Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе
Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе
Лебедева Л.А. Акпаева А.Б.
Учебное пособие для студентов
специальности 5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения»
Алматы 2010
ББК 74.26
Л 33
Лебедева Л.А., Акпаева А.Б.
Л 33 Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе: Учебное пособие – Алматы: Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, 2010. – 65с.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения». В пособии интегрированы три учебных предмета – Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе, методика обучения математике в малокомплектной начальной школе и методика обучения русскому языку в малокомплектной начальной школе. Пособие содержит краткое изложение теоретического материала, задания к практическим работам, задания для самостоятельной работы студентов, образцы планирования и конспектов уроков математики и русского языка в малокомплектной школе, образцы упражнений и заданий для учащихся малокомплектных школ, рекомендации по организации деятельности учащихся в условиях МКНШ, список литературы.
Оглавление
Предисловие 4
1 ЧАСТЬ. 5
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (МКНШ) 5
Тема № 1.Понятие МКНШ. Обзор развития малокомплектных школ. Современное
Состояние обучения в МКНШ. 5
Определение МКШ5
Обзор развития малокомплектных школ6
1.3 Особенности системы образования в Республике Казахстан. Социальные условия, влияющие на создание МКНШ. Современное состояние обучения в МКНШ.8
Тема 2. Особенности учебно-воспитательного процесса в МКНШ. 10
Учебно-воспитательный процесс в МКНШ и особенности его организации.10
Особенности организации педагогического процесса в начальной малокомплектной школе.15
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечением МКНШ.20
Тема 3 Планирование уроков в малокомплектной школе. 21
3.1 Особенности планирования обучения в МКНШ21
3.2 Календарное, четвертное, тематическое и поурочное планирование.26
Тема 4 Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения в
МКНШ. 32
Индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная работа.
Особенности их организации. 32
4.2 Работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Особенности их организации 34
М…лина 37
ЧАСТЬ 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 38
Тема 5. Урок–основная форма организации учебно-воспитательного процесса в
МКНШ 38
5.2 Виды расписаний уроков и особенности их составления. Варианты составления расписания в условиях МКН.42Тема 6. Формирование у учащихся МКШ навыков самостоятельной работы на уроках. 45
6.1. Организация самостоятельной работы на уроках в малокомплектной
Школы45
Тема 7. Учет и оценка знаний школьников МКНШ. 49
Особенности проведения учета знаний в условиях МКНШ49
Формы и виды контроля ЗУН в условиях МКНШ50
Литература 52
Дополнительная литература 53
Контрольные материалы 54
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету 54
Методика обучения математике в МКНШ 54
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету 56
Методика обучения русскому языку в МКНШ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Предисловие
Пособие разработано для студентов отделений ПМНО, для успешного усвоения курсов методики обучения математике в малокомплектной начальной школе и методики обучения русскому языку в малокомплектной начальной школе.
В пособии интегрированы три учебных предмета – Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе, методика обучения математике в малокомплектной начальной школе и методика обучения русскому языку в малокомплектной начальной школе. Это связано с тем, что специфика малокомплектной школы такова, что учитель начальных классов организует учебный процесс в совмещенных классах-комплектах и проводит уроки как однопредметные, так и разнопредметные, как однотемные, так и разнотемные. Это обусловливает необходимость учитывать особенности содержания школьного курса математики и русского языка начальной школы. Кроме того, имеется ряд характерных особенностей обучения в МКНШ, аналогичных для обучения любому предмету в начальных классах.
Пособие содержит краткое изложение теоретического материала, задания для практических работ и самостоятельной работы студентов, некоторые необходимые методические и дидактические материалы, а также список литературы для дополнительного чтения.
Цель изучения дисциплин, связанных с организацией обучения в условиях малокомплектной начальной школы – формирование у будущих учителей профессиональной компетентности, соответствующих знаний, умений и практических навыков в специфических условиях МКНШ.
В кратком теоретическом курсе даются понятия, определяющие сущность малокомплектной начальной школы, её специфику, цели и задачи, особенности организации учебного процесса в условиях совмещённых классов.
При выполнении практических заданий и заданий для самостоятельной работы студенты усваивают и отрабатывают дидактические приемы организации урока, умение правильно определить общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения с учётом конкретных условий определенного класса; умение планировать уроки для совмещенных классов в различных сочетаниях, проводить и анализировать уроки разных видов и типов.
