Явление кислородного голодания
Процентное содержание кислорода в атмосферном воздухе можно считать практически неизменным на высотах до 20 км. Однако с увеличением высоты атмосферное давление падает, а вместе с ним уменьшается и парциальное давление кислорода.
При уменьшении парциального давления кислорода в легких процесс диффузии его через стенки альвеол затормаживается, что приводит к уменьшению насыщения крови кислородом. В этом случае наступает кислородное голодание.
Из физиологических исследований известно, что для насыщения крови кислородом до 80—85% требуется, чтобы минимальное значение парциального давления кислорода в легких было равно 47— 50 мм рт. ст. Указанному давлению соответствует высота 4,5 км, которая является физиологическим пределом для полетов в открытых кабинах.
К кислородному голоданию особенно чувствительна центральная нервная система.
Кислородное голодание в человеческом организме проявляется по разному:
-ухудшается деятельность органов слуха и зрения;
-появляется головная боль, сонливость;
-уменьшается быстрота реакции;
-появляется тоскливое настроение, а иногда, наоборот, беспричинная веселость.
Длительное кислородное голодание приводит к обмороку и даже к смерти.
Интенсивность кислородного голодания усиливается при выполнении какой-либо работы и с увеличением высоты полета.
Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
При резком изменении атмосферного давления, например при быстром подъеме и спуске самолета, возникают специфические боли.
1.Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях
организма.
Резкие изменения давления в первую очередь вызывают болезненные реакции среднего уха. Полость среднего уха с наружной стороны отделена от атмосферы барабанной перепонкой. Выравнивание давления в самой полости среднего уха осуществляется через евстахиеву трубу, соединенную одним концом с носоглоткой. При подъеме самолета давление в полости среднего уха не успевает выравниваться с атмосферным и воздух давит изнутри на барабанную перепонку, вызывая боль. При снижении самолета барабанная перепонка подвергается давлению снаружи.
Боли в суставах и тканях организма.
При быстром подъеме в открытой кабине на высотах более 8 км у человека могут появиться боли в суставах и мышцах (явление аэроэмболизма). Указанное явление объясняется нарушением равновесия между парциальным давлением азота и других газов воздуха и концентрацией их в крови.
При парциальном давлении азота у земли, равном 600 мм рт. ст., в организме человека может раствориться около 1—1,5 л N2. С увеличением высоты полета падает парциальное давление азота, а следовательно, и его количество, способное раствориться в крови и тканях. Поэтому при быстром подъеме самолета (резком падении давления) излишек азота выделяется из крови и тканей в виде газовых пузырьков, которые оказывают механическое воздействие на ткани, кровеносные сосуды и т. д.
При медленном изменении давления азот диффундирует из крови в альвеолярный воздух.
При уменьшении давления воздушной среды, помимо кислородного голодания, возникает ряд расстройств в организме человека, называемых декомпрессионными заболеваниями. В открытой кабине на высотах более 8000 м или в герметической кабине, в которой режим давления среды соответствует этим высотам возникают боли в суставах и окружающих их тканях. В авиационной медицине это явление носит название аэроэмболизма.
Наряду с аэроэмболизмом при разгерметизации кабины и скафандра на высотах 19000 - 20000 м может возникнуть явление аэроэмфиземы - вздутия подкожных тканей. Его причиной является образование газовых пузырей между мышцами и кожным покровом.
Последствия аэроэмфиземы могут вызвать необратимые последствия структуры желудка, плевры, кровеносных сосудов и сердца.
Взрывная декомпрессия.
Декомпрессионный перепад происходит от повышенного давления к пониженном и наблюдается при подъёме на высот в самолёте без герметизации кабины или при разгерметизации кабины на больших высотах.
Компрессионный перепад происходит от пониженного давления к повышенному и наблюдается при снижении самолёта.
Резкое изменение давления воздуха, сопровождающееся болевыми явлениями, может иметь место не только при подъеме или снижении человека в открытой кабине, но также и при внезапной разгерметизации за время менее 2секунд. Подобное явление иногда называют взрывной декомпрессией.
Взрывная декомпрессия может привести к крайне тяжелым повреждениям внутренних органов пассажиров и экипажа.
Однако на больших высотах полета даже в тех случаях, когда при внезапной разгерметизации скорость изменения давления не создает непосредственной угрозы организму человека, появляются два чрезвычайно опасных обстоятельства:
-явление кислородного голодания, так как парциальное давление кислорода будет чрезвычайно низким;
-закипание воды, жидких сред, содержащихся в организме человека (на высотах более 19—20 км).