Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.1 Понятие о величине и её свойства
.2 Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов
.3 Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.1 Описание базы проведения опытно-практической работы
.2 Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
.3 Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.4 Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Величина - одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.
Потребность в сравнении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации.
Актуальность темы работы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики (24).
Этой проблемой занимались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании учебных пособий в дальнейшем такими специалистами как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр и др.
Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Усвоение детьми новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Познание» отмечено важное значение развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. Поэтому важно, что этот раздел, согласно Федеральным государственным требованиям, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Игра позволяет педагогам и родителям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Значение игры в развитии ребенка явственно выступает в трудах отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (Ж. Пиаже, И. Ивич, Х. Реттер, Д. Ковач, Дж. Брунер, и др.) ученые.
Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности (8).
Поэтому нам представляется важным и актуальным рассмотреть возможности использования дидактических игр в формировании представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования - процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования - использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Задачи исследования:
. Рассмотреть понятие о величине и её свойства.
. Проанализировать методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
. Раскрыть возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
. Провести начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
. Организовать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
. Провести повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
В работе мы использовали теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы и эмпирические методы исследования: диагностика изучения сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.1 Понятие о величине и её свойства
.2 Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов
.3 Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.1 Описание базы проведения опытно-практической работы
.2 Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
.3 Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
.4 Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Величина - одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.
Потребность в сравнении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации.
Актуальность темы работы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики (24).
Этой проблемой занимались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании учебных пособий в дальнейшем такими специалистами как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр и др.
Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Усвоение детьми новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Познание» отмечено важное значение развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. Поэтому важно, что этот раздел, согласно Федеральным государственным требованиям, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Игра позволяет педагогам и родителям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Значение игры в развитии ребенка явственно выступает в трудах отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (Ж. Пиаже, И. Ивич, Х. Реттер, Д. Ковач, Дж. Брунер, и др.) ученые.
Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности (8).
Поэтому нам представляется важным и актуальным рассмотреть возможности использования дидактических игр в формировании представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования - процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования - использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Задачи исследования:
. Рассмотреть понятие о величине и её свойства.
. Проанализировать методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
. Раскрыть возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
. Провести начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
. Организовать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
. Провести повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
В работе мы использовали теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы и эмпирические методы исследования: диагностика изучения сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.