Физиологическая характеристика упражнений в сложнокоординационных видах спорта
Физиологические основы
Сложнокоординационных
Видов спорта
Учебно-методическое пособие
ББК 28.903
75.12
Г 671
Рецензенты: д.м.н., профессор, зав. кафедры нормальной физиологии ВГМУ Клаучек С.В.
д.м.н., доцент Осадшая Л.Б.
д.б.н., проф. каф. физиологии ВГАФК Сентябрёв Н.Н.
Допущено к изданию решением ученого совета ФГБОУ ВПО «ВГАФК» в качестве учебно-методического пособия
Горбанева, Е.П. Физиологические основы сложнокоординационных видов спорта: учебно-методическое пособие / Е.П. Горбанева, М.В. Лагутина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 76 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высшего профессионального образования, осваивающих профессиональную образовательную программу бакалавриата по направлению 034300 «Физическая культура», профилей «спортивная тренировка в избранном виде спорта», «физкультурное образование», и направлению 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), профиль «адаптивное физическое воспитание», в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
ББК 28.903
75.12
Г 671
© Е.П. Горбанева, М.В. Лагутина, 2012 ©ВГАФК, 2012 г.
Содержание
Введение........................................................................................................ | ||
1. | Физиологическая характеристика упражнений в сложнокоординационных видах спорта.................................................. | |
1.1 | Общая характеристика упражнений........................................................... | |
1.2 | Особенности двигательной деятельности в сложнокоординационных видах спорта. Характеристика двигательных способностей спортсменов..................... | |
1.3 | Оценка физической подготовленности спортсменок специализации фитнес-аэробика........................................................................................... | |
2. | Особенности морфофункционального развития организма спортсменов в сложнокоординационных видах спорта........................... | |
2.1 | Особенности физического развития спортсменов различных спортивных специализаций......................................................................... | |
2.2 | Особенности морфофункциональных показателей спортсменов специализации спортивная акробатика...................................................... | |
2.3 | Анализ морфофункциональных показателей организма спортсменов специализации фитнес-аэробика................................................................ | |
3. | Характеристика тренировочных нагрузок в сложнокоординационных видах спорта.................................................................................................. | |
3.1 | Основные параметры нагрузок................................................................... | |
3.2 | Возрастные особенности развития физиологических систем и их реакция на тренировочную нагрузку в сложнокоординационных видах спорта.................................................................................................. | |
3.3 | Изменение показателей физиологических систем организма юных гимнасток в отдельных мезоциклах соревновательного периода........... | |
3.4 | Особенности влияния соревновательных нагрузок на функциональное состояние организма спортсменок специализации художественная гимнастика........................................................................ | |
4. | Энергообеспечение мышечной деятельности в сложнокоординационных видах спорта.................................................. | |
4.1 | Характеристика механизмов энергообеспечения. Вегетативное обеспечение мышечной деятельности............................... | |
4.2 | Способ вегетативного обеспечения мышечной деятельности................ | |
5. | Оптимизация функциональной подготовленности спортсменов сложнокоординационных видов спорта..................................................... | |
5.1 | Особенности кардиореспираторной системы спортсменок сложнокоординационных видов спорта специализации фитнес-аэробика в процессе многолетней адаптации.............................. | |
5.2 | Современные технологии оптимизации функциональной подготовленности спортсменов.................................................................. | |
5.3 | Методика совершенствования функциональной мощности спортсменов-акробатов на основе применения эргогенических средств............................................................................................................ | |
5.4 | Влияние экспериментальной программы тренировок с использованием эргогенических средств на показатели функциональной мощности спортсменов-акробатов................................ | |
6. | Спортивный отбор в сложнокоординационных видах спорта................. | |
6.1 | Виды и организация отбора......................................................................... | |
6.2 | Специфика системы отбора в сложнокоординационных видах спорта на примере гимнастики................................................................................ | |
Список литературы....................................................................................... |
Введение
На современном этапе создавшаяся острая конкуренция в сложнокоординационных видах спорта является предпосылкой для внесения изменений в правила соревнований и как следствие значительной корректировкой программ спортсменов, что неизбежно приводит к значительному росту сложности элементов техники и качества их исполнения. Ввиду этого спортивная подготовка все более расширяет свои объемы и интенсивность, начинаясь во все более раннем возрасте, что обуславливает увеличение вероятности перегрузок, чрезмерных функциональных напряжений организма, которые приводят к возникновению состояния переутомления, перетренированности и даже срыва адаптации (С.Н. Кучкин и др., 1986; Т.А. Полищук, 2001; К.В. Гобузева, 2006).
