Учет при помощи организации битового вектора
Часто список свободных блоков диска реализован в виде битового вектора (bit map или bit vector). Каждый блок представлен одним битом, принимающим значение 0 или 1, в зависимости от того, занят он или свободен. Hапример, 00111100111100011000001 ... .
Главное преимущество этого подхода состоит в том, что он относительно прост и эффективен при нахождении первого свободного блока или n последовательных блоков на диске. Многие компьютеры имеют инструкции манипулирования битами, которые могут использоваться для этой цели. Hапример, компьютеры семейств Intel и Motorola имеют инструкции, при помощи которых можно легко локализовать первый единичный бит в слове.
Описываемый метод учета свободных блоков используется в Apple Macintosh.
Несмотря на то что размер описанного битового вектора наименьший из всех возможных структур, даже такой вектор может оказаться большого размера. Поэтому данный метод эффективен, только если битовый вектор помещается в памяти целиком, что возможно лишь для относительно небольших дисков. Например, диск размером 4 Гбайт с блоками по 4 Кбайт нуждается в таблице размером 128 Кбайт для управления свободными блоками. Иногда, если битовый вектор становится слишком большим, для ускорения поиска в нем его разбивают на регионы и организуют резюмирующие структуры данных, содержащие сведения о количестве свободных блоков для каждого региона.
Учет при помощи организации связного списка
Другой подход - связать в список все свободные блоки, размещая указатель на первый свободный блок в специально отведенном месте диска, попутно кэшируя в памяти эту информацию.
Подобная схема не всегда эффективна. Для трассирования списка нужно выполнить много обращений к диску. Однако, к счастью, нам необходим, как правило, только первый свободный блок.
Иногда прибегают к модификации подхода связного списка, организуя хранение адресов n свободных блоков в первом свободном блоке. Первые n-1 этих блоков действительно используются. Последний блок содержит адреса других n блоков и т. д.
Существуют и другие методы, например, свободное пространство можно рассматривать как файл и вести для него соответствующий индексный узел.
13. Как реализуется представление директорий в файловых системах?
Как уже говорилось, директория или каталог - это файл, имеющий вид таблицы хранящий список входящих в него файлов или каталогов. Основная задача файлов-директорий - поддержка иерархической древовидной структуры файловой системы. Запись в директории имеет определенный для данной ОС формат, зачастую неизвестный пользователю, поэтому блоки данных файла-директории заполняются не через операции записи, а при помощи специальных системных вызовов (например, создание файла).
Для доступа к файлу ОС использует путь (pathname), сообщенный пользователем. Запись в директории связывает имя файла или имя поддиректории с блоками данных на диске (см. рис. 12.6). В зависимости от способа выделения файлу блоков диска (см. раздел "Методы выделения дискового пространства") эта ссылка может быть номером первого блока или номером индексного узла. В любом случае обеспечивается связь символьного имени файла с данными на диске.
Рис. 12.6.Реализация директорий
Когда система открывает файл, она ищет его имя в директории. Затем из записи в директории или из структуры, на которую запись в директории указывает, извлекаются атрибуты и адреса блоков файла на диске. Эта информация помещается в системную таблицу в главной памяти. Все последующие ссылки на данный файл используют эту информацию. Атрибуты файла можно хранить непосредственно в записи в директории, как показано на рис. 12.6. Однако для организации совместного доступа к файлам удобнее хранить атрибуты в индексном узле, как это делается в Unix.
14. Как организовано хранение файлов в ОС MS-DOS.
Директории в ОС MS-DOS
В ОС MS-DOS типовая запись в директории имеет вид, показанный на рис. 12.7.
Рис. 12.7.Вариант записи в директории MS-DOS
В ОС MS-DOS, как и в большинстве современных ОС, директории могут содержать поддиректории (специфицируемые битом атрибута), что позволяет конструировать произвольное дерево директорий файловой системы.
Номер первого блока используется в качестве индекса в таблице FAT. Далее по цепочке в этой таблице могут быть найдены остальные блоки.
15. Как организовано хранение файлов в ОС Unix.
Структура директории проста. Каждая запись содержит имя файла и номер его индексного узла (см. рис. 12.8). Вся остальная информация о файле (тип, размер, время модификации, владелец и т. д. и номера дисковых блоков) находится в индексном узле.
