Наставничество в ВДА — как появилась модель попутчиков в выздоровлении
В 1989 году Комитет по Спонсорству ВДА рекомендовал использовать подход «попутчиков» или со-спонсоров, основанный на особенностях сообщества. Модель наставничества в ВДА является усовершенствованием метода, используемого в Анонимных Алкоголиках. Модель АА представляет собой проверенный метод, который помогает членам АА обрести и поддерживать свою трезвость. В рамках этой модели члены АА учатся отказываться от деструктивного своеволия и практиковать предельную честность, а также искать волю Бога. ВДА также стремится к таким задачам, однако комитет по Спонсорству пришел к выводу, что методика АА не вполне соответствует особенностям личности взрослых детей, в частности, из-за их склонности чрезмерно прислушиваться к мнению других людей в ущерб собственному, поиску руководства и одобрения, а также склонности контролировать жизнь других людей. Решение изменить модель АА было принято из-за опасений, что в чистом виде она приведет к тому, что наставник в ВДА будет играть роль начальника над подспонсорным и не давать ему достаточно личной свободы и права выбора. Поэтому была разработана модель попутчиков, позволяющая с самого начала уравнять наставника и подспонсорного.
В брошюре ВДА «О спонсорстве» говорится:
«Мы рекомендуем подход «Попутчики», позволяющий наставнику и подспонсорному двигаться одновременно одним путем, но при этом побуждающего подспонсорного выбрать со временем свой собственный путь. Наставник помогает подспонсорному увидеть альтернативные пути развития событий и оценить последствия его (ее) действий. Когда к наставнику обращаются за советом, ему следует сказать: «Я не знаю, как тебе поступить. Я в такой ситуации поступал вот так».
В брошюре 1989го года также говорится:
«Новичок сам лучше всего может ответить на вопрос, когда ему пришла пора найти себе наставника, но существует общее мнение, что когда новичок начинает системно заниматься по программе выздоровления, ему следует поддерживать отношения с наставником, чтобы определить общее направление движения, а не бессистемно курсировать с собрания на собрание».
Отношения между наставником и подспонсорным могут продолжаться на протяжении длительного времени, день за днем, а могут быть временными: начинаться, прерываться, а потом возобновляться. Каким бы ни был ритм взаимодействия, модель попутчиков побуждает каждого из участников отношений применять принципы Шагов в своих делах. Эти принципы включают в себя отказ от своеволия, честность с самим собой, инвентаризацию себя, а также готовность искать и исполнять волю Бога.
Наставники в ВДА могут одновременно помогать неограниченному числу людей. Например, наставника, пережившего вербальное насилие, могут попросить помочь человеку, пережившему физическое насилие, заключавшееся в побоях и ударах. Несмотря на то, что в детстве наставник не испытывал физического насилия по отношению к себе, он может отождествить свой опыт с опытом того, кто переживал побои, так как физическое и вербальное насилие имеют одинаковые разрушительные последствия. Насилие приводит к компульсивным страхам, ненависти к себе, а также ощущению потерянности.
Если у наставника нет опыта проживания жизненных ситуаций, в которых находится подспонсорный, он прямо говорит об этом. Вполне нормально сказать «Я не проживал подобные ситуации, но я понимаю твои потери. Я понимаю твой страх». Наставник и подспонсорный говорят о ситуации и возможных выходах из нее. Также наставник может порекомендовать подспонсорному поговорить с кем-либо из сообщества, кто имеет похожий жизненный опыт.
Вот основа, позволяющая понять используемую в ВДА модель наставничества по принципу попутчиков. Наставник и подспонсорный имеют больше сходств, нежели различий. Благодаря этому, мы можем помочь друг другу, когда окружающие бессильны. Мы можем помочь друг другу найти решение в программе ВДА, через понимание Шагов, и стать любящими родителями для самих себя.
