Переносное кислородное оборудование
Стационарное кислородное оборудование состоит:
Кислородного баллона КБ-3 емкостью 92л при давлении 30кгс/см2.
Кислородные приборы КП-24М на рабочем месте каждого члена экипажа. С кислородной маской КМ-32АГ и индикатор потолка ИП.
Дымозащитные маски ЛП-2.
Переносное кислородное оборудование.
ВС оборудованы переносным кислородным оборудованием, предназначеным для питания кислородом бортпроводников и члена экипажа в разгерметизированной кабине, защиты органов дыхания и зрения члена экипажа и бортпроводников от дыма и токсических веществ, при тушении пожара в салонах или багажниках
Состоит из трех приборов КП-19 для экипажа и переносных приборов КП-21 для пассажиров.
Приборы КП-19 используются в комплекте с кислородной маской КМ-32 АГ или с дымозащитной маской ЛП-2.
Приборы КП-19 с баллонами вместимостью по 7,8л каждый, заряжен кислородом под давлением 30 кгс/см2.
Приборы КП-21 с баллонами вместимостью 1,7л, заряжены кислородом под давлением 30кгс/см2 используются в комплекте с кислородными масками КМ-15И.
Для перемещения по задымленной кабине используется кислородный блок БКП-2-2-210 и дымозащитную маску ДКМ-1, кислородный прибор КП -19 для экипажа и бортпроводников с лётным противогазом ЛП-2.
Дымозащитная кислородная маска ДКМ-1, которая используется при перемещении в задымлённой кабине и защиты органов зрения, дыхания от вредных воздействий дыма и токсичных газов, а также обеспечивает питание членов экипажа кислородом при «высоте» в кабине до 12 000м.
Дымозащитная маска ЛП-2 - для защиты органов дыхания, зрения и обеспечения питания кислородом в случае появления дыма в кабине на высотах
до 12000м. ЛП-2 эксплуатируется с кислородными приборами КП-24М или КП-19
и авиагарнитурой.
Кислородный прибор КП-24М
Прибор КП-24М предназначен для длительного питания кислородом членов экипажа при полетах в разгерметизированной кабине на высотах до 12000м. Он относится к группе стационарных кислородных приборов типа «Легочный автомат» с автоматической регулировки по высотам процентного содержания кислорода в газовой смеси.
Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей
(дымозащитное оборудование, дымозащитные шторы и др.).
Высотное снаряжение
Высотное снаряжение предназначено для обеспечения членов экипажа кислородом и защиты от низкого атмосферного давления при полете в герметизированной и разгерметизированной кабине, а также при аварийном покидании и снижении на парашюте с высот более 15 000 м. Совместно с кислородным оборудованием этим требованиям удовлетворяет индивидуальное высотное снаряжение в виде высотных компенсирующих костюмов в сочетании с кислородными масками при полетах не выше 18 000 м или гермошлемами и высотными скафандрами.
Применение гермошлема увеличивает безопасную высоту выполняемых полетов до 30—40 км и создает удобства для работы человека, одновременно предохраняя его голову при катапультировании.
Высотный компенсирующий костюм (ВКК), стационарный кислородный и парашютный приборы обычно объединяются в комплект кислородного оборудования типа ККО.
Воздух в ППК
Комплект кислородного оборудования типа ККО:
1-кислородный баллон; 2-зарядный штуцер; 3-редуктор; 4-стационарный прибор; 5-кислородный индикатор с манометром; 6-манометр давления кислорода в системе питания; 7-гермошлем; 8-высотный компенсирующий костюм; 9-регулятор перепада давлений; 10-ручка аварийного включения парашютного прибора; 11-парашютный прибор; 12-объединенный разъем; 13-автомат давления ППК; 14-фильтр.
Высотный компенсирующий костюм создает внешнее механическое обжатие тела человека, в результате чего облегчается процесс дыхания и кровообращения, а также исключает возникновение декомпрессионных расстройств в организме. Он представляет собой комбинезон, который застегивается быстроразъемными замками, а затем с помощью шнуров подгоняется по конфигурации тела человека. На внешней поверхности костюма смонтировано натяжное устройство в виде резиновых трубок, подключаемых к объединенному разъему.
