У нас больше сходств, чем различий
Хотя ВДА объединяет детей из семей с дисфункциональностями различного типа, наше сообщество обладает конкретной спецификой, которая проявляется на наших собраниях и содержится в послании о выздоровлении. Наше послание о выздоровлении исчерпывающе и полностью характеризует все наше сообщество. Слушая высказывания взрослого ребенка на собрании, трудно определить, в какой семье он вырос. Опыт выздоровления взрослых детей в ВДА имеет много общего, вне зависимости от специфики семейной дисфункциональности взрослого ребенка. Хотя мы все происходим из различных семей, мы узнаем себя в послании ВДА.
В нас больше сходства, чем различий. Наш опыт показывает, что личностное расстройство, выражающееся в чрезмерной тяге к любви и принятию, формируется именно в дисфункциональных семьях. Такое нарушение свойственно детям из всех типов семей. Это личностное расстройство возникает вследствие покинутости со стороны наших родителей или значимых взрослых. Чувство покинутости никогда не исчезает, как бы мы ни гнались за любовью и ни стремились к безопасности. Созависимость взрослого ребенка из алкогольной семьи ничем не отличается от созависимости ребенка, воспитывавшего в непьющей семье, и точно также приводит к потере индивидуальности. Именно созависимость и покинутость, пережитые в детстве, лежат в основе взаимопонимания всех взрослых детей. Результатом этого взаимопонимания является единство взрослых детей из дисфункциональных семей самых разных типов. Это единство обеспечивает жизнеспособность сообщества, объединяющего самых разных людей.
Для гарантированного достижения результатов мы, взрослые дети из разных семей, сосредотачиваемся на себе. Мы постепенно освобождаемся от созависимых или аддиктивных отношений. Мы также работаем со своей одержимостью. Чтобы утолить свою духовную жажду, мы склонны проявлять одержимость практически во всем, что бы мы ни делали. Еда, секс, наркотики, работа, трата денег, религия, люди — все это может использоваться созависимыми взрослыми детьми в погоне за ощущением безопасности и любви. Некоторые из нас рассказывают, что по ощущениям такая погоня похожа на черную дыру, в которую затягивается все без исключения, что попадается на нашем пути, даже свет. Созависимые отношения являются попыткой исцелить родительскую семью через собственные взрослые отношения. Недополучив в детстве заботы и не чувствуя себя безопасно, взрослые дети из самых разных семей всю свою жизнь тратят на поиск любви и принятия от других людей, чаще всего неспособных дать нам это. В ВДА мы сосредотачиваемся на себе, и это проверенный способ разрешения нашей духовной дилеммы.
Основным описанием личности ВДА является Список грязного белья (Описание проблемы), в котором представлена личность, испытывающая страх перед людьми, с трудом выражающая свои чувства, а также способная терпеть насилие и пренебрежение по отношению к себе и не представляющая последствий такого поведения. Личность взрослого ребенка, его фальшивое «я», постоянно испытывает страх стыда или покинутости. Тем не менее, взрослые дети всегда выбирают отношения, в которых присутствуют и стыд, и покинутость. Такое поведение является типичным для взрослых детей и позволяет безошибочно определить их. Эти общие особенности поведения позволяют взрослым детям из самых разных семей объединяться для работы над своим выздоровлением, не разобщаясь на разные подгруппы. Язык ВДА берет основу в наших характерных чертах и в литературе и превращается в критическую массу, благодаря которой мы можем в итоге изменить свой образ мыслей и поведение. При поддержке сообщества ВДА в нас проявляется наша Истинная личность.
В ОСНОВЕ ПРИЧАСТНОСТИ
Чтобы понять, как ВДА может привлекать такие разные группы людей и что лежит в основе причастности к ВДА, нам стоит посмотреть на то, как Анонимные Алкоголики взаимодействовали с зависимыми от наркотиков, которые стали появляться на собраниях АА вскоре после создания сообщества. Фокусом внимания программы АА являлся алкоголизм, и он остается в центре внимания АА на протяжении семидесяти лет, тем не менее, история свидетельствует, что сообщество Анонимных Алкоголиков помогало отчаявшимся наркоманам, которые нуждались в помощи и обращались к опыту сообщества.