В этой связи повышается значимость физиологического обоснования механизмов адаптации организма к экстремальным условиям тренировочной и соревновательной деятельности, а также особенностей влияния специфической мышечной работы на функциональное состояние спортсменов в сложнокоординационных видах спорта.
Ядро данной группы видов спорта составляют такие наиболее распространенные и изученные спортивные специализации, как спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика (В.М. Ченегин и др.,1994) а также относительно молодой и динамично развивающийся вид спорта – фитнес-аэробика, синтезирующий в себе элементы базовой и ритмической гимнастики, современных танцев (Г.А. Зайцева и др., 2009).
Изучение показателей функционального состояния организма спортсменов сложнокоординационных видов спорта с учетом специфики построения тренировочной и соревновательной деятельности, а также адаптивных изменений, возникающих при их систематическом воздействии, представляется весьма интересной проблемой. Особенность сложнокоординационных видов спорта заключается в относительно невысокой удельной энергоёмкости тренировочной и соревновательной работы, которая связана с ацикличной структурой однократных упражнений, с большой долей статических усилий и малой долей глобальной динамической работы в общем её объёме, а также с кратковременностью рабочих периодов, разделённых большими интервалами отдыха (В.П. Филин, А.П. Фомин, 1980; С.Н. Кучкин и др., 1986; В.М. Ченегин и др.,1994). Невысокие аэробные и анаэробные возможности организма спортсменов провоцируют резкое снижение физической работоспособности, препятствуя наращиванию объемов тренировочных нагрузок и нарушая течение восстановительных процессов. Негативное влияние углубленных и узкоспециализированных нагрузок может проявляться в виде различных функциональных отклонений в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма спортсменов (С.Н. Кучкин и др., 1986; В.М. Ченегин др., 1994).
Таким образом, все вышеперечисленные особенности специфической мышечной деятельности, характерные для группы сложнокоординационных видов спорта, подтверждают актуальность и необходимость анализа и обобщения результатов исследований в области физиологического обоснования данной группы видов спорта с целью систематизации представлений о более эффективных механизмах управления тренировочным процессом и прогнозирования высоких спортивных достижений.
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Рис. 1. Динамика восстановления пульса после выполнения стандартной нагрузки по сравнению с уровнем покоя спортсменами специализации фитнес-аэробика
Таким образом, следует заключить, что значения морфофункциональных показателей организма спортсменов специализации фитнес-аэробика и их динамика с возрастом и ростом спортивной квалификации имеют специфические особенности и требуют отличного подхода к их оценке по сравнению с другими видами спорта. Это следует учитывать в ходе врачебного контроля за процессом адаптации и при решении вопросов о допуске спортсменов к соревнованиям и тренировочным мероприятиям.
Основные параметры нагрузок
Физические параметры тренировочной работы характеризуют «внешнюю» нагрузку. Информация о внешней нагрузке представляется необходимой в следующих отношениях. Во-первых, её сопоставление с «внутренней» нагрузкой (характеристика функциональных сдвигов, вызываемых тренировочной работой) позволяет оценивать уровень функциональной подготовленности спортсмена. Во-вторых, без информации о параметрах «внешней» нагрузки невозможно обоснованное и эффективное планирование и коррегирование тренировочного процесса (В.М. Ченегин и др., 1994).
К основным параметрам тренировочной работы в сложнокоординационных видах спорта относятся объём работы, её интенсивность и качество, плотность тренировки.
Определение объёма и интенсивности тренировочной работы в сложнокоординационных видах спорта представляет значительную трудность. Причиной тому является специфика гимнастических движений, связанных с перемещением в пространстве и во времени частей тела и всего тела гимнастки на различных снарядах или с различными предметами, дискретный характер работы, вариативность интервалов отдыха и т.п. (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981).