Благодаря желанию быть попутчиком в выздоровлении, наставник в ВДА готов пройти путь и найти решения на благо выздоровления вместе со своим подопечным. В то же время, подопечный сохраняет в себе готовность слушать и предпринимать действия, применяя на практике опыт наставника, который может быль полезен в данной ситуации. Подопечный признает и принимает правду о семейной дисфункциональности и преисполнен желания предпринять действия, чтобы продвинуться дальше в своем выздоровлении.
Будучи наставниками, нам не следует опасаться, что мы можем совершить ошибки и навредить кому-то в процессе взаимодействия. Взрослые дети обладают навыками выживания и знают, как защитить себя. В некоторых случаях могут возникать обиды или непонимание, но длительное нанесение ущерба маловероятно. Следуя в наставничестве модели попутчиков, мы не берем на себя ответственность за другого человека. Мы не является для него терапевтом, консультантом или тренером. Мы просто идем рядом с этим человеком, по мере того, как он участвует в процессе выздоровления по программе ВДА.
Брошюра о наставничестве в ВДА рекомендует список действий, рекомендованных для выполнения подспонсорными. В частности, данная брошюра рекомендует наставнику помочь подспонсорному разработать план действий, руководствуясь этим простым списком. Данный список включает в себя работу по составлению семейной истории, работу по Шагам, ведение дневника, а также определенную нагрузку по служению. В начале служение может воплощаться в проведении собраний, когда нет других желающих. Служа ведущим собрания, подспонсорный учится взаимодействовать с группой и интегрируется в сообщество.
Разница между стагнацией и обретением более глубокой степени свободы и выбора состоит в наличии наставника. Для того, чтобы достичь прогресса по программе ВДА, спонсор просто необходим.
В некоторых случаях спонсор может порекомендовать обратиться к психологу. В ВДА мы снова извлекаем на свет травматический опыт нашего детства, отпускаем сильные эмоции и открываем дверь в свое прошлое. Наши наставники не являются терапевтами или консультантами, однако они обеспечивают должный уровень поддержки для тех из нас, кто пережил в детстве насилие и травмы. Наставник понимает необходимость в консультировании, но он также знает, что работа с психологом без работы по программе ВДА не всегда помогает взрослому ребенку. Работа с психологом не заменяет необходимость в посещении собраний и участие в группах поддержки ВДА.
Еще одной формой наставничества в ВДА является совместное наставничество (со-спонсорство). Такая модель более эффективна для двух членов ВДА с большим сроком выздоровления, чем для новичков. Являясь наставниками друг для друга, два опытных участника, применяют на практике Шаги и Традиции, а также работают над последствиями воспитания в дисфункциональной семье. Они понимают, что такое печаль, пост-травматическое стрессовое расстройство, и знают, как прорабатывать их. Они несли послание о выздоровлении другим людям и выполняли служение в Интергруппе. Они осуществляют наставничество, обладая опытом и уважением.
В ВДА есть также краткосрочное наставничество, когда человек находит себе временного спонсора и работает с ним до тех пор, пока не найдет себе постоянного наставника. Временное спонсорство обычно используется в ВДА теми, кто только что освободился из мест лишения свободы. Обычно новички, примкнувшие к ВДА после освобождения из тюрьмы, находят себе временного наставника, который рассказывает им о программе ВДА, местах проведения собраний, а также делится другой информацией о программе. Некоторые временные спонсоры со временем становятся постоянными наставниками этих участников.
Несколько спонсоров
Если помимо семейной дисфункциональности мы страдаем другим видом зависимости, у нас может быть наставник в параллельной программе, касающейся данной зависимости. Например, у члена ВДА, страдающего перееданием, может быть наставник в сообществе Анонимные Обжоры, а у члена ВДА с игровой зависимостью — наставник в программе Анонимные Игроки. Многие члены ВДА также выздоравливают в программах АА и АН. Хотя программа ВДА является образом жизни, которые дает ответы на все наши эмоциональные и духовные запросы, она не умаляет важность и полезность других двенадцатишаговых программ.