Под функцией управления понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью.
Функции управления представляют специфические виды работ, обеспечивающие рациональную форму разделения труда работников сферы управления.
В отечественной теории управления различают основные и конкретные функции управления.
Основные (общие) функции управления – такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления.
К основным функциям относятся:
1.Целеполагание – как вид деятельности связан с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения (планирование).
2.Организация – обеспечение достижения цели.
3.Регулирование – такой вид деятельности, который направлен на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития по отношению к цели.
4.Активизация – деятельность по стимулированию достижения цели в процессе развития.
5.Контроль – деятельность по соотнесению состояния объекта с целью воздействия.
Все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления и любой социально-экономической системы. С этой целью они должны содержаться в каждом положении в подразделении. Отсутствие такого подхода может привести к недоразумениям, столкновениям интересов. Важнейшая задача управления – обеспечение соподчиненности функций и целей.
Конкретные функции управления –функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления.
Примерный перечень конкретных функций управления машиностроительного предприятия:
1.Конструкторская подготовка производства.
2.Технологическая подготовка производства.
3.Управление основным производством (диспетчеризация).
4.Управление ремонтом и накладкой.
5.Управление энергохозяйством.
6.Управление качеством продукции.
7.Управление трудом и заработной платой.
8.Управление кадрами.
9.Подготовка кадров.
10. Управление материально-техническим снабжением.
11. Управление сбытом продукции.
12. Управление финансами и кредитом.
13. Управление капитальным строительством.
14. Организация и совершенствование управления.
15. Планирование производством.
16. Управление автоматизацией и механизацией.
17. Управление трудовой и технической безопасностью.
18. Автоматизированная система управления.
19. Управление социальным развитием коллектива.
20. Управление бухгалтерским учетом.
21. Управление изобретательством и рационализацией.
22. Управление общим делопроизводством.
Перечень конкретных функций зависит от специфики отрасли и предприятия. Именно они являются основой создания подразделений и служб на предприятии.
Согласно процессному подходу в управлении управленческий цикл включает четыре основных функции:
1) планирование, т.е. постановка цели развития объекта и разработка программы ее достижения
2) организация, то есть обеспечение достижения этой цели
3) мотивация, то есть стимулирование персонала на достижение цели
4) контроль, т.е. проверка и сопоставление состояния системы относительно заданных целей.
Чтобы связать эти функции в единый процесс, необходимы такие связующие элементы как:
- коммуникации;
- решения.
Кроме того, связующие элементы входят (сопоставляющими) в каждую основную функцию.
Контрольные вопросы
1. Объясните связь между этапами и стадиями процесса управления.
2. Какие свойства характерны для процесса управления?
3. Какие основные типы процессов управления различают?
4. Что является исходным пунктом управления?
5. Какие этапы выделяют при формировании цели управления?
6. Приведите примеры целей в соответствии с их классификацией по различным критериям.
7. Какие требования предъявляются к формированию целей управления?
8. Каковы функции процесса управления?
Тема 13. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1. Сущность и этапы стратегического планирования.
2. Определение миссии и цели организации.
3. Оценка внешней среды организации.
4. Выбор и реализация стратегии.
Планирование является важнейшей функцией управления. Планирование – это процесс практического воплощения стратегии. Он позволяет обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. Плановые решения связаны с прогнозированием, постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, стандартов деятельности в предстоящем периоде. В узком смысле планирование – это составление специальных документов – планов, которые определяют конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
По срокам выполнения планы делятся на:
· Долгосрочные (свыше 5-ти лет).
· Среднесрочные (от года до 5-ти лет).
· Краткосрочные (до года). Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные планы, которые могут составляться на сутки, неделю, месяц, квартал.
Производственное планирование. Объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели, задел, затраты, ресурсы.
Принципы планирования:
- Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом.
- Непрерывность. Планы постоянно уточняются и развиваются.
- Гибкость. Предполагается возможность корректировки или пересмотра ранее пересмотра ранее принятых решений.
- Координация и интеграция и плановой деятельности между различными подразделениями.
- Экономичность. Затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, полученного от его выполнением.
1. Сущность и этапы стратегического планирования
В современном достаточно суровом мире бизнеса ни одна организация не может достичь каких-либо серьезных успехов без планирования того, как она собирается это делать. И даже если организация не стремится к серьезным переменам и росту, то все равно необходимо постоянно обеспечивать изменения во внешней среде и реагировать на них. Адаптация организации к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса возможна при помощи разработки и реализации планов: стратегических, тактических, оперативных.
Функция планирования представляет собой «зонтик», под которым укрыты все остальные функции, которые создают условия для достижения организацией целей, определенных в планах. В планировании наиболее важное, определяющее место занимает стратегическое планирование, представляющее собой определенные действия и решения, ведущие к разработке стратегий, которые позволяют организации достичь своих целей. Стратегические планы позволяют организации взглянуть из будущего в настоящее, понять, что необходимо делать сегодня, чтобы реализовать желаемые цели в будущем, исходя из того, что внешнее окружение будет меняться.
Стратегическое планирование – составной элемент стратегического управления, это процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.
Процесс стратегического планирования является непрерывным и состоит из 8-и этапов: анализ внутренней среды, оценка внешней среды, выработка миссии, формирование целей организации, формулирование альтернативных вариантов, выбор наилучшего, реализация стратегии, оценка стратегии.
Стратегическое планирование представляет собой многоступенчатый процесс (см. рис. 14), в котором этапы логически вытекают один из другого. Однако существует и обратная связь, а, следовательно, и обратное влияние каждого этапа на другие. Это является особенностью стратегического планирования.
Рис. 14. Этапы стратегического планирования