Объем работы в гимнастике выражается суммарным временем работы, количеством выполненных элементов, подходов. Они отражают не только внешнюю сторону тренировочной нагрузки, но и её связь с внутренней - физиологической – нагрузкой, позволяя характеризовать направленность тренировочной работы (анаэробно-аэробный или анаэробный режим тренировки) (Т.С. Лисицкая, 1973; В.М. Ченегин и др., 1994). При этом целесообразно учитывать элементы только среднего, высокого и сверхвысокого уровня сложности, не принимая во внимание более легкие упражнения, не вызывающие функционального напряжения организма.
Наиболее информативный показатель интенсивности тренировки – количество комбинаций, выполненных целиком и в полную силу (доля работы, выполняемой по комбинациям, от общего количества элементов). Об интенсивности можно также судить по среднему за всю тренировку количеству элементов в подходе. Вычисляется этот показатель путем деления объема работы на общее количество подходов за всю тренировку.
При характеристике нагрузки в гимнастике следует также учитывать продолжительность учебно-тренировочного занятия. Этот показатель дополняет сведения об объёме и интенсивности тренировочной работы (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981). Кроме того, имеет значение координационная сложность тренировочной нагрузки, т.к. большая доля сложнокоординационной нагрузки быстро утомляет спортсмена, отсутствие же ее ведет к снижению координационных способностей.
Качество работы на тренировке оценивается процентным отношением удачных подходов к общему числу подходов на тренировке.
О плотности тренировке судят по так-называемому «коэффициенту интенсивности», который измеряется средним количеством элементов, выполнявшихся за одну минуту тренировочного времени.
При планировании тренировочных режимов в гимнастике необходимо учитывать тип высшей нервной деятельности спортсменки. Гимнастки, отличающиеся большой силой нервных процессов, хорошо переносят большие по объёму нагрузки; их тренировки отличаются высокой плотностью, увеличением количества соревновательных физических упражнений и полных комбинаций. Однако спортсменки, имеющие слабую нервную систему, на тренировках выполняют работу меньшей интенсивности с большими интервалами отдыха между подходами, в результате чего увеличивается общая продолжительность тренировочных занятий.
Правильность варьирования нагрузок приобретает особое значение в соревновательном периоде, т.к. результат выступления на соревнованиях – критерий эффективности подготовки гимнастов. В связи с тем, что в этом периоде у спортсменов может быть несколько стартов, необходимо учитывать волнообразность нагрузки в микроциклах (от соревнования к соревнованию) (Ю.В.Менхин, 1985).
Продолжительность соревновательного цикла и отдельных его этапов может быть различной (от одного до трёх месяцев весь цикл). Основной вид физической нагрузки в этих условиях – непосредственно упражнения в видах многоборья. Условия тренировки должны быть приближены к условиям проведения соревнований. Это достигается применением модельных тренировок в макроцикле, повышением интенсивности тренировочных нагрузок в одном занятии по сравнению с подготовительным периодом, проведением тренировки во всех видах многоборья по комбинациям. Для обеспечения высокого уровня работоспособности целесообразно применять средства общего воздействия и четко планировать активный отдых (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981; Ю.В. Менхин, 1985).
На динамику тренировочных нагрузок гимнасток-художниц в соревновательном периоде главенствующее влияние оказывает календарь соревнований, а именно сроки ответственных состязаний. В предсоревновательном мезоцикле отмечается наибольший объём тренировочной работы, к соревнованиям он снижается.
Помимо динамики нагрузки в мезоструктуре, важное значение имеет динамика тренировочных нагрузок в микроцикле, которая складывается из разных по характеру занятий: больших по объёму и интенсивности и разгрузочных. Повышенной нагрузкой характеризуется второй, пятый и шестой дни микроцикла, разгрузочным является четвертый день. При этом объём и интенсивность тренировочных нагрузок по сравнению с соревновательными возрастают в 2 раза для гимнасток 11-12 лет, и в 3 раза - для гимнасток 13-14 лет (Т.С. Лисицкая, 1982, 1989).
На структуру микроциклов существенное влияние оказывают индивидуальные особенности реакций на тренировочные нагрузки, а также биоритмические колебания функционального состояния организма гимнасток (Т.С. Лисицкая, Н.И. Царькова, 1981).
В связи с этим строгая индивидуализация тренировочного процесса является одним из основных принципов эффективности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов в гимнастике.
