Б1.В.ДВ.10 Управление бизнес-процессами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.10 Управление бизнес-процессами

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

профиль «Финансовый менеджмент»

бакалавр

квалификация

заочная форма обучения (ускоренное обучение на базе СПО)

Год набора - 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор – составитель:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Дрыгина Ю.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 19

6.1 Основная литература. 19

6.2 Дополнительная литература. 20

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 20

6.4. Нормативные правовые документы. 20

6.5 Интернет-ресурсы. 20

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 20

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-13 Умение моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций. ПК-13.2 Умение использовать методы реорганизации бизнес-процессов  

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов промышленной организации с использованием современных информационных технологий; разработка методических документов; тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения     ПК-13.2 знать: - системы терминов «процессного подхода» к управлению организациями; - характеристики понятия «бизнес-процесс»; - классификации процессов.
уметь: - видения аспектов управления организацией на основе бизнес-процессов; - генерирования способов улучшения бизнес-процессов; - разработки программ реинжиниринга бизнес-процессов.
владеть: - проводить декомпозицию бизнес-процессов; - выявлять и описывать бизнес-процессы в организации. - способностями осуществлять документальную регламентацию бизнес-процессов.


2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы. Для изучения дисциплины предусмотрено 144 академических часа.

На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

8 академических часов (4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

132академических часа.

Промежуточная аттестация проводится:

На 3 курсе в форме зачета с оценкой.

Место дисциплины

Дисциплина Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами»относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, планирования бизнеса, законов микроэкономики, методов управления изменения в организации, общего и персонального тайм-менеджмента.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: «Микроэкономика», «Бизнес-планирование», «Тайм-менеджмент» и др.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Заочная форма обучения(ускоренное обучение на базе СПО)
Тема 1 Процессный подход к управлению         Анализ кейса
Тема 2 Основные термины процессного подхода к управлению         Дискуссия
Тема 3 Классификация бизнес-процессов       Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 4 Моделирование процессов: архитектура IDEF         Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 5 Моделирование процессов: архитектура ARIS         Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 6 Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов организации       Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 7 Система показателей управления процессами         Дискуссия
Тема 8 Регламентация бизнес-процессов         Дискуссия  
Тема 9 Анализ и совершенствование системы управления процессами       Дискуссия
Тема 10 Анализ и совершенствование выполнения процессов         Дискуссия
Тема 11 Менеджмент бизнес-процесса         Дискуссия
Тема 12 Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях         Дискуссия
Тема 13 Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов         Дискуссия
Тема 14 Участники проекта по реинжинирингу и их роли         Анализ кейса
Промежуточная аттестация         Зачет с оценкой
Всего:    
                   


Содержание дисциплины

Тема 1. Процессный подход к управлению

Сущность процессного подхода к управлению организацией и условия его применения. Понятие «бизнес-процесс». Понятие «потока ценностей» (Д. Мартин и М. Портер). Ожидания менеджеров от применения процессного подхода. Цели перехода к процессному управлению: оптимизация бизнес-модели компании, эффективное внедрение системы менеджмента качества, создание базы знаний о деятельности организации.

Проблемы перехода к процессному управлению.

Тема 2. Основные термины процессного подхода к управлению

Определение «бизнес-процесса». Определения процесса Т. Давенпорта, М. Хаммера и Д. Чампи. Процессы и традиционная структура компании. Система терминов процессного подхода: вход процесса, выход процесса, ресурс процесса, владелец процесса, клиент процесса. Модель процесса. Регламент бизнес-процесса. Показатели процесса. Внешнее окружение бизнес-процесса.

Тема 3. Классификация бизнес-процессов

По характеру деятельности и создаваемому продукту. По степени детальности рассмотрения. По отношению к клиентам процесса. Процессы подразделений (внутрифункциональные) и сквозные процессы (межфункциональные). Дискретные и циклические бизнес-процессы организации. Размер и число процессов. Декомпозиция процессов. Понятие «сеть бизнес-процессов организации». Диалектика типов бизнес-процесов. Графические, табличные и текстовые способы представления бизнес-процессов.

Тема 4. Моделирование процессов: архитектура IDEF

Понятие «моделирование процессов». Плоские и объемные модели процессов.

Объекты и связи в IDEF0. Обратные связи по управлению и информации. Правила ветвления и слияния стрелок. Миграция и «туннелирование» стрелок. Принципы декомпозиции IDEF0. Нумерация объектов на диаграммах. Оформление схем моделей в IDEF0. Рамка IDEF0. Преимущество и недостатки методологии. Объекты и связи в IDEF3. Модель работы, объект ссылки, виды логических операторов, виды стрелок.