История АА свидетельствует, что на одном из ранних собраний АА, в 1937 году, появился «странный алкоголик», с проблемой, более серьезной чем алкоголизм. В то время АА было на втором году своего развития. Еще не были изданы Двенадцать Шагов и «Большая книга» Анонимных Алкоголиков. Две первые группы Анонимных Алкоголиков боролись за выживание. Ранние члены АА сплоченно боролись и пытались выработать фундаментальные принципы, которые впоследствии легли в основу АА.
Семь десятилетий спустя первые члены АА были очень осторожны из-за того, что алкоголизм считался клеймом. Они тщательно сохраняли свою анонимность. Письменные отчеты того времени показывают, что участники групп обсуждали статус новичков совершенно не так, как это происходит в современных группах АА. Прежде чем допустить новичка на собрание, ему задавали многочисленные вопросы. Члены АА очень боялись публичной огласки. Предстать алкоголиком в глазах общества до начала Второй мировой войны означало разрушить свою репутацию. При этом наркоман в те времена воспринимался еще хуже, чем самый последний алкоголик.
Этот «странный алкоголик», как его описывают в истории создания АА, в действительности был не только алкоголиком, но и наркоманом. Он отчаянно искал помощи и обратился в АА, так как в те времена для зависимых существовало не так много вариантов. До создания сообщества Анонимных Наркоманов, сообщества, которое дало надежду сотням тысячам зависимых от наркотиков, оставалось еще пятнадцать лет.
«Странный алкоголик», приходивший на собрания АА, был честен относительно своих зависимостей, и обсуждал свое двойственное положение со своей группой АА. История АА свидетельствует, что ранние члены АА были осведомлены относительно ситуации этого человека и о том, что это могло означать для их группы, боровшейся за выживание. Участники группы боялись, что если о его причастности к группе станет известно, это погубит группу.
На этом история не заканчивается, и есть описание, как члены АА принимали решение, отказаться от этого человека или разрешить ему посещать собрания. Запретить ему ходить на группу скорее всего означало подтолкнуть его к смерти. После долгих дискуссий, один из членов первой группы АА спокойно спросил: «Что бы сделал Бог»? Этот духовный вопрос положил конец дискуссии. Ранние члены АА знали, что было бы неправильным отвернуться от этого и без того потерявшего надежду человека. Чувство сопричастности помогло ему достичь трезвости и наладить свою жизнь. Он постоянно приводил в АА новых участников и делился с ними программой, которая была в свое время дарована ему совершенно безвозмездно. В то же самое время, АА сохраняло фокус внимания на алкоголизме, оставляя дверь открытой и для зависимых с другими проблемами, помимо алкогольной.
БЕЗ СТРАХА
Сообщество ВДА никогда не боялось общественного порицания или высмеивания за то, что на собрания разрешалось приходить взрослым детям из различных семей. Эти потенциальные участники программы ВДА никогда не воспринимались сообществом как угроза. Такие новички в своей боли и желании выздоравливать ничем не отличались от других взрослых детей. Основными вопросами, возникавшими в этой связи, были суть программы и единство ВДА. Решение, к которому мы пришли, состояло в сопричастности, основанной на наших сходствах, которых было гораздо больше, чем различий.
Мы уверены, что подход, основанный на сопричастности, основан на духовной глубине собраний ВДА и группового сознания. Вдохновляясь мудростью АА, сообщество ВДА понимает, что не может отвернуться от страдающего взрослого ребенка, находящегося в поисках выхода из кошмара, который представляет собой жизнь до выздоровления. Интуитивно группы и участники сообщества понимают, что мы не можем отвернуться от взрослого ребенка, подобно как АА не смогло отвернуться от утратившего надежду зависимого семьдесят лет назад.
