Радиоаппаратура самолетовождения
Радиоаппаратура самолетовождения обеспечивает:
- информацией аппаратуру пилотажно-навигационного комплекса при автоматическом полете самолета по маршруту, выполнение предпосадочного маневра и захода на посадку;
- с помощью приборов экипаж самолета необходимой информацией при автоматическом и ручном управлении самолетом.
В состав радиоаппаратуры СВЖ входят:
- автоматический радиокомпас АРК-15М;
- радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-2СА с антенно-фидерной системой (АФС) «Пион-НП-154»;
- радиотехническая система ближней навигации и посадки Курс МП-70;
- самолетный дальномер СД-75;
- допплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013;
- радиолокационная станция «Гроза М-154»;
- радиовысотомер малых высот РВ-5М;
- самолетный ответчик СО-72М.
Радиоаппаратура СВЖ обеспечивает:
- самолетовождение по приводным и широковещательным радиостанциям в пределах России и за рубежом, а также по радиомаякам международной системы ближней навигации VOR-ДМЕ;
- выполнение предпосадочного маневра и инструментальной посадки самолета по сигналам радиомаяков международной системы ILS и отечественной системы СП-50М, СП-70;
- индикацию полярных координат самолета при полетах в зонах действия радиомаяков отечественной системы ближней навигации РСБН;
- определение истинной путевой скорости и угла сноса самолета;
- наблюдение на экране индикатора РЛС «Гроза М» панорамы пролетаемой местности с целью навигационной ориентировки по характерным радиолокационным ориентирам и корректирование направления полета, а также наблюдение метеообстановки на экране индикатора впереди самолета и выявление среди облачности зоны опасных грозовых очагов и фронтов с целью определения возможности их обхода;
- определение истинной высоты полета;
- повышение безопасности и экономичности полетов, используя совместную работу самолетного ответчика СО-72М и наземные вторичные радиолокаторы аэродромов и трасс системы регулирования воздушным движением;
- определение государственной принадлежности ЛА.
Радиоаппаратура СВЖ размещена в отсеках самолета. Пульты управления, приборы индикации и элементы сигнализации установлены на рабочих местах членов экипажа.
Антенные устройства
Антенные устройства предназначены для излучения и приема электромагнитных волн. В зависимости от режима работы радиосистемы, устройства антенны могут быть передающими, приемными или приемопередающими.
В зависимости от назначения РЭО, диапазона рабочих частот на самолете применяются различные типы антенн. Электрическими параметрами антенны являются: диаграмма направленности, коэффициент направленного деиствия или эффективная поглощающая площадь для приемной антенны, коэффициент полезного действия и усиления, а также входное сопротивление. К конструктивным параметрам антенны относятся: тип фокусирующего элемента антенны (зеркало, линза и т.д.) и ее облучателя, главные размеры антенны, скорость вращения и сектор обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях, масса и наличие обтекателя.
Конкретные точки установки антенны относительно конструкции самолета будут определены для каждого изделия и устройства.
Антенные обтекатели
Антенны создают значительное аэродинамическое сопротивление, ухудшая летные характеристики ЛА. Поэтому на самолете антенны имеют либо обтекаемую форму, либо устанавливаются внутри фюзеляжа, киля и прикрываются диэлектрическими крышками.
Антенна РЛС «Гроза М» установлена в носовом отсеке фюзеляжа под специальным колпаком - обтекателем. В носовом отсеке также установлены антенны курсового и глиссадного радиоприемников системы Курс МП-70 и антенна передней полусферы АФС «Пион». Антенна задней полусферы АФС «Пион» установлена под колпаком обтекателя киля.
Конструкция обтекателя существенно влияет на параметры антенны и радиоустройство в целом, поэтому к обтекателям антенн предъявляются ряд специфических, механических и электрических требований
Радиоаппаратура связи
Система коротковолновой радиосвязи
В систему коротковолновой (KB) радиосвязи входят одна или две радиостанции «Микрон».
Радиостанция «Микрон»
Коротковолновая приемопередающая радиостанция «Микрон» предназначена для двусторонней радиотелефонной и радиотелеграфной дальней связи экипажа самолета с наземными службами аэропортов российских и международных авиалиний. Радиостанция имеет дистанционное управление и обеспечивает беспоисковое и бесподстроечное ведение связи. Она имеет 220 000 фиксированных частот связи с интервалом между соседними частотами через 100 Гц в диапазоне частот от 2 до 23,9999 МГц. Выбор любой частоты связи осуществляется с помощью шести ручек на пульте управления. Перестройка радиостанции производится автоматически автономными системами в каждом из приборов (блоков), а в выходном каскаде передатчика с помощью антенного согласующего устройства (АСУ) обеспечивается автоматическое согласование параметров антенны с волновым сопротивлением фидера.
Радиостанция обеспечивает следующие виды связи:
- ОМ - однополосную модуляцию на верхней боковой полосе с подавлением несущей;
- ОМН - однополосную модуляцию на верхней боковой полосе с ослабленной несущей;
- AM - амплитудную модуляцию несущей;
- AT - амплитудную телеграфию (при установке на самолете двух комплектов радиостанций);
- ЧТ - частотную телеграфию (в ГА России вид связи ЧТ не используется).
Радиостанция рассчитана для работы в условиях высоких самолетных шумов до 110 дБ и атмосферном давлении, соответствующем высоте 5 км. АСУ допускает работу на высоте до 15 км.