Другие нотации IDEF0- IDEF14.

Тема 5. Моделирование процессов: архитектура ARIS

Основные виды моделей в методологии ARIS. Предназначение, основные объекты и виды связей в нотации ARISVAD. Предназначение, основные объекты и виды связей в нотациияхARISeEPC и ARISPCD. Нотация ARIS Organizational Chart. Нотация ARIS Function Tree. Нотация ARIS Product Tree. Нотация ARIS Information Flow. Сравнительныйанализнотаций ARIS и IDEF. Описание процессов при помощи блок-схем.

Тема 6. Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов организации

Постановка целей описания бизнес-процессов. Пошаговое выделение процессов в организации. Методы сбора информации. Методология «ускоренного» описания. Методология «полного» описания. Сравнительный анализ подходов. Требования к выделению бизнес-процессов. Пример типовой классификации бизнес-процессов организации. Ошибки при выделении бизнес-процессов.

Тема 7. Система показателей управления процессами

Система показателей компании. Количественные и качественные показатели бизнес-процесса. Показатели продукта, показатели процесса, показатели удовлетворенности потребителей, показатели времени. Методика разработки системы показателей. Характер информации, необходимой по каждому показателю. Измерение показателей.

Тема 8. Регламентация бизнес-процессов

Понятие регламентации бизнес-процессов. Базовые принципы регламентации. Регламентация процессов на различных уровнях управления. Методика регламентации. Регламентация процессов на верхнем уровне. Регламентация деятельности структурных подразделений. Регламентация процессов на операционном уровне.

Тема 9. Анализ и совершенствование системы управления процессами

Зоны безответственности. Пересечение ответственности. Барьеры на пути процессов. Процесс не завершается результатом. Фрагментарность управления. «Вертикальные колодцы», делегирование полномочий. Регулирование и улучшение процессов. Нестабильность системы целей и показателей процесса. Анализ процесса по отношению к заданным требованиям. Аутсорсинг управления процессом.

Тема 10. Анализ и совершенствование выполнения процессов

Потери при выполнении процессов. Сокращение времени выполнения процесса. Изменение технологии выполнения процесса: исключение ненужных повторений, параллельное выполнение процессов, реализация различных сценариев процессов, устранение узких мест, отказ от невыгодных процессов (аутсорсинг), включение новых процессов, разделение процессов. Изменение ресурсов процесса. Изменение входов процесса. Использование информационных технологий.

Тема 11. Менеджмент бизнес-процесса

Общие положения. Управление процессом в штатной ситуации. Документирование управления процессом. Корректирующие и предупреждающие действия. Особенности управления процессом «управление организацией». Принятие решения, основанного на фактах. Проблемы, связанные с руководством.

Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях

Причины возникновения реинжиниринга бизнес-процессов. Сущность и содержание понятия «реинжиниринг бизнеса». Три силы, обуславливающие новую среду для бизнеса: клиенты, конкуренция и коренные изменения. Принципы реинжиниринга бизнеса. Виды реинжиниринга. Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнеса. Условия успешного реинжиниринга и факторы риска.

Тема 13. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов

Этапы реинжиниринга: разработка образа будущей компании, обратный инжиниринг бизнеса, прямой инжиниринг бизнеса, внедрение перепроектированного бизнеса. Изменение компании как непрерывно продолжающийся процесс. Основания для начала работ по реинжинирингу.

Разработка образа будущей компании. Спецификация целей компании. Разработка модели будущего бизнеса. Этапы разработки модели нового бизнеса. Разработка модели существующего бизнеса. Внедрение новых процессов. Цикл PDCA.

Тема 14. Участники проекта по реинжинирингу и их роли

Участники реинжиниринга компании по М. Хаммеру и Дж.Чемпи: владелец процесса, лидер проекта, руководящий комитет, коммуникатор, координатор. Команда по реинжинирингу. Роли и обязанности основных участников проекта реинжиниринга.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1. Процессный подход к управлению Анализ кейса
Тема 2. Основные термины процессного подхода к управлению   Дискуссия
Тема 3. Классификация бизнес-процессов Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 4. Моделирование процессов: архитектура IDEF Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 5. Моделирование процессов: архитектура ARIS Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 6. Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов организации Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 7. Система показателей управления процессами Дискуссия
Тема 8. Регламентация бизнес-процессов Дискуссия
Тема 9. Анализ и совершенствование системы управления процессами Дискуссия
Тема 10. Анализ и совершенствование выполнения процессов Дискуссия
Тема 11. Менеджмент бизнес-процесса Дискуссия
Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях Дискуссия
Тема 13. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов Дискуссия
Тема 14. Участники проекта по реинжинирингу и их роли Анализ кейса