История ВДА показывает, что по мере роста числа таких взрослых детей, философия сообщества становилась более глобальной и позволяла включить в сообщество и таких людей. Сопричастность, возникающая на основе Списка грязного белья из четырнадцати пунктов, оказалась важной как для взрослых детей из неалкогольных семей, так и для взрослых детей из семей с пьющими родителями.
Помимо обсуждения на групповом уровне, вопрос включения детей из неалкогольных семей обсуждался на Ежегодной рабочей конференции ВДА. Конференция является рупором сообщества и намечает направления развития избираемого Всемирного сервисного комитета обслуживания ВДА. Группы ВДА и Всемирные службы внесли изменения в литературу, чтобы расширить понятие причастности и включить в ВДА и детей из неалкогольных семей. Были внесены изменения в Первый Шаг ВДА. Первый Шаг ВДА гласит: «Мы признали свое бессилие перед последствиями алкоголизма или другой семейной дисфункциональности, признали, что наша жизнь стала неуправляемой». ВДА также изменила Третью Традицию, чтобы расширить понимание условий членства в ВДА. Согласно Третьей Традиции, «единственным условием членства в ВДА является желание выздоравливать от последствий воспитания в алкогольной или дисфункциональной семье».
Можно заметить, как благодаря простому, но вместе с этим гениальному решению вопроса о членстве, понятие сопричастности в АА способствовало росту сообщества. Третья Традиция АА гласит: «Единственным условием для членства в АА является желание бросить пить». Вот и все. Не надо подписывать никаких документов, не надо никому давать никаких обещаний. Это и есть мудрость сопричастности, которая сформировалась частично благодаря включению алкоголиков с различными формами заболевания в ранние собрания АА. Это решение стало краеугольным камнем, который упростил требования АА к своим членам.
Опираясь на опыт АА в отношении Третьей Традиции, ВДА также заняло открытую позицию относительно включения в члены ВДА. Мы не можем помочь всем людям подряд, но мы можем широко открыть двери ВДА для тех взрослых детей, которые хотят выздоравливать. Подобно АА в 1937 году, сейчас мы не можем отвернуться от этих взрослых детей.
[1] Примечание издателей: По оценкам доктора наук Клаудии Блэк (Dr.ClaudiaBlack), примерно 50% взрослых детей алкоголиков и 90% детей алкоголиков, которые сами стали алкоголиками, отрицают или отказываются признать алкоголизм своих родителей (« HealingtheChildWithin », page 25, Dr. CharlesWhitfield, 1987, HCI publication).
Достигая дна в ВДА
- | Печать |
ГЛАВА 4 (65 СТР. АНГЛ.ВАР.):
В различных двенадцати-шаговых программах содержится простая мудрость, которая, благодаря своей жизненной правде, становится поворотным моментом для множества людей, ищущих помощи. Эта поворотный момент может произойти до того, как человек познакомится с программой ВДА. Некоторые проходят поворотный момент спустя годы мучительного выздоровления в ВДА с незначительными на первый взгляд результатами. Мудрость ВДА состоит в следующем: «Только достижение дна может сподвигнуть человека к решительным действиям, которые в дальнейшем приведут его к устойчивым результатам.
Подобно участникам других программ выздоровления, взрослый ребенок должен достигнуть дна. Он или она должен осознать это дно и обратиться за помощью в поиске нового образа жизни. Мы не сильно отличаемся от алкоголика, который ищет помощи от разрушительного воздействия алкоголизма. В ВДА мы ищем спасения от собственной фальшивой личности и одержимой склонности причинять себе вред. Наша зависимость предоставляет нам целый спектр способов нанесения ущерба самом себе. Для причинения себе эмоционального или физического ущерба, многие взрослые дети употребляют химические вещества, еду, секс и отношения, по отдельности или в сочетаниях. Мы встречали зависимых от наркотиков взрослых детей, которые играли в азартные игры или неконтролируемо употребляли пищу. Наркотики и компульсивное переедание сочетаются с беспорядочными отношениями. Это может привести к сумасшедшей гонке за наркотиками и сексом или романтическими отношениями. Саморазрушение достигает апогея и в итоге приводит к краху. Многие считают это достижением дна, но это только один пример из массы «нижних пределов» и кризисов в ВДА.