Для более эффективного планирования тренировочной работы необходимо учитывать не только структуру и показатели «внешней» нагрузки, но и её связь с внутренней «физиологической» нагрузкой. В данном случае пульсометрический контроль тренировочных занятий позволяет оценить интенсивность и характер выполняемой работы, которая в свою очередь, видоизменяется в связи со спортивной периодизацией.
Исследования динамики частоты пульса в тренировочных занятиях гимнасток-художниц высокой квалификации показали, что в подготовительном периоде, когда спортсменки осваивают технику, работая на первом этапе подготовки упражнения в основном над выполнением связок и элементов, а затем больше внимания уделяя связкам, меньше – элементам, средняя ЧСС составляла 147-153 уд/мин. При этом гимнастки работали главным образом на первом этапе при пульсе 120-130 уд/мин, а на втором – 140-160 уд/мин. Это нагрузка умеренной интенсивности, большого объёма, аэробного характера.
Соревновательный период характеризуется выполнением комбинаций в целом (2-3 в каждом виде многоборья), связок и отдельных элементов. Средний пульс на данном (третьем) этапе составлял 159 уд/мин, увеличивалось время работы при пульсе 150-170 уд/мин и 180 уд/мин, что требовало активации анаэробных процессов. Это нагрузка интенсивная, большого объёма, аэробно-анаэробного характера.
Непосредственно в период подготовки к соревнованиям (четвертый этап) гимнастки, согласно проведенным наблюдениям выполняли комбинации (до 6-7 в каждом виде многоборья), а также отрабатывали отдельные наиболее сложные элементы, соединения. Средний пульс на данном этапе составлял 151 уд/мин, вновь возрастало время работы при ЧСС 120-140 уд/мин и 180 уд/мин и более (около 20% всего времени тренировки в виде многоборья гимнастки работали при пульсе близком к максимальному или предельно возможном). ЧСС 120-140 уд/мин наблюдалась в интервалах отдыха при выполнении целых комбинаций и во время отработки отдельных элементов. При выполнении упражнений обязательной программы уже через 20-30 сек. ЧСС достигала 180-192 уд/мин и удерживалась на этом уровне до конца работы и в первые секунды восстановительного периода. Таким образом, тренировочная нагрузка, характерная для четвертого этапа подготовки упражнения, отличается высокой интенсивностью, средним объемом, анаэробной направленностью. Данные исследования показали, что показатели частоты пульса претерпевают существенные изменения в зависимости от периода спортивной тренировки. Нагрузки в подготовительном периоде отличаются от нагрузок соревновательного более низкими показателями среднего пульса и меньшим временем работы на высоких пульсовых частотах (Т.С. Лисицкая, 1975).
Большая часть тренировочных и соревновательных нагрузок в спортивной гимнастике выполняется в анаэробном режиме. Сразу после выполнения вольных упражнений ЧСС может достигать более 200 уд/мин, а после работы на снарядах - находиться в диапазоне от 168 до 194 уд/мин. высокая ЧСС может удерживать до полутора минут, в паузах между подходами она составляет около 120 уд/мин (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004).
Интересны результаты пульсометрического контроля тренировочных занятий спортсменов специализации фитнес-аэробика в период учебно-тренировочных сборов под руководством высококвалифицированных тренеров (рис. 2). Анализ показал, что интенсивность применяемых упражнений и структура тренировочного занятия обеспечивают планомерный прирост ЧСС от уровня покоя и последующее её поддержание в диапазоне от 120 до 160 уд/мин в основной части и снижение до значений 80 – 110 уд/мин в заключительной части тренировки. Выявленная динамика согласно физиологии спорта способствует повышению аэробных возможностей организма и выносливости кардиореспираторной системы. Тренировки данного вида должны систематически применяться и включаться в систему подготовки спортсменов по фитнес-аэробике.
Рис. 2. Пульсометрический контроль тренировочного занятия дисциплины хип-хоп-аэробика, фитнес-аэробика.
По характеру биоэнергетического обеспечения возможна следующая классификация тренировочных нагрузок в фитнес-аэробике (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2003):
1. Нагрузки аэробного характера:
· хореография;
· комплексы различных видов аэробики;
· совершенствование соревновательной комбинации по элементам и соединениям.