Рис. 12.8.Вариант записи в директории Unix
В более поздних версиях Unix форма записи претерпела ряд изменений, например имя файла описывается структурой. Однако суть осталась прежней.
16. Описать процедуру монтирования файловых систем.
Так же как файл должен быть открыт перед использованием, и файловая система, хранящаяся на разделе диска, должна быть смонтирована, чтобы стать доступной процессам системы.
Функция mount (монтировать) связывает файловую систему из указанного раздела на диске с существующей иерархией файловых систем, а функция umount (демонтировать) выключает файловую систему из иерархии. Функция mount, таким образом, дает пользователям возможность обращаться к данным в дисковом разделе как к файловой системе, а не как к последовательности дисковых блоков.
Процедура монтирования состоит в следующем. Пользователь (в Unix это суперпользователь) сообщает ОС имя устройства и место в файловой структуре (имя пустого каталога), куда нужно присоединить файловую систему (точка монтирования ) (см. рис. 12.9 и рис. 12.10). Hапример, в ОС Unix библиотечный вызов mount имеет вид:
mount(special pathname,directory pathname,options);где special pathname - имя специального файла устройства (в общем случае имя раздела), соответствующего дисковому разделу с монтируемой файловой системой, directory pathname - каталог в существующей иерархии, где будет монтироваться файловая система (другими словами, точка или место монтирования ), а options указывает, следует ли монтировать файловую систему "только для чтения" (при этом не будут выполняться такие функции, как write и create, которые производят запись в файловую систему). Затем ОС должна убедиться, что устройство содержит действительную файловую систему ожидаемого формата с суперблоком, списком индексов и корневым индексом.
Некоторые ОС осуществляют монтирование автоматически, как только встретят диск в первый раз (жесткие диски на этапе загрузки, гибкие - когда они вставлены в дисковод), ОС ищет файловую систему на устройстве. Если файловая система на устройстве имеется, она монтируется на корневом уровне, при этом к цепочке имен абсолютного имени файла (pathname) добавляется буква раздела.
Рис. 12.9.Две файловые системы до монтирования
Рис. 12.10.Общая файловая система после монтирования
(Это вряд ли понадобится)Ядро поддерживает таблицу монтирования с записями о каждой смонтированной файловой системе. В каждой записи содержится информация о вновь смонтированном устройстве, о его суперблоке и корневом каталоге, а также сведения о точке монтирования. Для устранения потенциально опасных побочных эффектов число линков (см. следующий раздел) к каталогу - точке монтирования - должно быть равно 1. Занесение информации в таблицу монтирования производится немедленно, поскольку может возникнуть конфликт между двумя процессами. Например, если монтирующий процесс приостановлен для открытия устройства или считывания суперблока файловой системы, а тем временем другой процесс может попытаться смонтировать файловую систему.
Наличие в логической структуре файлового архива точек монтирования требует аккуратной реализации алгоритмов, осуществляющих навигацию по каталогам. Точку монтирования можно пересечь двумя способами: из файловой системы, где производится монтирование, в файловую систему, которая монтируется (в направлении от глобального корня к листу), и в обратном направлении. Алгоритмы поиска файлов должны предусматривать ситуации, в которых очередной компонент пути к файлу является точкой монтирования, когда вместо анализа индексного узла очередной директории приходится осуществлять обработку суперблока монтированной системы.
17. Что такое жесткое связывание файлов (hard link)?
18. Что такое символическое связывание файлов (symbolic link)?
Простейший способ реализовать связывание файла - просто дублировать информацию о нем в обеих директориях. При этом, однако, может возникнуть проблема совместимости в случае, если владельцы этих директорий попытаются независимо друг от друга изменить содержимое файла. Например, в ОС CP/M запись в директории о файле непосредственно содержит адреса дисковых блоков. Поэтому копии тех же дисковых адресов должны быть сделаны и в другой директории, куда файл линкуется. Если один из пользователей что-то добавляет к файлу, новые блоки будут перечислены только у него в директории и не будут "видны" другому пользователю.
Рис. 12.11.Структура файловой системы с возможностью связывания файла с новым именем
Проблема такого рода может быть решена двумя способами. Первый из них - так называемая жесткаясвязь (hard link). Если блоки данных файла перечислены не в директории, а в небольшой структуре данных (например, в индексном узле ), связанной собственно с файлом, то второй пользователь может связаться непосредственно с этой, уже существующей структурой.