В случае разгерметизации кабины на больших высотах вначале заполняется кислородом натяжное устройство костюма, а затем происходит подача кислорода с избыточным давлением под маску или гермошлем и как результат — механическое обжатие тела с противодавлением, по величине примерно равным давлению газа в легких.
При катапультировании заполнение натяжного устройства кислородом осуществляется из дополнительного баллончика парашютного прибора.
Комплексное решение вопроса защиты экипажей при длительных полетах в разгерметизированных кабинах и в случае аварийного покидания самолета обеспечивается с помощью высотных скафандров. Они фактически представляют собой индивидуальные герметические кабины.
Скафандр, в отличие от компенсирующего костюма, обеспечивает создание равномерного противодавления на тело человека при нагнетании воздуха под избыточным давлением. Допустимая высота и продолжительность полета в скафандре практически не ограничены. Кроме того, он защищает человека не только от вредного воздействия атмосферы больших высот, но и от перегрева или переохлаждения, а также предохраняет его от динамического удара встречного потока воздуха при катапультировании и служит средством спасения при приводнении.
Как и герметические кабины, скафандры подразделяются на атмосферные (вентиляционные) и автономные, а в зависимости от способа подачи кислорода для дыхания — на масочные и безмасочные.
В масочном скафандре кислород подается только под маску, в результате чего его расход меньший, чем при использовании безмасочного скафандра.
Поскольку выдыхаемые газы не попадают на остекление гермошлема, уменьшается его запотевание. Кроме того, в случае нарушения герметичности шлема имеется возможность продолжать полет с кислородной маской. Однако кислородная маска стесняет движение головы и раздражает кожу лица.
На рисунке показана схема питания масочного скафандра. Скафандр конструктивно состоит из герметичной оболочки, гермошлема и герметизированных перчаток и сапог.
Схема питания масочного вентиляционного скафандра:
1 - маска; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - шланг выдоха; 4 - трубки вентилирующей системы; 5 - регулятор давления; 6 - парашютный прибор; 7 - стационарный прибор; 8 - кислородный индикатор с манометром; 9 - указатель «высоты» в скафандре; 10 - указатель расхода воздуха; 11- сигнализатор опасной высоты; 12 - объединенный разъем; 13 - редуктор аварийной подачи воздуха; 14 - автомат включения аварийной подачи воздуха; 15 - автомат давления ППК; 16 -фильтр
Для обеспечения необходимой прочности, газонепроницаемости и озоностойкости оболочка в виде комбинезона изготовляется из прорезиненного синтетического материала. Алюминирование его наружной поверхности обеспечивает его защиту от механических повреждений и отражение тепловых лучей. Подвижность комбинезона в местах расположения суставов человека достигается мягкими шарнирами в виде гофров или специальными подшипниковыми сочленениями.
С целью обеспечения достаточного сектора обзора передней и боковых полусфер гермошлем снабжен прозрачным щитком с высокими механическими и оптическими свойствами.
Вентиляция внутреннего объема скафандра осуществляется воздухом из системы кондиционирования или от специальной системы вентиляции. Воздух по трубкам 4 поступает в различные места внутренней полости комбинезона, в перчатки и сапоги. Регулятор давления 5, оттарированный на заданный перепад давлений, предохраняет человека от случайного его повышения под оболочкой скафандра и при совместной работе с клапанами выпуска стравливает отработанный воздух. Этим обеспечивается его необходимый обмен. Кислород из стационарного прибора 7 поступает по шлангам через объединенный разъем 12 под маску 1. При аварийном покидании самолета питание человека кислородом обеспечивается из парашютного прибора 6.
Контроль работоспособности кислородной и воздушной систем питания осуществляется по кислородному индикатору 8, указателю «высоты» в скафандре 9 и указателю расхода воздуха 10.
Скафандры автономного типа обычно выполняются в безмасочном варианте и находят наиболее широкое применение в космонавтике.