2. Нагрузки аэробно-анаэробной направленности:
· комплексы круговой тренировки;
· комплексы аэробики, построенной по методу интенсивно-интервальной тренировки;
· комплексы аэробики силовой направленности;
· хореографические упражнения высокой интенсивности (прыжки, махи, подскоки)
· выполнение соревновательных упражнений по частям.
3. Нагрузки анаэробно-гликолитической направленности:
· выполнение соревновательных комбинаций;
· выполнение сдвоенных соревновательных комбинаций;
· комплексы специальной двигательной подготовки;
· комплексы специально-физической подготовки скоростно-силового характера.
Стоит отметить, что выполнение целого соревновательного упражнения у спортсменов высокой квалификации в фитнес-аэробике вызывает повышение пульса до околопредельных и предельных величин в диапазоне от 180 до 190 уд/мин (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2003).
В данном исследовании результаты пульсометрического контроля соревновательной композиции спортсменов показали, что значение ЧСС составляет 184±7,4 уд/мин, что соответствует анаэробному режиму энергообеспечения специфической мышечной работы и требует включения в тренировочный процесс средств и методов повышения анаэробной производительности спортсменов, в частности за счет систематического применения интервального метода тренировки на разных этапах подготовки.
Таблица 8
Рис. 3. Функциональные изменения физиологических систем при специфических нагрузках в середине соревновательного периода
Тогда как для адаптированного состояния системы кровообращения в реакции на физическую нагрузку характерно увеличение систолического объема при незначительном повышении частоты сердечных сокращений. Выявленная направленность адаптации сердечно-сосудистой системы может объясняться высокой возбудимостью и лабильностью сердечной мышцы при преобладающем тонусе симпатической нервной системы, а также малым функциональным уровнем рефлекторных и гуморальных механизмов регуляции системы кровообращения, включающихся в процесс усиления функций при мышечной нагрузке (А.Г. Дембо, Э.В.Земцовский, 1989).
Со стороны дыхательной системы отмечается уменьшение показателя жизненной емкости легких (на 7,4%, при р<0,05), а также снижение гипоксической устойчивости, как на вдохе (на 7,3%, при р<0,05), так и на выдохе (на 12,6%, при р<0,05) (рис. 3). Выявленная динамика может быть связана с тем, что мышечная деятельность выполняется преимущественно в режиме анаэробного механизма энергообеспечения, с накоплением побочных продуктов обмена, лимитирующих работу дыхательной мускулатуры и приводящих к быстрому развитию в них утомления.
Снижение жизненной емкости легких после выполнения физических нагрузок, как правило, наблюдается при несоответствии интенсивности тренировочных упражнений функциональному состоянию организма спортсменок (С.Н.Кучкин, 1991).
Изменение показателя точности анализа времени, являющегося одной из характеристик общего состояния организма спортсменок происходит в тесной связи с изменениями показателей сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы (рис. 3). Так, отмечается, что у людей, “ускоряющих” время, адаптация к физической нагрузке происходит с большими энергетическими затратами, поскольку в ответ на нее наблюдается существенное увеличение частоты сердечных сокращений, при этом артериальное давление изменяется незначительно, хотя колебания вегетативного индекса являются довольно выраженными в сторону повышения симпатических влияний (С.Л. Мельникова, В.В. Мельников, 2002).
Таблица 9
Рис. 4. Функциональные изменения физиологических систем при специфических нагрузках в конце соревновательного периода
Со стороны центральной нервной системы отмечается ухудшение показателя точности субъективного анализа времени (на 140%, при р<0,05), что может свидетельствовать об усилении процессов торможения в центральной нервной системе, при этом возрастание коэффициента точности в реакции на движущийся объект (на 150%, при р<0,05) может быть обусловлено улучшением координационных способностей гимнасток при повышении качества технического исполнения элементов (рис. 4).
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что явления дизадаптации в большей степени проявляются со стороны сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы. Поддержание должного уровня функционального состояния организма обеспечивается в основном дыхательной системой и системой утилизации кислорода, так как на фоне исчерпания функциональных ресурсов наблюдается стабилизация гипоксической устойчивости организма в ходе выполнения тренировочных нагрузок, указывающая на совершенствование процессов энергообеспечения мышечной деятельности.