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:

зачета с оценкой на 3 курсе в 5 семестре. Зачет проводится в устной или письменной форме. В билете студенту предлагается два задания: теоретический вопрос и практическая задача.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Тема 1. Процессный подход к управлению

Анализ кейса

Цель: Анализ кейса «Опыт компании Deere в переходе к управлению
на основе бизнес-процессов»

Задачи:

- выделить основные вехи изменений компании в движении
к «управлению на основе бизнес-процессов» за 20-ти летний период;

- сопоставить мероприятия по различным направлениям изменений и полученные результаты, сравнить с ожиданиями при внедрении изменений;

- проанализировать трудности, с которыми был связан переход к процессному управлению, и способы их преодоления.

Тема 2. Основные термины процессного подхода к управлению

Печень тем для дискуссии

1. Сущность процессного подхода к управлению организацией.

2. Различные подходы к определению понятия «бизнес-процесс».

3. «Цепочка создания ценности» М.Портера: сущность модели
и влияние на развитие теории управления бизнес-процессами.

4. Основные термины теории управления бизнес-процессами.

5. Сравнение процессного и функционального подходов к управлению.

6. Целесообразность и проблемы перехода к процессному управлению в организации. Ожидания менеджеров.

Тема 3. Классификация бизнес-процессов

Перечень тем для дискуссии

1. Способы классификации бизнес-процессов организации. Система классификационных признаков.

2. Характеристика основных, вспомогательных и бизнес-процессов управления.

3. Декомпозиция процессов. Понятие «сеть бизнес-процессов организации».

4. Способы представления и описания бизнес-процессов.

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.

2. Особенности языка нотации IDEF0 для моделирования бизнес-процессов.

3. Особенности языка нотации IDEF3 для моделирования бизнес-процессов.

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Структура архитектуры моделирования бизнес-процессов ARIS.

2. Применение нотации ARISVAD для моделирования бизнес-процессов.

3. Применение нотации ARISeEPC для моделирования бизнес-процессов.

4. Сравнительный анализ нотаций ARIS и IDEF.

Перечень тем для дискуссии

1. Разработка и формулирование целей описания бизнес-процессов.

2. Сущности и применение методологии «ускоренного» описания бизнес-процессов.

3. Сущности и применение методологии «полного» описания
бизнес-процессов.

4. Способы назначения владельцев бизнес-процессов. Матрица ответственности.

5. Ошибки при проведении исследований бизнес-процессов.

Перечень тем для дискуссии

  1. Система показателей бизнес-процесса.
  2. Измерение показателей.
  3. Методика разработки системы показателей.

Тема 8. Регламентация бизнес-процессов

Перечень тем для дискуссии

  1. Понятие регламентации бизнес-процессов.
  2. Базовые принципы регламентации.
  3. Документы, регламентирующие бизнес-процесс.
  4. Регламентация процессов на различных уровнях управления.

Тема 9. Анализ и совершенствование системы управления процессами

Перечень тем для дискуссии

  1. Способы преодоления проблем в распределении ответственности
    и управления бизнес-процессами.
  2. Способы преодоления проблем связанных с нестабильностью целей
    и показателей бизнес процессов.

Тема 10. Анализ и совершенствование выполнения процессов

Перечень тем для дискуссии

  1. Способы сокращение потерь при выполнении процесса. Сокращение потерь времени выполнения процесса.
  2. Способы оптимизации технологии выполнения процесса
  3. Способы оптимизации путем изменение входов и ресурсов процесса.

Тема 11.Менеджмент бизнес-процесса

Перечень тем для дискуссии

1. Управление процессом в штатной ситуации.

2. Корректирующие и предупреждающие действия при управлении бизнес-процессом.

3. Особенности управления процессом «управление организацией».

Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях

Перечень тем для дискуссии

  1. Понятие и основные характеристики реинжиниринга.
  2. История возникновения и развития реинжиниринга бизнеса.
  3. Базовые категории реинжиниринга.
  4. Принципы и правила реинжиниринга.

Тема 13. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов

Перечень тем для дискуссии

1. Основные этапы реинжиниринга.

2. Методология и инструменты реинжиниринга.

3. Участники реинжиниринговой деятельности. Их роли.

Тема 14. Участники проекта по реинжинирингу и их роли

Анализ кейса

Цель: Анализ кейса «Опыт компании IBM в переходе к управлению
на основе бизнес-процессов».

