Измерение количества топлива и масла
Масса топлива на самолёте достигает 30—60% его взлетной массы, поэтому большое значение имеет результат измерения запаса топлива.
Приборы, измеряющие объемное или весовое количество топлива в баках, называются топливомерами.
Они обеспечивают:
-измерение массы топлива (масла), в отдельных баках или группах баков;
-измерение суммарной массы топлива, приходящегося на каждый двигатель, в крыле или самолете;
-автоматическое управление последовательностью выработки топлива из баков и последовательностью заправки баков топливом;
-автоматическое управление перекачкой топлива для поддержания центровки самолета;
-сигнализацию о наличии критического запаса топлива (масла)
на борту ЛА.
Методы измерения количества топлива (масла):
Весовой основан на непосредственном взвешивании бака с топливом
Гидростатический основан на зависимости гидростатического давления Р топлива от его уровня
Поплавковыйоснован на свойстве поплавка плавать на поверхности жидкости и перемещаться вертикально вместе с уровнем жидкости
Емкостнойоснован на зависимости емкости конденсатора Сх, помещенного в бак, от уровня и диэлектрических свойств топлива
Индуктивныйоснован на зависимости электрических потерь в катушке индуктивности, помещенной в топливо, от уровня топлива
Резистивныйоснован на зависимости сопротивления резистора Rx, помещенного в бак, от уровня топлива
Акустическийоснован на свойстве ультразвуковых колебаний отражаться от границы раздела двух сред
Радиоинтерференционный (ГВЧ - генератор высокой частоты) основан на использовании зависимости распределения напряжений и токов в длинной двухпроводной линии от степени заполнения ее топливом
Радиоизотопныйоснован на зависимости интенсивности излучения радиоизотопов при их прохождении через слой топлива
Шкалы указателей топливомеров градуируют в единицах объема (литрах) или в килограммах.
Для измерения количества топлива на самолетах служат поплавковые и емкостные топливомеры.
Поплавковые топливомеры.
Поплавковый топливомер состоит из датчика, расположенного в топливом баке, и указателя, который помещается на приборной доске самолета.
Датчик измеряет уровень топлива в баке и выдает результат измерения в виде электрического сигнала.
Усилителем служит электроизмерительный прибор, шкала которого отградуирована в единицах количества топлива.
Датчик состоит из поплавка, механической передачи и электрического преобразователя перемещений.
Электрический преобразователь перемещений в обоих вариантах выполнен в виде проволочного потенциометра.
Конструктивные схемы передачи перемещения
через герметичную стенку:
а — с разделительным сильфоном; б — с магнитной муфтой;
1 — поплавок; 2 — щетки потенциометра; 3 — потенциометр; 4 — сильфон; 5 — рычаг поплавка; б — поплавок; 7 — конические зубчатые колеса;. 8, 9 — магниты; 10 — щетка потенциометра; 11 — потенциометр; 12—немагнитная стенка
Указатель топливомера представляет собой логометр; рамки логометра включены в мостовую схему. Потенциометр датчика образует два плеча этого моста.
Топливомеры (масломеры) маркируют следующим образом: измеряющие запас бензина - БЭ, керосина - КЭ, масла - МЭ.
Топливная система ВС служит для размещения и хранения запаса топлива. Топливо находится в крыле, киле, фюзеляже. Топливные баки ВС имеют сложную форму.
Чтобы обеспечивать линейность статической характеристики бака, используют функциональный реостат, каркас которого имеет форму профиля, обусловленную конфигурацией бака, в котором устанавливается датчик. Это позволяет сделать шкалу указателя более равномерной.
Рычажно-поплавковые топливомеры и масломеры наряду с достоинствами (малый вес, простота устройства, дешевизна изготовления и др.) обладают рядом недостатков (невозможно замерить полный запас топлива в высоком узком баке, так как длина рычага поплавка, ограничивается поперечными размерами бака).
Рычажно-поплавковые топливомеры не позволяют:
-измерить массу топлива (масла);
-автоматизировать последовательность выработки топлива из баков и последовательность заправки баков топливом;
-автоматизировать перекачку топлива для поддержания центровки самолета, что особенно важно для ВС с большим количеством топливных баков.
Рычажно-поплавковый топливомер СКЭС-2027В
СКЭС-2027В предназначен для непрерывного дистанционного измерения и индикации запаса топлива раздельно в каждом баке, суммарного количества топлива, для включения сигнализации о критическом остатке топлива 300 л и о заполнении.
Принцип действия топливомера основан на изменении активного сопротивления реостатных датчиков при изменении уровня топлива в баках с последующим измерением этого сопротивления симметричным неуравновешенным мостом.
Рычажно-поплавковый масломер МЭС-1857В
МЭС-1857В предназначен для непрерывного дистанционного измерения и индикации запаса масла в маслобаках, выдачи сигнализации о критическом остатке масла 20 л.