Переносное кислородное оборудование

Стационарное кислородное оборудование состоит:

Кислородного баллона КБ-3 емкостью 92л при давлении 30кгс/см2.

Кислородные приборы КП-24М на рабочем месте каждого члена экипажа. С кислородной маской КМ-32АГ и индикатор потолка ИП.

Дымозащитные маски ЛП-2.

Переносное кислородное оборудование.

ВС оборудованы переносным кислородным оборудованием, предназначеным для питания кислородом бортпроводников и члена экипажа в разгерметизированной кабине, защиты органов дыхания и зрения члена экипажа и бортпроводников от дыма и токсических веществ, при тушении пожара в салонах или багажниках

Состоит из трех приборов КП-19 для экипажа и переносных приборов КП-21 для пассажиров.

Приборы КП-19 используются в комплекте с кислородной маской КМ-32 АГ или с дымозащитной маской ЛП-2.

Приборы КП-19 с баллонами вместимостью по 7,8л каждый, заряжен кислородом под давлением 30 кгс/см2.

Приборы КП-21 с баллонами вместимостью 1,7л, заряжены кислородом под давлением 30кгс/см2 используются в комплекте с кислородными масками КМ-15И.

Для перемещения по задымленной кабине используется кислородный блок БКП-2-2-210 и дымозащитную маску ДКМ-1, кислородный прибор КП -19 для экипажа и бортпроводников с лётным противогазом ЛП-2.

Дымозащитная кислородная маска ДКМ-1, которая используется при перемещении в задымлённой кабине и защиты органов зрения, дыхания от вредных воздействий дыма и токсичных газов, а также обеспечивает питание членов экипажа кислородом при «высоте» в кабине до 12 000м.

Дымозащитная маска ЛП-2 - для защиты органов дыхания, зрения и обеспечения питания кислородом в случае появления дыма в кабине на высотах

до 12000м. ЛП-2 эксплуатируется с кислородными приборами КП-24М или КП-19

и авиагарнитурой.

Кислородный прибор КП-24М

Прибор КП-24М предназначен для длительного питания кислородом членов экипажа при полетах в разгерметизированной кабине на высотах до 12000м. Он относится к группе стационарных кислородных приборов типа «Легочный автомат» с автоматической регулировки по высотам процентного содержания кислорода в газовой смеси.

Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей

(дымозащитное оборудование, дымозащитные шторы и др.).

Высотное снаряжение

Высотное снаряжение предназначено для обеспечения членов экипажа кислородом и защиты от низкого атмосферного давления при полете в герметизированной и разгерметизированной кабине, а также при аварийном покидании и снижении на парашюте с высот более 15 000 м. Совместно с кислородным оборудованием этим требованиям удовлетворяет индивидуальное высотное снаряжение в виде высотных компенсирующих костюмов в сочетании с кислородными масками при полетах не выше 18 000 м или гермошлемами и высотными скафандрами.

Применение гермошлема увеличивает безопасную высоту выполняемых полетов до 30—40 км и создает удобства для работы человека, одновременно предохраняя его голову при катапуль­тировании.

Высотный компенсирующий костюм (ВКК), стационарный кислородный и парашютный приборы обычно объединяются в комплект кислородного оборудования типа ККО.

Переносное кислородное оборудование - student2.ru

Воздух в ППК

Комплект кислородного оборудования типа ККО:

1-кислородный баллон; 2-зарядный штуцер; 3-редуктор; 4-стационарный прибор; 5-кислородный индикатор с манометром; 6-манометр давления кислорода в системе питания; 7-гермошлем; 8-высотный компенсирующий костюм; 9-регулятор перепада давлений; 10-ручка аварийного включения парашютного прибора; 11-парашютный прибор; 12-объединенный разъем; 13-автомат давления ППК; 14-фильтр.

Высотный компенсирующий костюм создает внешнее механи­ческое обжатие тела человека, в результате чего облегчается процесс дыхания и кровообращения, а также исключает возник­новение декомпрессионных расстройств в организме. Он пред­ставляет собой комбинезон, который застегивается быстроразъемными замками, а затем с помощью шнуров подгоняется по конфигурации тела человека. На внешней поверхности костюма смонтировано натяжное устройство в виде резиновых трубок, под­ключаемых к объединенному разъему.