Альтернативное решение - создание нового файла, который содержит путь к связываемому файлу. Такой подход называется символической линковкой (soft или symbolic link). При этом в соответствующем каталоге создается элемент, в котором имени связи сопоставляется некоторое имя файла (этот файл даже не обязан существовать к моменту создания символической связи ). Для символической связи может создаваться отдельный индексный узел и даже заводиться отдельный блок данных для хранения потенциально длинного имени файла.
Каждый из этих методов имеет свои минусы. В случае жесткой связи возникает необходимость поддержки счетчика ссылок на файл для корректной реализации операции удаления файла. Например, в Unix такой счетчик является одним из атрибутов, хранящихся в индексном узле. Удаление файла одним из пользователей уменьшает количество ссылок на файл на 1. Реальное удаление файла происходит, когда число ссылок на файл становится равным 0.
В случае символической линковки такая проблема не возникает, так как только реальный владелец имеет ссылку на индексный узел файла. Если собственник удаляет файл, то он разрушается, и попытки других пользователей работать с ним закончатся провалом. Удаление символического линка на файл никак не влияет. Проблема организации символической связи - потенциальное снижение скорости доступа к файлу. Файл символического линка хранит путь к файлу, содержащий список вложенных директорий, для прохождения по которому необходимо осуществить несколько обращений к диску.
Символический линк имеет то преимущество, что он может использоваться для организации удобного доступа к файлам удаленных компьютеров, если, например, добавить к пути сетевой адрес удаленной машины.
19. Описать алгоритм планирования запросов к жесткому диску SSTF. Пусть у нас на диске из 100 цилиндров (от 0 до 99) есть следующая очередь запросов: 23, 67, 55, 14, 31, 7, 84, 10 и головки в начальный момент находятся на 63-м цилиндре.
Алгоритм планирования Short Seek Time First (SSTF). В каждом случае выбирается запрос, который ближе всего к текущему положению головки.
63 → 67 → 55 → 31 → 23 → 14 → 10 → 7 → 84
Всего: 141цилиндров
20. Описать алгоритмы планирования запросов к жесткому диску LOOK, C-LOOK.
В простейшем из алгоритмов сканирования – SCAN – головки постоянно перемещаются от одного края диска до другого, по ходу дела обслуживая все встречающиеся запросы. По достижении другого края направление движения меняется, и все повторяется снова. Пусть в предыдущем примере в начальный момент времени головки двигаются в направлении уменьшения номеров цилиндров. Тогда мы и получим порядок обслуживания запросов, подсмотренный в конце предыдущего раздела. Последовательность перемещения головок выглядит следующим образом:
63->55->31->23->14->10->7->0->67->84и всего головки переместятся на 147 цилиндров.
Если мы знаем, что обслужили последний попутный запрос в направлении движения головок, то мы можем не доходить до края диска, а сразу изменить направление движения на обратное:
63->55->31->23->14->10->7->67->84и всего головки переместятся на 133 цилиндра. Полученная модификация алгоритма SCAN получила название LOOK.
Допустим, что к моменту изменения направления движения головки в алгоритме SCAN, т. е. когда головка достигла одного из краев диска, у этого края накопилось большое количество новых запросов, на обслуживание которых будет потрачено достаточно много времени (не забываем, что надо не только перемещать головку, но еще и передавать прочитанные данные!). Тогда запросы, относящиеся к другому краю диска и поступившие раньше, будут ждать обслуживания несправедливо долго. Для сокращения времени ожидания запросов применяется другая модификация алгоритма SCAN – циклическое сканирование. Когда головка достигает одного из краев диска, она без чтения попутных запросов (иногда существенно быстрее, чем при выполнении обычного поиска цилиндра) перемещается на другой край, откуда вновь начинает движение в прежнем направлении. Для этого алгоритма, получившего название C-SCAN, последовательность перемещений будет выглядеть так:
63->55->31->23->14->10->7->0->99->84->67По аналогии с алгоритмом LOOK для алгоритма SCAN можно предложить и алгоритм C-LOOK для алгоритма C-SCAN:
63->55->31->23->14->10->7->84->67