Кроме того, в результате проведенных исследований общее состояние оцениваемой группы по показателю индекса функциональных изменений можно охарактеризовать как напряжение механизмов адаптации, критический уровень начала срыва адаптации. Значения показателя, отражающего характер вегетативной регуляции, на протяжении всех трех исследований смещаются в сторону повышения симпатических влияний, т.е. симпатикотонии (повышение ВИ на 92,6 %, при р<0,05) (табл.10).
Таблица 10
Таблица 11
Таблица 12
Таблица 13
Таблица 14
На протяжении эксперимента.
Вид нагрузки | Количество повторений или время выполнения на каждой неделе тренировок | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи (повторения) | 2 * 3 | 2 * 4 | 2 * 5 | 2 * 6 | 2 * 7 | 2 * 8 |
Частое и глубокое дыхание (сек) | 2 * 5 | 2 * 5 | 2 * 10 | 2 * 10 | 2 * 15 | 2 * 15 |
Сдувание легкого предмета (см) | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 |
Интервалы степ-нагрузки с резистивным сопротивлением (в % от общ. врем. тренировки) |
Таблица 15
Таблица 16
Таблица 17
Виды и организация отбора
Спортивный отбор – это установление пригодности к спортивной деятельности на основе прогнозирования способностей отбираемого.
Первоначальный, предварительный отбор в группы подготовки может проводиться двумя путями: физкультурно-спортивная ориентация и спортивная селекция.
Физкультурно-спортивная ориентация состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных в тренировочные группы для подготовки в родственных видах спорта, где они могут добиться наибольшего успеха. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка по программам, дифференцируемым с учетом уровня здоровья и физической подготовленности.
Мы остановимся подробнее на спортивной селекции, которая решает более узкую: определение пригодности к занятиям одним определенным видом спорта (например, художественной гимнастикой) или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.
Различают два вида спортивной селекции: выбор и отсев. Выбор – выделение способных из числа детей не решавших вопроса о своем желании-нежелании заниматься спортом. При отсеве способных выбирают из числа желающих заниматься, а признанных неспособными отсеивают.
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Выделяют три его этапа:
· Начальный (к начальной специализированной подготовке);
· Основной (к углубленным тренировкам в избранном виде спорта);
· Заключительный (к этапу совершенствования мастерства).
Объектом отбора являются способности. Способности складываются из двух компонентов:
1) полученные по наследству структурные и функциональные задатки, предпосылки к успеху в желаемом виде деятельности;
2) упражнения в этой деятельности, в процессе которых происходит реализация задатков, претворение их в способности.
Обеспечению эффективности системы отбора существенным образом способствует использование при ее построении следующих принципов:
· моделирование эталона идеального спортсмена (модель включает все параметры, на которых основывается специальная спортивная работоспособность);
· выбор в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена;
· снятие предварительной обученности;
· учет темпов биологического созревания.
Модель идеального спортсмена включает большое количество параметров, прогностическая значимость которых неравноценна. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на ранних его этапах те из них, которые обладают стабильностью, т.е. устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности (например, показатель длины тела). В противоположность им параметры нестабильные, подверженные средовым воздействиям (например, статическая сила) не следует использовать в качестве критериев на ранних его этапах, т.к. они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолетних тренировок.
Вследствие различий двигательного режима, предварительного упражнения-неупражнения, обследуемые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Предотвратить это возможно путем использования в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например КЧСМ – как показатель лабильности нервной системы), или путем проведения повторных обследований после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий.
Выявляемый при обследованиях уровень показателей – критериев отбора в любом возрасте (наиболее сильном – в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселеранты, ранее вступающие в период «пубертатного скачка», получаю временные преимущества по размерам тела и производительности основных физиологических систем организма (сравнительно с медиантами и ретардантами), которые затем убывают и сходят на нет к началу зрелого возраста. Поэтому значения критериев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того могут играть роль самостоятельного критерия отбора. Так для сложнокоординационных видов спорта, тренировка в которых связана с высокомощностным антигравитационным перемещением массы собственного тела, больше подходят дети с ретардированным типом физического развития. Меньшие показатели тотальных размеров тела дают им преимущества в развитии относительных проявлений мышечной силы.
