Противообледенители воздухозаборников и ВНА
Носок воздухозаборника и ВНА компрессора двигателя обогреваются горячим воздухом, отбираемым от компрессора двигателя.
Обогрев ВСУ.
Для осуществления надежного запуска ВСУ.
Обогрев замков служебных дверей
Воздух на обогрев подается от системы кондиционирования через агрегат 513А или 1408Т с электромеханизмом МПК-13БТВ.
Обогрев аккумуляторов.
Предназначен для обогрева их на аэродроме зимой с целью обеспечения максимальной отдачи по емкости. Нагреватели в контейнерах.
Обогрев сливных насадков.
Предназначен для защиты от обледенения насадков, чтобы через них сливалась вода из центрального буфета - кухни и задних туалетов.
Обогрев ППД
(Приемников полного давления)
ППД-М оборудован электрообогревом, который питается постоянным током U=27В.
Противопожарная защита летательного аппарата
Применяется активная и пассивная противопожарная защита воздушного судна.
Конструктивные мероприятия при пассивной противопожарной защите воздушного судна:
- в гондолах двигателей и ВСУ во избежание скапливания горючих жидкостей (топлива, масла, гидражидкости..) сделаны отверстия для слива их в атмосферу;
- в зоне установки двигателя и ВСУ применена теплостойкая изоляция электрических проводов;
- все подвижные элементы и агрегаты соединены между собой металлизацией;
- в концевых частях крыла, стабилизаторе, шасси установлены антистатики и зарядосъемники для скапливания статического электричества и его разрядки в атмосферу;
- устанавливаются противопожарные перегородки;
- в трубопроводах устанавливаются перекрывные краны;
- невоспламеняющиеся материалы.
Системы пожаротушения
На борту ВС имеется большой запас топлива. По мере выработки топлива происходит его интенсивное испарение, в результате чего в над топливном объеме баков создается взрывоопасная топливно-воздушная газообразная смесь.
Установленное на борту оборудование с контактной коммутацией сетей, кислородные, масляные, топливные и другие системы, создается потенциальная возможность возникновения пожара в отсеках или взрыва топливных баков при работе этого оборудования. Серьезную опасность представляет возникновение искрения в местах ненадежной металлизации и при полетах в условиях грозовой деятельности.
При компоновке самолетов предусматривается создание автономных отсеков для размещения взрывоопасной аппаратуры, установка противопожарных и тепловых экранов, автоматических систем перекрытия топливных магистралей, обеспечение достаточной вентиляции отсеков и др.
Азотирование топлива, заполнение свободных объемов топливных баков нейтральным газом.
Азотирование это процесс насыщения топлива жидким азотом, в результате чего происходит вымораживание воды и уменьшение в нем концентрации кислорода и атмосферного воздуха. По мере выработки топлива азот заполняет над топливное пространство бака, вытесняя его пары и воздух через дренажную систему.
Применение систем нейтрального газа позволяет при создании избыточного давления над зеркалом топлива уменьшить интенсивность испарения, а образовавшиеся пары вытеснять через дренажную систему бака, предотвращая этим образование взрывоопасных смесей паров топлива и воздуха. В качестве нейтрального газа используется углекислый газ или азот.
Все самолеты оборудуются противопожарными системами, в состав которых входят сигнализирующие устройства и система тушения пожара.
На современных самолетах применяются системы сигнализации о повышении температуры среды и о пламени в защищаемых отсеках.
На рисунке показана электрическая схема системы сигнализации о повышении температуры среды в отсеках типа ССП.
В ее комплект входят несколько последовательно соединенных датчиков и исполнительный блок. Датчиками служат термопары,
При нагревании среды со скоростью, превышающей 2°С в секунду, что характеризует возможную опасность возникновения пожара, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила. Она, в свою очередь, вызывает появление тока в обмотке поляризованного реле P1. При их срабатывании замыкается цепь реле Р2, которое включает сигнальную лампочку Л или табло в сеть и подключает звуковой сигнал.
Для контроля работоспособности системы перед полетом предусмотрены реле РЗ и кнопка контроля К. При нажатии на нее срабатывает реле и подключает датчики к бортовой сети. Загорание лампочки или табло указывает готовность системы к действию.
Рис. Электрическая схе- Рис. Структурная схема системы
ма системы сигнализации сигнализации типа ИС:
1 — датчик; 2 — изолятор
Описанная система обладает инерционностью и подвержена возможности ложного срабатывания при облучении датчиков электромагнитными волнами или магнитным полем от установленного на борту оборудования. Поэтому их необходимо экранировать.)
На пассажирских самолетах система пожаротушения имеет 2—3 очереди, т. е. может функционировать 2—3 раза, причем первая очередь включается автоматически от системы сигнализации. В качестве огнегасящего вещества для тушения пожара вне кабины самолета применяется фреон-114В2.
Противопожарное оборудование обеспечивает:
-световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара;
-сигнализацию экипажу о возникновении пожара на ЛА;
-автоматическое управление пожаротушением при пожаре в любом пожароопасном отсеке;
-ручное управление пожаротушением;
-аварийное включение пожаротушения при аварийной посадке с убранным шасси;
-проверку исправности электроцепей системы сигнализации и тушения пожара.
К средствам обнаружения пожара относятся датчики, блоки управления,
блоки реле и т. п.
В системах пожарной сигнализации для обнаружения пожара применяются датчики, работающие на принципе:
-использования свойства биметаллической пружины изгибаться при изменении температуры окружающей среды (датчики типа ТИ, АД-155А-ЗК);
-использования термоэлектродвижущей силы, возникающей в датчиках при изменении температуры окружающей среды со скоростью, превышающей ско
рость изменения температуры в обычном рабочем режиме (датчики типа ДПС-1АГ, ДТБГ, ДТБ-2А, ДП-11 и др.).
Работающие на этих принципах датчики в системах сигнализации пожара (ССА-2А, ССП-7, ССП-ФК, 2С7К и др.) вырабатывают и выдают от систем обнаружения к элементам сигнализации в кабине экипажа, электрические сигналы о возникновении пожара в контролируемых отсеках. Одновременно сигналы поступают в систему пожаротушения, к аппаратуре речевой информации, в систему регистрации режимов полета.
К системе пожарной сигнализации относятся: мигающие красные табло
«Пожар», световые табло на панелях управления и сигнализации противопо
жарной системы, сигналы речевой информации, поступающие в телефоны членов экипажа.
Баллоны с огнегасящей смесью (УБЦ-16-5, УБШ-3-3, ОС-8М), системы (автоматической и ручной) включения огнетушителей, трубопроводов, устройств сигнализации саморазряда огнетушителей, электромагнитных кранов, распылительных коллекторов, аппаратуры управления огнегасящим составом.
Для ликвидации пожара в отдельных не пожарозащищенных отсеках используются переносные огнетушители, наполненные жидким фреоном (ОФ-7), фреон 114В2, хладон или углекислотой (ОУ).
На самолете имеются следующие ПП системы:
1. Система сигнализации пожара ССП-2А в мотогондолах и в отсеке ВСУ
2. Система сигнализации пожара ССП-12 в двигателях
З. Система нейтрального газа (Н.Г.)
4. Система обнаружения дыма в переднем и среднем багажниках
5. Переносные огнетушители типа ОУ и ОР1-2, ОР2-6.