Увеличивать власть, отдавая ее.
Убеждение эффективно, когда у руководителя нет формальной власти над другим или когда он не может предложить никаких вознаграждений.
Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов:
-интеллекта слушателя;
-руководитель должен заслуживать доверие;
-аргументация руководителя не должна быть слишком сложной, но не упрощенной;
-цель, которую ставит руководитель не должна противоречить системе ценностей слушателя;
-черты характера и поведение руководителя нравятся слушателю.
Убеждать приходится не только подчиненных, но и начальство и коллег.
Сильные и слабые стороны влияние путем убеждения.
Самая слабая сторона – медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить человека требуется значительно больше времени, чем просто приказать. Кроме того, никогда нельзя быть уверенным в том, что вы убедили слушателя. В отличие от других форм убеждение имеет одноразовое действие. Каждый раз убеждение надо начинать сначала. Использование убеждения не означает отказа от других форм влияния. Харизма помогает убеждать.
Влияние с помощью традиции и вознаграждения усиливает убеждение.
Если исполнитель знает, что руководитель имеет возможность принудить его, но старается избегать этого, сила убеждения может значительно возрасти, подкрепленная потребностью в уважении.
Успех метода убеждения может дать руководителю способность влиять через разумную веру.
Самое большое преимущество убеждения в организации заключается в том, что работника, на которого влияют не надо проверять, чаще всего он постарается сделать больше минимума т.к. считает, что его действия помогут ему удовлетворить свои личные потребности на многих уровнях.
Человек, выполняющий работу по принуждению, обычно работает по минимуму.
Однако, иногда принуждение эффективнее убеждения.
Контрольные вопросы
- Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерство?
- Дайте описание основных форм власти.
- Что, по вашему мнению, является основой власти администрации учебного заведения, преподавателей?
- Каковы сильные и слабые стороны убеждения?
- Почему сегодня сравнительно мало организаций, где считают, что страх является эффективным средством влияния?
- Каким образом изменения в технологии и размере организаций повлияли на власть?
- Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
Тема 21. Лидерство в организации.
1. Лидерство и менеджмент.
2. Поведенческий подход к лидерству.
3. Ситуационный подход к лидерству.
Лидерство и менеджмент.
В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность.
Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своём влиянии на работу подчинённых и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, её питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчинённых. Соответственно отношения «начальник – подчинённый», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».
Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих сторон власти.
В ходе изучения проблемы лидерства учёными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определённой ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей даёт ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях (табл.21).
Таблица 21
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Даёт импульс движению |
Профессионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Своё взаимодействие с подчинёнными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им своё видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путём разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчинёнными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчинённые играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определённой частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определённой организации.
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчинёнными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчинёнными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.