовых и материальных ресурсов.
В состав научной системы организации труда и производства, согласно отечественным и зарубежным исследованиям, должны входить следующие 10 подсистем организации и управления трудом:
— разделение и кооперация труда, правильный выбор формы и вида, которых создает экономические основы для специализации рабочих и роста их профессиональной квалификации;
— расположение и обслуживание рабочих мест, четкий и постоянный порядок на которых обеспечивает у работников выработку так называемых автоматических навыков выполнения трудовых приемов;
— проектирование трудовых процессов, которое должно строиться на принципах экономии рабочего времени и энергетических затрат человека;
— обоснование трудовых нормативов и норм, требующих установления оптимальных затрат труда на выполнение работ;
— нормализация условий и интенсивности труда, регламентирующая условия, тяжесть и интенсивность в пределах допустимых норм;
— освоение трудовых процессов и норм труда, предусматривающее достижение равновесия фактических и проектных затрат времени на выполнение работы;
— экономическая оценка затрат и результатов труда, заключающаяся в достижении максимальных результатов при заданных затратах труда или минимальных затратах труда;
— соблюдение трудовой и производственной дисциплины и регламента работы, которое основано на выполнении проектных требований в процессе работы;
— мотивация и стимулирование продуктивности труда, которые предусматривают удовлетворение личного интереса каждого работника в высокой оплате труда;
— разработка системы управления трудовыми процессами, предусматривающей комплексное воздействие различных факторов на конечные результаты труда и производства.
Не существует ни одной страны в мире с рыночной экономикой, в которой не применялись бы нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и научно обоснованные.
Рассмотрим основные научные направления совершенствования организации труда, такие как нормирование труда, формы его разделения и кооперации, методы его оптимизации на предприятиях.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда, применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Работодатель для выполнения работниками норм выработки обязан обеспечить нормальные условия труда:
— исправное состояние помещений, сооружений, машин и оборудования;
— своевременное предоставление технической и иной необходимой для работы документации;
— надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
— соответствие условий труда требованиям охраны труда и безопасности производства.
Организация служб персонала
Рассмотрим ряд вопросов, касающихся механизма организации службы управления персоналом на предприятии.
Исследуем проблему в организации, когда должна появиться специализированная структура, отвечающая за работу с персоналом. Дело в том, что на первых этапах развития компании руководитель может взять на себя функцию работы с персоналом, используя подручные средства (привлекая для помощи консалтинговые фирмы, биржи труда, рекрутерские агентства и т.д.). Западная теория говорит, что первый менеджер по персоналу (УП – менеджер) должен появляться, когда численность организации достигает 100 – 150 человек, а специализированное подразделение – уровня 200 – 500 человек, в зависимости от сферы деятельности предприятия. При этом рекомендуется иметь одного УП – менеджера в среднем на 100 – 300 единиц штата [9, с.107].
В качестве примера можно привести проект “Москва - Макдоналдс”: в начальной стадии кадровая работа там входила в обязанности управляющего делами. С появлением нескольких ресторанов возникла и дирекция по управлению персоналом.
Специалисты Русского кадрового центра, о котором уже говорилось, рекомендуют опустить планку численности персонала в момент появления службы УП по сравнению с западными стандартами. Кроме того, на одного УП – менеджера, по их мнению, должно приходится менее 100 человек. Эти рекомендации основаны на особенностях российской ситуации: неразвитость рыночного механизма в сфере труда, бремя социальных вопросов, стоящих у нас в стране очень остро, отсутствие корпоративных традиций, - все это требует повышенное внимание к процессу УП в организации.
В случае, если руководство фирмы опаздывает с созданием специальной службы УП и продолжает действовать самостоятельно, то организация грозит “рассыпаться”, так как ее состав становится слишком пестрым, чтобы формировать какую – либо единую кадровую политику. Причина этого в том, что у нас в стране определяющим фактором при приеме на работу являются родственные или дружественные связи с руководством, таким образом, в фирму приходят разные люди со своими целями, претензиями и амбициями. В такой ситуации коллектив единомышленников превращается в аморфную группу, что не может не сказаться и на результатах деятельности компании.
