Особенности личности младшего школьника

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

Поэтому при работе на младших отрядах необходимо тщательно следить за перемещениями детей, не давать им свободного времени, постоянно занимать детей делом, даже если оно (свободное время) стоит по расписанию. Организуйте каждые 10 минут. Не обязательно придумывать каждый день что-то сенсационное, достаточно провести с пользой незанятое время – выучить песню, вместе написать письмо домой, устроить отрядный конкурс рисунков и т.д. Ваша задача – не дать ребенку возможность придумать что-то самому!

Давайте им самостоятельные поручения, НО только те, которые можно доверить ребенку их возраста. Например, позвать остальных ребят на отрядное место, принести краски и карандаши, нарисовать Ваше настроение на экране. Пусть каждый день дети чувствуют самостоятельность, НО никогда не давайте поручений, связанных с тем, что может повлечь травмы.


2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

В лагере это можно использовать, обозначив систему поощрений и наказаний. Придумайте красочный стенд, вывешивайте на нем свой экран настроения наряду с детскими экранами, объявите, что если у вас 3 дня будет солнечное настроение, вы выполните любую детскую просьбу (при условии, что она не противоречит правилам лагеря), во избежание разочарования вы можете сделать список, из которого дети выберут свой приз. Направьте их желание быть лучшими не среди друг друга, а среди других отрядов во время вечерних мероприятий.


Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В отличие от раннего возраста в младшем школьном возрасте ребенок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст - возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами

Старайтесь утолить эту жажду знаний. Дети младшего школьного возраста могут и будут задавать множество вопросов. Чаще всего они будут задавать Вам вопрос «Что мы сейчас будем делать?» Чтобы не отвечать на этот вопрос каждые 10 минут каждому ребенку из своего отряда, приучите своих детей пользоваться информацией отрядного уголка. Обратите внимание на то, что расписание текущего дня должно быть красиво, красочно оформлено, написано должно быть большими печатными или полупечатными буквами. Не забывайте, некоторые дети только учатся читать. Определите время, когда вы будете напоминать детям о том, что будет происходить в течение дня. Лучше это делать перед дневным сном, чтобы замотивировать детей побыстрей заснуть, а после тихого часа обеспечить хорошее настроение детей.

Подростковый возраст

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".

Вот его проявления:

  1. чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  2. крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  3. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими
  4. позиционирование себя взрослым, стремление к независимости, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников.

При организации коллективной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача вожатого-воспитателя заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятельности.

Вот почему при организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности.

Подростков привлекает не только содержание, но и форма коллективных дел. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали».

Организуйте свою работу творчески, не останавливайтесь на каком-то одном виде деятельности. Используйте разные формы проведения одной и той же игры, подготовки к общелагерным мероприятиям, формам вечерней свечи (огонька). Помните, что больше всего подростка демотивирует монотонность выполнения одного и того же дела.

Организуя работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение. Чередуйте творческие поручения, дайте возможность каждому проявить свой творческий потенциал.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

·Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Вожатый для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности вожатого. Они постоянно оценивают вожатого и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений.

Наши рекомендации