Задачи:

- выделить основные этапы реинжиниринга компании;

- проанализировать применяемую методологию и инструменты реинжиниринга;

- оценить эффективность осуществленных мероприятий.

Критерии оценки анализа кейса:см. критерии, предложенные в теме 1.

Шкалы оценивания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.10 Управление бизнес-процессами

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

профиль «Финансовый менеджмент»

бакалавр

квалификация

заочная форма обучения (ускоренное обучение на базе СПО)

Год набора - 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор – составитель:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Дрыгина Ю.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 19

6.1 Основная литература. 19

6.2 Дополнительная литература. 20

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 20

6.4. Нормативные правовые документы. 20

6.5 Интернет-ресурсы. 20

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 20

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-13 Умение моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций. ПК-13.2 Умение использовать методы реорганизации бизнес-процессов  

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов промышленной организации с использованием современных информационных технологий; разработка методических документов; тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения     ПК-13.2 знать: - системы терминов «процессного подхода» к управлению организациями; - характеристики понятия «бизнес-процесс»; - классификации процессов.
уметь: - видения аспектов управления организацией на основе бизнес-процессов; - генерирования способов улучшения бизнес-процессов; - разработки программ реинжиниринга бизнес-процессов.
владеть: - проводить декомпозицию бизнес-процессов; - выявлять и описывать бизнес-процессы в организации. - способностями осуществлять документальную регламентацию бизнес-процессов.

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы. Для изучения дисциплины предусмотрено 144 академических часа.

На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

8 академических часов (4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

132академических часа.

Промежуточная аттестация проводится:

На 3 курсе в форме зачета с оценкой.

Место дисциплины

Дисциплина Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами»относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, планирования бизнеса, законов микроэкономики, методов управления изменения в организации, общего и персонального тайм-менеджмента.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: «Микроэкономика», «Бизнес-планирование», «Тайм-менеджмент» и др.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Заочная форма обучения(ускоренное обучение на базе СПО)
Тема 1 Процессный подход к управлению         Анализ кейса
Тема 2 Основные термины процессного подхода к управлению         Дискуссия
Тема 3 Классификация бизнес-процессов       Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 4 Моделирование процессов: архитектура IDEF         Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 5 Моделирование процессов: архитектура ARIS         Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 6 Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов организации       Дискуссия Структурно-логическая задача
Тема 7 Система показателей управления процессами         Дискуссия
Тема 8 Регламентация бизнес-процессов         Дискуссия  
Тема 9 Анализ и совершенствование системы управления процессами       Дискуссия
Тема 10 Анализ и совершенствование выполнения процессов         Дискуссия
Тема 11 Менеджмент бизнес-процесса         Дискуссия
Тема 12 Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях         Дискуссия
Тема 13 Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов         Дискуссия
Тема 14 Участники проекта по реинжинирингу и их роли         Анализ кейса
Промежуточная аттестация         Зачет с оценкой
Всего:    
                   

Содержание дисциплины

Тема 1. Процессный подход к управлению

Сущность процессного подхода к управлению организацией и условия его применения. Понятие «бизнес-процесс». Понятие «потока ценностей» (Д. Мартин и М. Портер). Ожидания менеджеров от применения процессного подхода. Цели перехода к процессному управлению: оптимизация бизнес-модели компании, эффективное внедрение системы менеджмента качества, создание базы знаний о деятельности организации.

Проблемы перехода к процессному управлению.

Тема 2. Основные термины процессного подхода к управлению

Определение «бизнес-процесса». Определения процесса Т. Давенпорта, М. Хаммера и Д. Чампи. Процессы и традиционная структура компании. Система терминов процессного подхода: вход процесса, выход процесса, ресурс процесса, владелец процесса, клиент процесса. Модель процесса. Регламент бизнес-процесса. Показатели процесса. Внешнее окружение бизнес-процесса.

Тема 3. Классификация бизнес-процессов

По характеру деятельности и создаваемому продукту. По степени детальности рассмотрения. По отношению к клиентам процесса. Процессы подразделений (внутрифункциональные) и сквозные процессы (межфункциональные). Дискретные и циклические бизнес-процессы организации. Размер и число процессов. Декомпозиция процессов. Понятие «сеть бизнес-процессов организации». Диалектика типов бизнес-процесов. Графические, табличные и текстовые способы представления бизнес-процессов.

Тема 4. Моделирование процессов: архитектура IDEF

Понятие «моделирование процессов». Плоские и объемные модели процессов.

