Процесс разработки концепции подбора.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

Цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности.


Среди основных принципов подбора персонала необходимо выделить следующие.
Принцип плановости означает, что мероприятия, направлен­ные на совершенствование кадрового состава, проводятся планомерно, исходя из плановой потребности в работниках и с учетом перспектив развития персонала и организации в целом.
Принцип альтернативности реализуется через привлечение в организации как можно большего числа соискателей.
Принцип активного подбора заключается в постоянной работе с потенциальными кандидатами на вакантные места в организации, применении активных методов поиска и вербовки персонала.
Исходный этап в процессе управления персоналом – набор и отбор кадров. Современный уровень развития теории управления персоналом позволяет использовать самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.

Набор персонала

При отборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая ту или иную организацию. Точно так же менеджеры стремятся реализовать цели организации и свои цели, отбирая кандидата. Анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы. Такой анализ можно провести, используя различные методы.
В практической деятельности часто используют упрощенные модели рабочего места.
Вместе с тем для качественного подбора персонала используют полные модели. Один из вариантов модели разработан проф. А.П. Егоршиным и включает 15 элементов, представляющих собой качест­венные и количественные характеристики рабочего места


Исходя из моделей рабочих мест, решение проблемы подбора персонала включает следующие этапы:

  • разработку концепции модели рабочего места персонала, ее элементов, характе­ристик и весовых коэффициентов;
  • разработку типовых моделей рабочих мест по должностям персонала;
  • методику комплексной оценки персонала на основе модели рабочего места в оценочных центрах с привлечением специалистов;
  • технологию работы с неработающим или высвобождаемым персоналом в цент­рах занятости населения на основе результатов комплексной оценки кадров на ва­кантные должности;
  • технологию работы с персоналом на предприятиях и в организациях (аттестация кадров, планирование карьеры, повышение квалификации и переподготовка кадров).

Источники найма персонала

Определив требования к кандидату, кадровый менеджмент ресурсов может приступить к реализации следующего этапа – привлечению кандидатов, основная задача которого – создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последую­щего отбора. Главными ограничителями на данном этапе выступает бюджет, который организация может израсходовать при реализации процедур найма, человеческие ресурсы, которыми она располагает для последующего отбора кан­дидатов и время, требуемое для реализации указанных процедур.

Перед организацией воз­никают три вопроса: где искать потенциальных работников (источ­ники), как их известить об имеющихся вакансиях и каким образом провести отбор наиболее подходящих работников для конкретного рабочего места (методы).


Различают две группы источников:

  • внутренние (из работни­ков предприятия)
  • внешние (из людей, до того никак не связанных с предприятием) источники.

Невозможно однозначно решить вопрос в пользу внутренних или внешних источников найма.

Существуют разные способы поиска персонала:

  • Поиск внутри организации.
  • Подбор с помощью неформальных контактов сотрудников. и «кумовства».
  • Самопроявившиеся кандидаты. Объявления в средствах массовой информации – на те­левидении, радио, в прессе.
  • Контакты с университетами и другими учебными заведениями.
  • Государственные агентства занятости.
  • Частные агентства по подбору персонала.
  • В качестве источника могут выступать также сотрудники, ушедшие из организации.
  • Клиенты и поставщики могут предложить необходимых кандида­тов.
  • «Охота за головами» – переманивание лучших работников из других организаций. Используются различные способы привлечения высококлассных специалистов, например:

◦ высокая зарплата;

◦ возможность быстрого роста, продвижения по служебной лестнице;

◦ хороший психологический климат в коллективе;

◦ дополнительные льготы (бесплатное питание, предоставление служебного автомобиля, средств связи, медицинское страхование и т.п.)

Большинство специалистов сходятся во мнении, что для успешной организации поиска кандидатов следует руководствоваться двумя основными правилами:
1)всегда проводить поиск кандидатов внутри организации;
2)использовать по меньшей мере два метода привле­чения кандидатов со стороны.

Наши рекомендации