ЧАСТЬ.
Определение МКШ
Для рассмотрения психолого-педагогических и частнометодических вопросов организации деятельности учителя и учеников в условиях малокомплектной школы, необходимо определить, что вкладывается в это понятие, какие условия влияют на возникновение и функционирование малокомплектной школы (МКШ), в частности малокомплектной начальной школы (МКНШ).
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА - средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении (что определяет специфику учебного процесса — значительный объём самостоятельной деятельности учащихся), в 5—11-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно. Малокомплектные школы существуют в большинстве стран. Распространены главным образом в сельской местности.
В СССР до начала 70-х гг. термин "Малокомплектная школа" применялся к начальной школе, в которой несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединялись в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Для малокомплектной школы разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся одного класса в то время, пока учитель занят с другим классом. В 70-е гг. в понятие "малокомплектная школа" стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В малонаселённых регионах Республики Казахстан удельный вес малокомплекной школы в структуре школьной сети постепенно возрастает. Малокомплектная школа становится одним из главных селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского хозяйства.
Малокомплектная школа (1,2,3, комплектная) (от лат. complector охватываю) - начальная школа, в которой учитель работает одновременно с несколькими классами.
Малокомплектная школа, как определено Законом Республики Казахстан "Об образовании" (от 07.06.2001 ст.1. п.23) - это общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными классами комплектами и со специфической формой организации занятий.
Важнейшей чертой сельской школы является малокомплектность, которая является устойчивой характерной чертой, пронизывающей начальную, среднюю и неполную среднюю школу. Недавняя традиция отказа от сохранения и развития таких школ сказалась и на результатах обучения и воспитания сельских школьников, и на уровне образованности и культуры сельского населения.
Сокращение контингента школьников приводит к исчезновению в школе параллельных классов, заметно сокращается педагогический коллектив, что затрудняет организационно-педагогическую работу с учителями.
Уменьшение контингента учащихся начальной школы села, или их изначально малое число в селе привело в свое время к так называемой “вертикальной интеграции” (Суворова Г.Ф.), т.е. к объединению двух или трех начальных классов в один класс-комплект. Так появились одно-двух-комплектные школы, которые стали называться МКШ.
Известно, что МКШ организуются в небольших населенных пунктах, где число учащихся, принимаемых в 1 класс, ниже нормы. Контингент учеников в них от 3 до 30 человек. Бывают 1,2,3-хкомплектная начальная школа.
Существенным признаком такой школы является наличие совмещенных классов и отличительная особенность состоит в том, что в одном учебном помещении занимаются учащиеся 1-4 классов.
Малый контингент МКШ дает еще одну особенность - отсутствие параллельных классов или полное отсутствие целых классов.
Наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения. Следовательно, принимая во внимание низкую, как правило, наполняемость обучающихся в I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школах по сложившейся практике учредитель может принять решение о создании меньшего количества I-IV классов, путем объединения обучающихся в один или два класса-комплекта.
Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем для улучшения условий работы неоднократно принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.
Вопросы к теме.
1. Дайте определение малокомплектной школы.
2. Опишите характерные признаки МКШ.
3. Перечислите этапы развития МКШ.
4. Охарактеризуйте социально-экономические факторы, влияющие на создание МКШ в РК.
5. Охарактеризуйте современное состояние развития МКШ в Республике Казахстан.
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечением МКНШ.
Специфика МКШ требует, чтобы учебные пособия способствовали управлению самостоятельной работой школьников. Но действующие учебники не обеспечивают нужный методический уровень самостоятельной работы при обучении младших школьников в МКШ. Поэтому учителя, методисты, научные работники высказывают предложение создать не только тетради и учебники для МКШ, но и УМК (Учебно-методический комплект), который отвечал бы специфике школ данного типа.
Кроме учебников и тетрадей в УМК должны войти: вкладыши с раздаточным материалом, для обеспечения игровой деятельности всех учащихся, таблица динамического характера, звукозаписи устных вычислений и математических диктантов, раздаточный материал игрового характера, транспаранты к графопроектору по обучению решению задач.