В случае разгерметизации кабины на больших высотах вна­чале заполняется кислородом натяжное устройство костюма, а затем происходит подача кислорода с избыточным давлением под маску или гермошлем и как результат — механическое обжа­тие тела с противодавлением, по величине примерно равным давлению газа в легких.

При катапультировании заполнение натяжного устройства кислородом осуществляется из дополнительного баллончика па­рашютного прибора.

Комплексное решение вопроса защиты экипажей при длитель­ных полетах в разгерметизированных кабинах и в случае аварий­ного покидания самолета обеспечивается с помощью высотных скафандров. Они фактически представляют собой индивидуальные герметические кабины.

Скафандр, в отличие от компенсирующего костюма, обеспе­чивает создание равномерного противодавления на тело человека при нагнетании воздуха под избыточным давлением. Допустимая высота и продолжительность полета в скафандре практически не ограничены. Кроме того, он защищает человека не только от вред­ного воздействия атмосферы больших высот, но и от перегрева или переохлаждения, а также предохраняет его от динамического удара встречного потока воздуха при катапультировании и слу­жит средством спасения при приводнении.

Как и герметические кабины, скафандры подразделяются на атмосферные (вентиляционные) и автономные, а в зависимости от способа подачи кислорода для дыхания — на масочные и без­масочные.

В масочном скафандре кислород подается только под маску, в результате чего его расход меньший, чем при использовании безмасочного скафандра.

Поскольку выдыхаемые газы не попа­дают на остекление гермошлема, уменьшается его запотевание. Кроме того, в случае нарушения герметичности шлема имеется возможность продолжать полет с кислородной маской. Однако кислородная маска стесняет движение головы и раздражает кожу лица.

На рисунке показана схема питания масочного скафандра. Скафандр конструктивно состоит из герметичной оболочки, гермо­шлема и герметизированных перчаток и сапог.

Переносное кислородное оборудование - student2.ru

Схема питания масочного вентиляционного скафандра:

1 - маска; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - шланг выдоха; 4 - трубки вентилиру­ющей системы; 5 - регулятор давления; 6 - парашютный прибор; 7 - стационарный прибор; 8 - кислородный индикатор с манометром; 9 - указатель «высоты» в скафандре; 10 - указатель расхода воздуха; 11- сигнализатор опасной высоты; 12 - объединен­ный разъем; 13 - редуктор аварийной подачи воздуха; 14 - автомат включения ава­рийной подачи воздуха; 15 - автомат давления ППК; 16 -фильтр

Для обеспечения необходимой прочности, газонепроницаемости и озоностойкости оболочка в виде комбинезона изготовляется из прорезиненного синтетического материала. Алюминирование его наружной поверхности обеспечивает его защиту от механических повреждений и отражение тепловых лучей. Подвижность комби­незона в местах расположения суставов человека достигается мягкими шарнирами в виде гофров или специальными подшип­никовыми сочленениями.

С целью обеспечения достаточного сектора обзора передней и боковых полусфер гермошлем снабжен прозрачным щитком с высокими механическими и оптическими свойствами.

Вентиляция внутреннего объема скафандра осуществляется воздухом из системы кондиционирования или от специальной системы вентиляции. Воздух по трубкам 4 поступает в различные места внутренней полости комбинезона, в перчатки и сапоги. Регулятор давления 5, оттарированный на заданный перепад давле­ний, предохраняет человека от случайного его повышения под оболочкой скафандра и при совместной работе с клапанами вы­пуска стравливает отработанный воздух. Этим обеспечивается его необходимый обмен. Кислород из стационарного прибора 7 поступает по шлангам через объединенный разъем 12 под маску 1. При аварийном покидании самолета питание человека кислородом обеспечивается из парашютного прибора 6.

Контроль работоспособности кислородной и воздушной систем питания осуществляется по кислородному индикатору 8, указа­телю «высоты» в скафандре 9 и указателю расхода воздуха 10.

Скафандры автономного типа обычно выполняются в безмасоч­ном варианте и находят наиболее широкое применение в космо­навтике.

Наши рекомендации