Технология составления системы отбора можно представить в виде последовательности следующих действий:
1. Разработка или подбор модели спортсмена – перспективной или этапной;
2. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза (оперативный – на 1-2 мес., краткосрочный – от 2 до 12 мес., среднесрочный – от 1 года до 4 лет, долгосрочный – от 4 до 8 лет);
3. Выбор критериев для данного этапа;
4. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной);
5. Установление величины необходимых прибавок по ведущим критериям;
6. Принятие решение о спортивной пригодности.
6.2 Специфика системы отбора в сложнокоординационных видах спорта на примере гимнастики
Согласно литературным данным выделяют три этапа отбора к занятиям гимнастикой: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап отбора проводится с 5-7 лет по ходу предварительной спортивной подготовки. На данном этапе отбора используются критерии двух видов: 1) среднесрочного прогноза по модели юного спортсмена-разрядника; 2) долгосрочного прогноза по модели спортсмена экстра-класса, хотя он может быть весьма ненадёжен в раннем возрасте.
Ниже приведена таблица 18 с характеристикой ведущих критериев на разных этапах отбора в сложнокоординационных видах спорта, предложенная В.М. Ченегиным с соавторами (1994).
Отбираемый должен прежде всего обладать хорошим здоровьем, без которого невозможна полноценная адаптация к большим тренировочным нагрузкам. Важное значение придаётся антропометрическим и функциональным показателям. Преимущества, как уже отмечалось выше, дает ретардированный тип физического развития, мезоморфная, с узким тазом конституция тела, преимущественно долихоморфный тип пропорций.
Важное значение в качестве критериев отбора имеют двигательно-координационные способности и тесно связанные с ними свойства ВНД и сенсорных систем. Во всех спортивных видах гимнастики уже на начальном этапе отбора в качестве критериев учитываются показатели тестов на координацию.
Высока значимость вестибулярной устойчивости как критерия отбора, начиная с его раннего этапа. Возможно использование вестибулярных «стандартных» нагрузок, различающихся по объему и интенсивности: от 5 оборотов переступаниями за 10 сек до 3 раз по 10 оборотов за 7,8 сек. Не кресле Барани.
При отборе к занятиям художественной гимнастикой у девочек 5 – 6 лет и старше возможно применение тестов на моторную память, быстроту, КЧСМ. В данном виде спорта имеет преимущество уравновешенно-возбудимый тип нервной системы и высока чувствительность сенсорных систем.
Отмечается, что такие физические качества, как ловкость, статическая сила, локальная выносливость имеют малую долю генетической обусловленности и использование этих показателей при отборе снижает его эффективность. А уровень гибкость, как и выраженность спортивной мотивации, могут быть критериями начального этапа отбора.
Основной этап отбора – проводится в спортивных видах гимнастики обычно в возрасте 9 – 10 лет перед этапом углубленных тренировок (по программам КМС включительно). Используются повторно критерии начального этапа (уточняется соответствие уровня проверяемых показателей возрастным нормам спортсменов). Дополнительно вводится ряд новых критериев: наклонность к накоплению жировой ткани, обучаемость спортивной технике, переносимость больших тренировочных нагрузок. Проводится тестирование специальной физической подготовленности юных спортсменов. Имеются рекомендации по проведению полидинамометрии – измерению силы ведущих мышечных групп, а также их статической выносливости.
Таблица 18
Критерии отбора по этапам подготовки
Список литературы
1. Алексенко, Т.И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков / Т.И. Алексеенко // Теория и практика физической культуры. – Москва. – 2007 - № 2. – С. 64 -66.
2. Андреасян, К.Б. (к. п. н.) Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Андреасян Кнарик Борисовна. – Москва, 1996 – 180 с.
3. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: ФиС, 2004. – 328 с.
4. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 236 с.
5. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. – М.: Издатель научный центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.
6. Бахрах, И.И. Взаимосвязь показателей гемодинамики с паспортным возрастом и особенностями полового созревания юных спортсменов 12-16 лет / И.И. Бахрах, Т.З. Астрова // Подросток-спортсмен: сб. науч. трудов. – Смоленск, 1977. – С. 124 - 128
7. Березовский, В.А Гипоксия и индивидуальные способности реактивности / В.А.Березовск<