Спортивный отбор в сложнокоординационных видах спорта
Виды и организация отбора
Спортивный отбор – это установление пригодности к спортивной деятельности на основе прогнозирования способностей отбираемого.
Первоначальный, предварительный отбор в группы подготовки может проводиться двумя путями: физкультурно-спортивная ориентация и спортивная селекция.
Физкультурно-спортивная ориентация состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных в тренировочные группы для подготовки в родственных видах спорта, где они могут добиться наибольшего успеха. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка по программам, дифференцируемым с учетом уровня здоровья и физической подготовленности.
Мы остановимся подробнее на спортивной селекции, которая решает более узкую: определение пригодности к занятиям одним определенным видом спорта (например, художественной гимнастикой) или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.
Различают два вида спортивной селекции: выбор и отсев. Выбор – выделение способных из числа детей не решавших вопроса о своем желании-нежелании заниматься спортом. При отсеве способных выбирают из числа желающих заниматься, а признанных неспособными отсеивают.
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Выделяют три его этапа:
· Начальный (к начальной специализированной подготовке);
· Основной (к углубленным тренировкам в избранном виде спорта);
· Заключительный (к этапу совершенствования мастерства).
Объектом отбора являются способности. Способности складываются из двух компонентов:
1) полученные по наследству структурные и функциональные задатки, предпосылки к успеху в желаемом виде деятельности;
2) упражнения в этой деятельности, в процессе которых происходит реализация задатков, претворение их в способности.
Обеспечению эффективности системы отбора существенным образом способствует использование при ее построении следующих принципов:
· моделирование эталона идеального спортсмена (модель включает все параметры, на которых основывается специальная спортивная работоспособность);
· выбор в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена;
· снятие предварительной обученности;
· учет темпов биологического созревания.
Модель идеального спортсмена включает большое количество параметров, прогностическая значимость которых неравноценна. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на ранних его этапах те из них, которые обладают стабильностью, т.е. устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности (например, показатель длины тела). В противоположность им параметры нестабильные, подверженные средовым воздействиям (например, статическая сила) не следует использовать в качестве критериев на ранних его этапах, т.к. они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолетних тренировок.
Вследствие различий двигательного режима, предварительного упражнения-неупражнения, обследуемые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Предотвратить это возможно путем использования в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например КЧСМ – как показатель лабильности нервной системы), или путем проведения повторных обследований после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий.
Выявляемый при обследованиях уровень показателей – критериев отбора в любом возрасте (наиболее сильном – в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселеранты, ранее вступающие в период «пубертатного скачка», получаю временные преимущества по размерам тела и производительности основных физиологических систем организма (сравнительно с медиантами и ретардантами), которые затем убывают и сходят на нет к началу зрелого возраста. Поэтому значения критериев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того могут играть роль самостоятельного критерия отбора. Так для сложнокоординационных видов спорта, тренировка в которых связана с высокомощностным антигравитационным перемещением массы собственного тела, больше подходят дети с ретардированным типом физического развития. Меньшие показатели тотальных размеров тела дают им преимущества в развитии относительных проявлений мышечной силы.
Технология составления системы отбора можно представить в виде последовательности следующих действий:
1. Разработка или подбор модели спортсмена – перспективной или этапной;
2. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза (оперативный – на 1-2 мес., краткосрочный – от 2 до 12 мес., среднесрочный – от 1 года до 4 лет, долгосрочный – от 4 до 8 лет);
3. Выбор критериев для данного этапа;
4. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной);
5. Установление величины необходимых прибавок по ведущим критериям;
6. Принятие решение о спортивной пригодности.
6.2 Специфика системы отбора в сложнокоординационных видах спорта на примере гимнастики
Согласно литературным данным выделяют три этапа отбора к занятиям гимнастикой: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап отбора проводится с 5-7 лет по ходу предварительной спортивной подготовки. На данном этапе отбора используются критерии двух видов: 1) среднесрочного прогноза по модели юного спортсмена-разрядника; 2) долгосрочного прогноза по модели спортсмена экстра-класса, хотя он может быть весьма ненадёжен в раннем возрасте.
Ниже приведена таблица 18 с характеристикой ведущих критериев на разных этапах отбора в сложнокоординационных видах спорта, предложенная В.М. Ченегиным с соавторами (1994).
Отбираемый должен прежде всего обладать хорошим здоровьем, без которого невозможна полноценная адаптация к большим тренировочным нагрузкам. Важное значение придаётся антропометрическим и функциональным показателям. Преимущества, как уже отмечалось выше, дает ретардированный тип физического развития, мезоморфная, с узким тазом конституция тела, преимущественно долихоморфный тип пропорций.
Важное значение в качестве критериев отбора имеют двигательно-координационные способности и тесно связанные с ними свойства ВНД и сенсорных систем. Во всех спортивных видах гимнастики уже на начальном этапе отбора в качестве критериев учитываются показатели тестов на координацию.
Высока значимость вестибулярной устойчивости как критерия отбора, начиная с его раннего этапа. Возможно использование вестибулярных «стандартных» нагрузок, различающихся по объему и интенсивности: от 5 оборотов переступаниями за 10 сек до 3 раз по 10 оборотов за 7,8 сек. Не кресле Барани.
При отборе к занятиям художественной гимнастикой у девочек 5 – 6 лет и старше возможно применение тестов на моторную память, быстроту, КЧСМ. В данном виде спорта имеет преимущество уравновешенно-возбудимый тип нервной системы и высока чувствительность сенсорных систем.
Отмечается, что такие физические качества, как ловкость, статическая сила, локальная выносливость имеют малую долю генетической обусловленности и использование этих показателей при отборе снижает его эффективность. А уровень гибкость, как и выраженность спортивной мотивации, могут быть критериями начального этапа отбора.
Основной этап отбора – проводится в спортивных видах гимнастики обычно в возрасте 9 – 10 лет перед этапом углубленных тренировок (по программам КМС включительно). Используются повторно критерии начального этапа (уточняется соответствие уровня проверяемых показателей возрастным нормам спортсменов). Дополнительно вводится ряд новых критериев: наклонность к накоплению жировой ткани, обучаемость спортивной технике, переносимость больших тренировочных нагрузок. Проводится тестирование специальной физической подготовленности юных спортсменов. Имеются рекомендации по проведению полидинамометрии – измерению силы ведущих мышечных групп, а также их статической выносливости.
Таблица 18
Критерии отбора по этапам подготовки