В моменты отчаяния некоторые из нас обращались за профессиональной помощью. Нам ставили диагнозы, которые превращались в ярлыки и ничего не проясняли в нашем состоянии. Несмотря на высокую осведомленность о феномене взрослого ребенка в обществе и среди профессионалов, лечение, которое нам предлагают, не всегда учитывает дисфункциональность, пережитую нами в детстве. В ряде случаев достижению дна присваивают другой ярлык, что откладывает наш приход в ВДА. Признание того, что мы достигли дна, употребляя наркотики, контролируя или проявляя другие виды компульсивного поведения, является критически важным первым шагом в направлении ВДА. В ВДА мы получаем понятную нам весть о выздоровлении, которое включает работу по Двенадцати Шагам, формирование собственного любящего родителя и установление связи с Внутренним Ребенком. Некоторые из нас называют своего внутреннего ребенка своей Истинной Личностью.
Дать определение дну в ВДА точно не является целью этой главы. Тем не менее, наш опыт показывает, что в этом важном аспекте выздоровления существует много общих моментов. Без достижения и признания дна человек не может глубоко погрузиться в программу ВДА и в полной мере воспользоваться дарами выздоровления. Такой человек проходит мимо своей боли. Мы встречали взрослых детей, которые-то приходили, то уходили из ВДА, не признавая, что в их жизни уже наступило дно. При этом качество жизни таких людей не улучшается или продолжает ухудшаться.
Достижение дна у разных людей может протекать по-разному. Тем не менее, обычно у всех людей дно приводит к исчерпанию всех ресурсов, недостатку любви к самому себе и системному причинению себе вреда. Человек, достигший дна, может допускать пренебрежение или насилие со стороны других людей. Когда дно еще не достигнуто, человек может страдать от отрицания, что приводит к разрыву связей с родственниками и друзьями. В такой момент взрослый ребенок обычно оказывается в изоляции или с головой погружается в работу, избегая обращаться за помощью. Он пытается манипулировать теми, кто еще общается с ним.
Многие взрослые дети достигают дна совершенно по-другому. Они располагают ресурсами и планируют радужные перспективы или свершения, при этом их дно возникает вследствие неспособности установить глубокие связи с другими людьми. Жизнь таких людей становится неуправляемой из-за перфекционизма и отрицания, которые возводят непреодолимую стену между ними и окружающим их миром.
Этих высокофункциональных взрослых, кажется, окружает атмосфера успеха. Своей мнимой самодостаточностью они заглушают желание обратиться за помощью, но глубоко внутри чувствуют себя оторванными от жизни. Их дном становятся приступы панического страха, провалы в депрессию, которые камуфлируются работой или новыми отношениями.
Есть и другие взрослые дети, которые оказываются на дне вследствие вспышек гнева или сумасбродного поведения. Такие взрослые дети в свое время играли роль преследователя или спасателя. Эти люди могут использовать агрессию или манипуляции, чтобы не жить согласно принятым правилам. Мысли и поведение таких людей обычно искажены нечестностью и недоверием. Такие люди могут жить в одиночестве или быть окруженными людьми, которые их боятся. Этот сценарий может развиваться до достижения дна, которое неизбежно возникает как результат насилия или пустоты, присутствующей в отношениях.
Бывает и дно, называемое «розовое облако иллюзий», когда человек приходит в ВДА, быстро достигает улучшения своего состояния, и перестает посещать собрания. Посещая собрания ВДА, человек, возможно, впервые в жизни чувствует принятие и надежду. Он курсирует c собрания на собрание, находясь в состоянии блаженства. Он открыто делится с другими рассказами о семейной дисфункциональности. Постепенно он начинает ощущать улучшения в отношениях с людьми и своем образе мыслей. Спустя некоторое время человек покидает ВДА, так и не впустив программу в свою жизнь. Многие из таких взрослых детей возвращаются к деструктивному поведению. Они забывают о том, что семейная дисфункциональность является прогрессирующим заболеванием, исход которого может быть фатальным. Если им повезет, они со временем возвращаются в ВДА. Они говорят, что их жизнь стала более одинокой, чем когда-либо. Они отмечают развитие своей дисфункциональности или увязают в состоянии неблагополучия.
