Рациональные решения принимаются на основе объективного анализа и не зависят от прошлого опыта.
Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой.При этом задача менеджера – идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий. В этом случае не требуется никакого творческого подхода, так как все процедуры заранее предписаны. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются чёткими законами и правилами.
Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему.
Селективные решения основаны на оценки альтернатив и выборе одной из них.Здесь требуется некоторая инициатива и свобода действий, правда, в определенных границах.
Адаптационные решения используются, когда нужно найти новое решение известной проблемы.Это решение уже можно назвать творческим.
Инновационные решения применяются для решения наиболее сложных и новых проблем, когда требуется совершенно новый подход, новые представления и методы.
Способность принимать те или иные из названных типов решения отражает квалификацию менеджера.
Управленческое решение как и управление – процесс. Важно не само управленческое решение как таковое, а его реализация. Однако, именно с принятия управленческого решения начинается дело (работа).
Число этапов принятия решения зависит от самой проблемы. Решение всегда связано с разрешения какой-либо проблемы.
- Этапы рационального решения проблем.
Выявление проблемной ситуации.
Диагностика проблемы.
1.Проблема - ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
2.Проблема - только ситуация, в которой что-то должно было произойти, но не произошло.
3.Проблема потенциальная возможность.
Скорее всего, все три понятия необходимо объединить.
Определить проблему бывает очень сложно, т.к. элементы организации взаимосвязаны.
Правильно определить проблему - наполовину решить ее.
На первом этапе выявляют «симптомы» затруднений в работе (проблемы). Выявление симптомов ( низкая производительность труда, низкое качество, плохой сбыт, чрезмерные издержки, конфликты в организации, большая текучесть кадров и т.д.) Иногда симптомов несколько.
Для выявления симптомов изучается внешняя и внутренняя информация, касающаяся организации. Нужно избегать немедленного устранения симптома ( симптом – это не проблема). Нужно отобрать нужную информацию, отбросив не относящуюся к делу. Релевантная информация - касающаяся только конкретной проблемы человека, цели или периода времени. Информация должна быть точной соответствовать проблеме.
Формулировка целей решения.
3.Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Ресурсы организации всегда ограничены, поэтому ограничения необходимо сформулировать так, чтобы решение было реалистичным. Ограничения зависят от ситуации и конкретных руководителей. Если ресурсы организации не ограничены, то и проблем не существует). В дополнение к формулировке ограничений определить стандарты, по которым следует оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты называются критериями принятия решений.
Определение альтернатив.
Обычно выявляется много альтернатив. Надо отобрать несколько, иначе трудно будет оценить все альтернативы. Может возникнуть путаница. Самое главное отреагировать на причину, а не на внешний симптом проблемы.
5.Оценка альтернатив.Составляется список и оценивается каждая альтернатива в отдельности. Определяются достоинства и недостатки всех альтернатив. (Без недостатков альтернатив не бывает). При оценке используются критерии принятия решений. Для оценки можно выбрать балльную систему.
6.Выбор альтернативы. Если проблема оценена правильно, а альтернативы тщательно взвешены и оценены, то принять решение просто. Из-за недостатка времени вы выбираете не оптимальные, а наиболее приемлемое.
7.Реализация. Реальная ценность решения станет очевидной только после его осуществления.
|
|
|
обратная связь
рис. 31. Процесс решения проблем.
Процесс решения проблемы (рис. 31) не заканчивается принятием решения (выбором альтернативы). Решение должно быть реализовано. Для привлечения к реализации решений людей, надо привлекать их на этапе принятия решений.
Обратная связь. Для реализаций решений необходима система ОС для отслеживания фактических результатов и сопоставлениях с заданными. ОС позволяет во время скорректировать решения. Оценка решения осуществляется с помощью контроля.
- Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.