Понятие профессии «менеджер». Роль менеджера в процессе управления.
Управление, как специфический вид деятельности, обособилось в ходе разделения и кооперации общественного труда.
По мере разделения труда в управлении и его специализации происходит относительное обособление конкретных видов управленческой деятельности.
Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующими факторами:
- неопределённость условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
- высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для подчинённого ему коллектива, а также для организации в целом;
- повышенная ответственность субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идёт об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но и (главным образом) моральной;
- положение, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчинённым;
- особые (повышенные) требования, предъявляемые к уровню профессионализма субъекта управления, к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
- наличие значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчинённого, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуация конфликта – гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
- высокая интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определённого психического напряжения и больших затрат энергии;
- определяющее влияние, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
- конкурентный характер взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
- уникальность управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то существуют и типовые, и стандартные ситуации. Неповторимость даже стандартной ситуации определяется уникальностью её участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для её разрешения.
Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); характер требований к психике человека.
Профессия (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность, profiteer – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.
Понятие профессии следует рассматривать в двух аспектах: с позиций общества и с позиций отдельного человека.
С позиций общества профессия – это исторически возникшие формы деятельности людей, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
С позиции конкретного человека профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда. Профессия имеет следующие аспекты: источник существования, средство самореализации, способ участия в жизни общества, образ жизни.
В обобщённом виде профессия – это сфера человеческой деятельности, имеющая специфичные средства, продукты и нормы труда. Труд– это осознанная целесообразная деятельность человека, которая осуществляется для удовлетворения его потребностей.
В каждом из видов труда присутствуют две стороны:
1) объект труда – это независящий от конкретного человека состав трудовой деятельности, включает в себя следующие характеристики: предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда. Объект труда определяется специалистами в данной области и выражается в системе правил и нормативных документах, квалификационных требованиях, в функциональных обязанностях, в должностных инструкциях;
2) субъект труда – это конкретных человек с определённым набором психологических характеристик, которые необходимы для усвоения и эффективного труда. К ним относятся профессионально важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворённость трудом, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления труда профессиональные способности, профессиональный тип мышления.
Основное содержание труда менеджера – управление, руководство людьми, что и является главной особенностью этой профессии.
По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек – человек».
По целям профессия менеджера – преобразующая, причём объектом преобразования выступает социальная реальность (различные её аспекты).
По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, при необходимости используются средства обработки информации – вычислительная и организационная техника.
По роли в процессе управления управленческий персонал подразделяют на:
· руководителей, которые принимают управленческие решения, несут ответственность за результаты работы возглавляемого ими коллектива, их труд самый сложный, преимущественно носит творческий характер;
· специалистов, которые выполняют конкретные функции управления, анализируют информацию, участвуют в подготовке и реализации управленческих решений, в их деятельности преобладают логические операции с элементами творческой деятельности;
· технические исполнители, осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, выполняют технические операции, часто повторяющиеся, более простые по исполнению, не требующие высокой квалификации.
В современной литературе все чаще как синоним понятия «руководитель», употребляется понятие «менеджер».
Менеджеры занимают центральное место в системе управления.
В любой организации имеются два типа менеджеров:
· линейные;
· функциональные.
К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (например: директор, начальник цеха, начальник участка, бригадир).
Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления (например: за маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д.).
По месту в иерархии управления менеджеры подразделяются на:
· менеджеров высшего звена;
· менеджеров среднего звена;
· менеджеров низшего звена.
Руководители низового звена – самая большая часть руководителей вообще (младшие начальники, руководители первого звена или операционные руководители). Это уровень управления, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). На этом уровне типичными должностями являются: производственный мастер, старшая медсестра, прораб, заведующий кафедрой, начальник бюро. Основная масса людей начинают управленческую карьеру в этом качестве. Они отвечают за эффективное использование выделенных им ресурсов и осуществляют контроль, за выполнением производственных заданий. Работа руководителей низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Наиболее показательной в этом плане является работа мастера, который около половины своего рабочего времени проводит в общении с людьми, основная часть этого времени приходится на общение с подчиненными, незначительная часть – с коллегами по работе и совсем малая - с вышестоящими руководителями.
Руководители среднего звена – вторая по численности часть руководителей. Этот уровень координирует и контролирует работу низового звена и выполняет в ряде организаций часть функций высшего звена по принятию решений. На этом уровне типичными должностями являются: начальники функциональных служб (отделов) в промышленных и строительных организациях, деканы в институтах, командные должности армейских офицеров (от лейтенанта до полковника). В больших организациях с шестью и более уровнями управления может быть настолько много руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. Если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Типичными должностями руководителей верхнего уровня среднего звена управления являются: главный экономист, главный технолог, главный конструктор, а низшего – начальник планово-экономического отдела, начальник конструкторского отдела. В целом руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят необходимую информацию для принятия решений руководителями высшего звена, затем трансформируют эти решения в удобную форму для руководителей низового звена. Вместе с тем в некоторых организациях на руководителей среднего звена – главных специалистов, возложена большая ответственность, что делает их работу похожей на работу руководителей высшего звена.
Руководители высшего звена– самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Этот уровень отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичными должностями руководителей высшего звена управления являются: председатель совета директоров, генеральный директор организации и его заместители. В среде государственных деятелей – это министры, а в армии – генералы. Личность руководителя высшего звена управления накладывает отпечаток на облик организации. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием, напряженным темпом работы, наиболее тесными связями с внешней средой.
Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. В этот период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их мест. И в то же время, пребывали в полной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.
С ростом образования и культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителей появилась новая роль – отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально-психологический климат, разрешающего межличностные конфликты, поддерживающего своих починенных на работе, а порой в повседневной жизни.
Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах вновь меняется его роль – он становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться не допустимо, а их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.
Современный менеджер организатор выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или ноу-хау.
В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
В научной литературе по руководству персоналом выделяют разное количество социальных ролей менеджера. Американский ученый В. Ансофф указывает четыре основных роли руководителя:
1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
3) роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, современный руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности 10 основных ролей: межличностные (символ власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев); информационные («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир); решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и «посредник»).
Таблица 2