Объекты и связи в IDEF0. Обратные связи по управлению и информации. Правила ветвления и слияния стрелок. Миграция и «туннелирование» стрелок. Принципы декомпозиции IDEF0. Нумерация объектов на диаграммах. Оформление схем моделей в IDEF0. Рамка IDEF0. Преимущество и недостатки методологии. Объекты и связи в IDEF3. Модель работы, объект ссылки, виды логических операторов, виды стрелок.

Другие нотации IDEF0- IDEF14.

Тема 5. Моделирование процессов: архитектура ARIS

Основные виды моделей в методологии ARIS. Предназначение, основные объекты и виды связей в нотации ARISVAD. Предназначение, основные объекты и виды связей в нотациияхARISeEPC и ARISPCD. Нотация ARIS Organizational Chart. Нотация ARIS Function Tree. Нотация ARIS Product Tree. Нотация ARIS Information Flow. Сравнительныйанализнотаций ARIS и IDEF. Описание процессов при помощи блок-схем.

Тема 6. Подходы к выделению и описанию бизнес-процессов организации

Постановка целей описания бизнес-процессов. Пошаговое выделение процессов в организации. Методы сбора информации. Методология «ускоренного» описания. Методология «полного» описания. Сравнительный анализ подходов. Требования к выделению бизнес-процессов. Пример типовой классификации бизнес-процессов организации. Ошибки при выделении бизнес-процессов.

Тема 7. Система показателей управления процессами

Система показателей компании. Количественные и качественные показатели бизнес-процесса. Показатели продукта, показатели процесса, показатели удовлетворенности потребителей, показатели времени. Методика разработки системы показателей. Характер информации, необходимой по каждому показателю. Измерение показателей.

Тема 8. Регламентация бизнес-процессов

Понятие регламентации бизнес-процессов. Базовые принципы регламентации. Регламентация процессов на различных уровнях управления. Методика регламентации. Регламентация процессов на верхнем уровне. Регламентация деятельности структурных подразделений. Регламентация процессов на операционном уровне.

Тема 9. Анализ и совершенствование системы управления процессами

Зоны безответственности. Пересечение ответственности. Барьеры на пути процессов. Процесс не завершается результатом. Фрагментарность управления. «Вертикальные колодцы», делегирование полномочий. Регулирование и улучшение процессов. Нестабильность системы целей и показателей процесса. Анализ процесса по отношению к заданным требованиям. Аутсорсинг управления процессом.

Тема 10. Анализ и совершенствование выполнения процессов

Потери при выполнении процессов. Сокращение времени выполнения процесса. Изменение технологии выполнения процесса: исключение ненужных повторений, параллельное выполнение процессов, реализация различных сценариев процессов, устранение узких мест, отказ от невыгодных процессов (аутсорсинг), включение новых процессов, разделение процессов. Изменение ресурсов процесса. Изменение входов процесса. Использование информационных технологий.

Тема 11. Менеджмент бизнес-процесса

Общие положения. Управление процессом в штатной ситуации. Документирование управления процессом. Корректирующие и предупреждающие действия. Особенности управления процессом «управление организацией». Принятие решения, основанного на фактах. Проблемы, связанные с руководством.

Тема 12. Реинжиниринг бизнес-процессов в современных организациях

Причины возникновения реинжиниринга бизнес-процессов. Сущность и содержание понятия «реинжиниринг бизнеса». Три силы, обуславливающие новую среду для бизнеса: клиенты, конкуренция и коренные изменения. Принципы реинжиниринга бизнеса. Виды реинжиниринга. Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнеса. Условия успешного реинжиниринга и факторы риска.

Тема 13. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов

Этапы реинжиниринга: разработка образа будущей компании, обратный инжиниринг бизнеса, прямой инжиниринг бизнеса, внедрение перепроектированного бизнеса. Изменение компании как непрерывно продолжающийся процесс. Основания для начала работ по реинжинирингу.

Разработка образа будущей компании. Спецификация целей компании. Разработка модели будущего бизнеса. Этапы разработки модели нового бизнеса. Разработка модели существующего бизнеса. Внедрение новых процессов. Цикл PDCA.

Тема 14. Участники проекта по реинжинирингу и их роли

Участники реинжиниринга компании по М. Хаммеру и Дж.Чемпи: владелец процесса, лидер проекта, руководящий комитет, коммуникатор, координатор. Команда по реинжинирингу. Роли и обязанности основных участников проекта реинжиниринга.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.10 «Управление бизнес-процессами», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1. Процессный подход к управлению Анализ кейса
Тема 2. Основные термины процессного подхода к управлению   Дискуссия

Наши рекомендации