Эксплуатация и техническое обслуживание сетей и сооружений спс.
Техническое обслуживание оборудования СПС осуществляется в основном контрольно-корректирующим. Часть оборудования обслуживается профилактическим методом.
Обнаружение неисправности в оборудовании при ККМ осуществляется с использованием требуемой для этого аварийной сигнализации. При появлении сигнала аварийной сигнализации, а также при изменении состояния сигнала в контрольных точках из состояния, соответствующего исправности оборудования, в состояние, соответствующее неисправности оборудования, производится переход к программе обработки неисправности в оборудовании.
С помощью аварийной сигнализации оперативно-технический персонал, обслуживающий оборудование СПС, информируется о возникновении неисправности. Сигнал аварийной сигнализации может выражаться в виде аварийных сообщений, акустических и визуальных сигналов. Аварийные сообщения выводятся на дисплей терминала и принтер. В аварийном сообщении приводится номер (или обозначение аварии) и может даваться указание, какой документацией по техобслуживанию следует пользоваться при ее устранении.
Информация о неисправностях должна разделяться по категориям срочности вмешательства в соответствии с таблицей 1 и отображаться на печатающем устройстве в виде сообщения, в виде оптических и акустических сигналов в автоматном зале и в помещении обслуживающего персонала, а также передаваться в центр технической эксплуатации.
Таблица 6.1.Категории информации о неисправностях (отказах)
Категория неисправности | Степень важности | Срочность устранения |
А1 | Высшая | Устранение неисправности в кратчайший срок (в любое время суток) |
А2 | Средняя | Устранение неисправности в дневное и вечернее время с 8 до 22 часов рабочих, выходных и праздничных дней |
А3 | Низкая | Устранение неисправности в течение 24 часов с момента начала аварии |
Категория неисправности А1 имеет высший приоритет и предусматривает принятие незамедлительных (экстренных) мер по устранению обнаруженных неисправностей в оборудовании и по ликвидации аварийного состояния гражданских сооружений в любое время суток.
Категория неисправности А2 предусматривает немедленное (срочное) устранение обнаруженных неисправностей, но только в рабочее время.
Категория неисправности А3 имеет малый приоритет срочности и предусматривает устранение неисправности в период ближайшего следующего рабочего дня или устранение неисправности откладывается до удобного для персонала времени в течение семи суток.
Каждый тип оборудования СПС должен вырабатывать информацию о неисправностях (отказах) трех категорий. Сигналы первых двух категорий (А1 и А2) относятся к аварийным сигналам.
Сигналы о неисправностях оборудования обрабатываются системой технического обслуживания, где в зависимости от конфигурации оборудования и наличия работоспособных модулей им присваивается категория срочности. Эта информация по мере появления регистрируется в журналах (файлах) техобслуживания и передается в ЦТЭ. Сигналы с категорией неисправности оборудования А3 обрабатываются оборудованием сотовой подвижной связи и в ЦТЭ не передаются.
Аварийная информация и команды операторов по техобслуживанию и эксплуатации должны сохраняться в оборудовании СПС в течение одного месяца.
Аварийные сообщения записываются оборудованием СПС в специальном файле. Аварийные сообщения, отражающие нарушение обслуживания абонентов, переписываются в оперативный журнал учета аварийных ситуаций.
Акустические и аварийные визуальные сигналы являются дополнительными средствами информации технического персонала об обнаруженной неисправности. Система аварийной сигнализации может иметь три уровня индикации аварийных сигналов.
Первый уровень обеспечивает одновременную звуковую и визуальную индикацию обнаруженных неисправностей. Индикаторы этого уровня выводятся на главную панель аварийной сигнализации, которая расположена в непосредственной близости от технического персонала.
Второй уровень состоит из рядовых и стативных лампочек аварийной сигнализации.
Третий уровеньсостоит из Третичных индикаторов расположенных на отдельных блоках, ТЭЗах и обеспечивают выдачу техническому персоналу визуальной сигнализации о неисправностях или особых состояниях отдельных блоков.
По результатам получения информации о неисправности управляющее устройство модуля, где обнаружена неисправность, или, если это невозможно, централизованная часть подсистемы техобслуживания оборудования СПС производит анализ неисправности. В случае централизованного обслуживания специальная программа образует интерфейс между модулем, где обнаружена неисправность, и централизованной частью подсистемы техобслуживания.
Основными задачами анализа являются:
-сбор информации о неисправности;
-определение неисправного оборудования;
-подготовка рапорта для вывода аварийного сообщения.
Результат анализа неисправности определяет дальнейшие действия по техобслуживанию, т.е. меры по устранению неисправностей, меры по ограничению воздействия неисправности, необходимость диагностирования неисправного оборудования, категорию срочности устранения неисправности.
При ККМ постоянно ведется автоматический контроль технического состояния оборудования и качества предоставляемых услуг.
Основными способами контроля технического состояния оборудования СПС являются:
-непрерывный и периодический анализ состояния контрольных точек оборудования;
-автоматическое текущее тестирование оборудования (рутинные тесты).
В программно доступных контрольных точках отображается состояние определенного узла оборудования СПС или какой-то его характеристики. Контрольная точка оборудования является выходом аппаратной схемы контроля, и сигнал в контрольной точке может, как правило, иметь два состояния: "Норма" и "Не норма". Периодичность анализа состояния сигналов в контрольных точках определяется надежностью оборудования, его резервированием и влиянием неисправности, выявленной в данной точке, на качество работы оборудования.