Погружение на эмоциональное дно может быть спровоцировано различными факторами или происходить как результат прогрессирования заболевания семейной дисфункциональностью. Это прогрессирующее заболевание, которое со временем становится все тяжелее. Оно может выразиться в употреблении наркотиков, созависимости или других видах компульсивного поведения, которые так усиливаются, что наша жизнь и здравомыслие оказываются под угрозой. Наше нездоровое поведение становится все боле опасным. Или же мы переключаемся на другие виды поведения, которые погружают нас на дно еще быстрее.
В чем бы ни проявлялось дно взрослого ребенка алкоголика, есть одно сходство: покидание самого себя. Наши действия по отношению к другим людям могут быть разрушительными, но в конечном итоге они разрушают нас самих, потому что причиняя ущерб другим, мы отдаляемся от самих себя. Такими действиями мы предаем себя. Мы перестаем верить в то, что заслуживаем спасения. Любое дно приносит эмоциональную боль, потому что отрывает взрослого ребенка от реальности. Уровень боли может быть различным в зависимости от нашей способности переключаться с одной зависимости на другую, но наличие боли неизменно.
Поражает уровень интенсивности боли, которую взрослые дети могут выдерживать, не признаваясь перед самими собой в том, что достигли дна. Будучи взрослыми детьми, мы привыкли терпеть зашкаливающие «дозы» насилия и одиночества. Даже те из нас, кто присоединился к ВДА давно, страдали в свое время от сильнейшей эмоциональной боли и не верили, что она когда-либо прекратится. Мы стискивали зубы, терпели или усиленно молились. Среди нас есть те, кто страдал молча до полной потери чувствительности, когда казалось, что чувства умерли.
Вне зависимости от того, насколько заморожены наши чувства, эмоциональная боль разрушает нас физически и морально, и только действия могут помочь избавиться от этой боли. Если мы страдали на протяжении длительного периода, как правило, мы носим в себе какую-то тайну или скрытый страх, который блокирует процесс нашего выздоровления в программе. Обычно причина этого страха нам известна. Если мы молимся и сохраняем спокойствие, мы увидим, в каком направлении двигаться. Мы больше не одиноки.
Многие из тех, кто уже работал по замечательной программе Двенадцать Шагов в АА, Ал-Аноне и других сообществах, приходят в ВДА, чтобы избавиться от стыда и обрести чувство целостности. Они достигли значительного прогресса в других областях, но чувствуют, что чего-то не хватает. Работая по Шагам в ВДА, такие люди могут открыть в себе новое дно или столкнуться с необходимостью выздоравливать на более глубоком уровне. Такие участники программы узнают о концепциях Любящего Родителя и Внутреннего Ребенка. Собрания ВДА могут разблокировать у таких людей печаль, которая была скрыта в течение долгих лет.
Дно в ВДА может быть не только эмоциональным или духовным, но и физическим. Участники программы ВДА свидетельствуют о том, что оказываясь на дне, они испытывали ощущения ломки на физическом уровне. Ломка могла выражаться в спутанности мыслей или потере аппетита. Если у таких людей возникали проблемы в отношениях, они переживали сильнейшие чувства одиночества и покинутости.
Эмоциональная боль всегда кажется невыносимой, настолько она сильна.
Мы не осуждаем тех, кто в ВДА оказался на дне или в срыве. Срыв в ВДА может включать в себя возврат к нашей зависимости, проявление черт выживания или активизацию семейной роли. Другие типы срывов в ВДА могут включать в себя переедание, компульсивный секс, употребление наркотиков или нахождение в отношениях с применением насилия без четкого плана выхода из них. Дно или срыв лечат действиями и осознанием себя с помощью программных инструментов.