Несмотря на то, что само понятие “управление персоналом” до последнего времени отсутствовало в практике российского менеджмента, каждая организация имела отделы кадров (которые сейчас переименовываются на западный манер в службы управления персоналом), на которые были возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения и повышения квалификации персонала. Однако, и это хорошо известно, роль отделов кадров в делах управления фирмы была незначительна, а большую часть работы по управлению кадрами выполнял (и выполняет до сих пор, как показывают социологические исследования) непосредственно руководитель подразделения. Для того, чтобы понять, почему СУП занимают такое положение в организации, рассмотрим схему сложившейся организационной структуры компании.
Как видно из схемы, отделы кадров (или СУП) структура разобщены с отделами охраны труда и техники безопасности; отделами организации труда и заработной платы; юридическим отделом и другими подразделениями, которые выполняют часть функций по управлению персоналом в организации. Эти отделы никак не подчинены руководителю службы УП, поэтому отдел кадров не является ни методическим, ни информационным, ни координационным центром кадровой политики в фирме.
Отсюда вытекает самая главная проблема российских СУП: имея низкий организационный статус во внутрифирменном менеджменте, они не принимают участие в стратегическом планировании компании и принятии других важнейших решений, и тем самым отделы кадров не выполняют целый ряд задач по УП.
Поясню это положение на примере. Как уже неоднократно говорилось, основная функция отдела кадров (СУП) – подбор кандидатов на должность. Кадровики должны уметь подобрать наиболее достойных; нужно знать каким образом, это лучше сделать (процедуры), как их потом продвигать, обучать, перемещать. Но, служба УП не должна действовать автономно, нужно, чтобы все эти процедуры соответствовали целям и задачам предприятия. Пока служба УП не будет заниматься развитием организации в целом, ей придется выполнять роль агентства – рекрутера.
Поэтому, считают в IBS (одна из первых российских фирм, создавшая у себя СУП) на основании собственного опыта, идеальный вариант – когда СУП обладая значительным статусом в иерархии организации, хотя и не имеет право прямо осуществлять изменения в других подразделениях, но обладает рекомендательным правом, когда речь идет о направленности таких изменений. Для упрочения авторитета СУП лучше, когда ее возглавляет кто-то из ближайших помощников руководителя, например, вица – президент: “с одной стороны его знают все в организации и доверяют ему, в том числе и сам руководитель, а с другой стороны – он знает организацию изнутри” [13, с.44].
Рассмотрим проблему отношений между службой УП и линейными менеджерами (руководителями подразделений). И линейные менеджеры и кадровики являются руководителями того или иного уровня, уполномоченными представлять людям работу и обеспечивать ее исполнение. В этом их сходство. Различие же состоит в том, что линейным менеджерам поручается управление основными отделами (производственными, бытовыми и т.д.), а служба УП уполномочена консультировать и помогать им в достижении этих целей.
Проблема состоит в том, что большинство линейных менеджеров предпочитают самостоятельно решать свои проблемы с подчиненным персоналом. Это создает серьезные трудности, так как, будучи профессионалами, в узкой сфере и не имея специальной подготовки в области человеческих отношений, каждый из линейных менеджеров решает кадровые вопросы наиболее приемлемым в сложившейся конкретной ситуации способом, что не благоприятствует проведению в жизнь единой кадровой политики фирмы.
Задача руководства предприятия при этом состоит в том, чтобы “обеспечить сотрудничество управленцев среднего и низового звеньев, понимания возрастающего значения службы персонала для совместного решения данными подразделениями проблем управления человеческими ресурсами,” – такой вывод сделали участники круглого стола, посвященного проблемам УП, проведенного газетой “Деловой экспресс” [16, с.37]. Вывод, очевидно, правильный, но как создать механизм для такой эффективной работы?
Оди<