Тестирование состоит из строгой последовательности программных или программно-аппаратных действий. При проведении теста производится сравнение сигналов в контрольных точках с сигналами в этих же точках при исправном состоянии оборудования, которые заранее известны. Результаты сравнения подвергаются анализу. Автоматическое текущее тестирование оборудования выполняется периодически во время низкой нагрузки. Это чисто функциональные тесты, которые сообщают о наличии или отсутствии ошибок. С помощью текущего тестирования обычно проверяется та часть оборудования, которая не имеет другого вида контроля.
Меры по ограничению воздействия неисправности при ККМ принимаются в зависимости от типа неисправности и места, где она произошла, и включают:
-блокировку неисправного оборудования и оборудования, которое из-за неисправности не может
выполнять свои функции, для предотвращения занятия его под обслуживание нагрузки;
-переход на резерв в случае дублирования блокируемого оборудования.
Блокировка оборудования происходит на основе анализа неисправности. Если на основе анализа не удается точно определить, какое оборудование должно быть заблокировано, то по запросу системы техобслуживания запускаются диагностические тесты и на основании результатов диагностических тестов производится блокировка.
При неисправностях, связанных с выходом показателя качества обслуживания вызовов за пределы эксплуатационных норм, должна срабатывать аварийная сигнализация, а внекоторых случаях должна происходить и блокировка оборудования.
На основе анализа аварийного сообщения технический персонал оборудования сотовой подвижной связи принимает решение о дальнейших действиях по устранению неисправности. Каналы и направления с неудовлетворительным качеством обслуживания вызовов подвергаются проверке технического состояния с помощью контрольных испытаний.
После обнаружения неисправности и принятия мер по ограничению ее воздействия система техобслуживания должна дать команды на запуск диагностических тестов для локализации неисправности до типового элемента замены (ТЭЗ) или локализации группы неисправных ТЭЗов.
Точность диагностирования для оборудования СПС должна быть не хуже следующих требований:
с точностью до одного ТЭЗа выявляются 80% неисправностей;
с точностью до двух ТЭЗов выявляются 85% неисправностей;
с точностью до трех ТЭЗов выявляются 90% неисправностей.
Если после диагностического тестирования указано более одного ТЭЗа, которые могут содержать неисправность, то ТЭЗы показываются в порядке убывания вероятности неисправности.
Если диагностический тест не подтверждает обнаружения неисправности, то оборудование возвращается в работу. Несоответствие между определением неисправности системой автоматического контроля и результатом диагностического теста может учитываться программами подсистемы техобслуживания. При достижении определенного числа зафиксированных несоответствий подозреваемое оборудование выводится из работы и посылается аварийное сообщение техническому персоналу.
Восстановление оборудования, проверка его функционирования после восстановления и ввод в эксплуатацию при ККМ выполняется техническим персоналом после диагностики неисправности. При этом принимаются меры в соответствии с процедурами, описанными в руководствах по корректирующему техобслуживанию. Если устранить неисправность не удается, требуется обратиться в сервисный центр технической поддержки, сопровождающий данный тип оборудования на сети.
Процесс восстановления работоспособности имеет следующие фазы:
фаза подготовки;
фаза замены;
фаза тестирования;
фаза ввода восстановленного оборудования в эксплуатацию.
Фаза подготовки служит для подготовки оборудования к замене неисправного ТЭЗа. Эта фаза необходима для оборудования, которое не было автоматически заблокировано. Блокировка инициируется техническим персоналом с помощью средств человеко-машинной связи.
На фазе замены вручную производится замена печатной платы или другого съемного оборудования. В более сложных случаях может потребоваться замена разъемов и кабелей.
Замену ТЭЗов, если это требуется по инструкции, необходимо производить с соблюдением защитных мер против электростатического разряда, т.е. на руку надевается заземленный браслет. ТЭЗ должен заменяться проверенным ТЭЗом из состава ЗИПа. ТЭЗ, который заменили, маркируется как неисправный и отправляется в центр ремонта.
Количество и состав ЗИП должно быть таким, чтобы обеспечивать бесперебойную работу оборудования с учетом возврата ТЭЗов из ремонта.
После того как замена ТЭЗа осуществлена, технический персонал производит тестирование оборудования с целью подтверждения того, что исходная неисправность устранена и не возникли новые неисправности.
Разблокировка и ввод в работу восстановленного оборудования производятся по командам технического персонала. Окончание работы по восстановлению оборудования и вводу его в эксплуатацию регистрируется в оперативном журнале учета аварийных ситуаций и в журнале учета работы на необслуживаемых базовых станциях, радиорелейных, оптоволоконных и кабельных линиях связи.
Профилактический метод технического обслуживания включает:
-плановый контроль работоспособности оборудования;
-анализ и регистрацию результатов планового контроля работоспособности оборудования;
-плановые профилактические работы.
Плановые мероприятия по контролю работоспособности оборудования при ППМ проводятся в первую очередь для оборудования базовых станций, устройств ввода/вывода (видеодисплеи, принтеры, магнитофоны и т.д.), антенных опор и антенно-фидерных устройств. К плановым мероприятиям по контролю работоспособности оборудования относится также запуск техническим персоналом периодических тестов по проверке оборудования в соответствии с плановыми работами текущей эксплуатации.
Плановые мероприятия по контролю работоспособности оборудования проводятся, как правило, в часы малой нагрузки и служат для выявления неисправностей в оборудовании или устранения ситуаций, которые могут привести к возникновению неисправностей. Периодичность мероприятий по контролю работоспособности устанавливается согласно графику проведения профилактических работ.
Анализ и регистрация результатов планового контроля работоспособности оборудования при ППМ выполняются в журналах планового технического обслуживания с указанием вида работ, результатов, времени проведения и других показателей. Любые необычные ситуации или неисправности, обнаруженные во время плановых работ, анализируются с целью определения действий по восстановлению работоспособности оборудования.
Плановые профилактические работы и их периодичность приводятся в документации по профилактическому техобслуживанию.