В настоящее время нет специальных пособий, разработанных для МКНШ. В советский период (с 1987г.) выпускалось рабочее место для учителя МКШ - стенка- шкаф с комбинированными классными досками, экранами, емкостями для хранения всего учебного оборудования со столом учителя (ТСО). Однако все эти пособия давно морально и физически устарели.
К оборудованию, специально предназначенного для МКШ в первую очередь относят простое лингафонное устройство, которое широко применяется для организации самостоятельной работы учащихся. Имеется положительный опыт использования различных средств наглядности, где усиливается управление самостоятельной работой школьников путем ее алгоритмизации, применение на уроках МКШ алгоритмов в виде демонстрационных таблиц, тетрадей-блокнотов с алгоритмами, справочников, учебных звукозаписей с алгоритмическими предписаниями.
Как показывает практика, многие учебные пособия для обычной школы могут быть приспособлены для МКШ. Прежде всего доска, переносная доска, наборное полотно, карточки для с дополнительными указаниями, небольшие по объему, но разнообразные по содержанию, задания можно давать с помощью магнитной доски, при демонстрации опытов и объемных пособии используют специальные подставки. Для экономии времени заранее вывешивают пособия и закрывают их. Многие учителя для демонстрации фильмов применяют занавески по высоте сидящих учеников. Все эти дополнения и изменения оборудования обеспечивают нормальные условия для организации учебно-воспитательного процесса в МКНШ.
Вопросы к теме.
1. Дайте характеристику положительным и отрицательным сторонам обучения в МКНШ. Назовите их причины.
2. Каковы особенности организации обучения первоклассников в условиях МКНШ.
3. С чем связаны проблемы организации учебно-воспитательного процесса в МКНШ? (назовите и проанализируйте причины их появления).
4. Расскажите о особенностях расчета штатов и оплате труда учителей 1-4 классов МКНШ.
5. Что представляет собой информационный фонд малокомплектной школы. Его назначение.
Тема 3 Планирование уроков в малокомплектной школе.
3.1 Особенности планирования обучения в МКНШ
В малокомплектной начальной школе условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса. В то время как ученики одного /или двух - в однокомплектной школе/класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, спрашивает, разъясняет очередное задание - занимается с учащимися другого класса.
Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся другого /или других/ и
обязательным компонентом урока в малокомплектной начальной школе. От
умения учителя чередовать занятия под своим руководством и самостоятельную работу во многом зависит успех урока. Относительно частые переходы от работы под руководством учителя к самостоятельной особенно необходимы в первом полугодии первого года обучения. Число этапов урока в 1-м классе может быть сокращено, в других же классах увеличено время на работу под вашим руководством. Необходимость разной организации уроков в малокомплектной школе в 1 и 2 полугодии очевидна.
При планировании работы с учениками очень важно предусмотреть:
- краткую проверку уровня знаний и усвоения программного материала;
- объяснение материала на основе самостоятельно проведенной ребятами
подготовки к усвоению новых знаний.
Содержание эффективной самостоятельной работы на уроке может включать:
- самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам
изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знаний на этом уроке;
- упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с
использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных
учебных заданий с элементами алгоритмизации;
- различные виды тренировочных упражнений с опорой в необходимых
случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а также с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.
Во всех случаях для правильной организации самостоятельной работы целесообразна подробная разработка учебных заданий, которые должны содержать, кроме формулировки самого задания, указания на рациональную
последовательность действий, выполняемых учениками. Учитывая, что темп самостоятельной работы у детей разный, рекомендуется предусмотреть и заранее записать на доске или на карточках резервные задания, которые справившиеся с самостоятельной работой ученики могут выполнять без особых напоминаний и указаний учителя.
При проведении урока нужно учесть, что в малокомплектных классах нужен иной стиль общения - более приветливый, семейный. Интонация, общее настроение и эмоциональный фон, на котором протекает разговор с детьми, доверительность, тщательный отбор слов - все это необходимые компоненты педагогического общения.
Особое внимание обратите на темп своей речи. При ускоренном темпе
сообщения учебная информация не воспринимается осознанно, а при низком - нерационально расходуется время урока. Оптимальным является темп речи
120-130 слов в минуту, это чуть ниже нормального темпа разговорной речи
/около 150 слов в минуту/.
В связи с тем, что нагрузка на учащихся в малых классах возрастает во
много раз, не следует злоупотреблять интенсивным опросом, т.к. он
сковывает мыслительную деятельность школьников, ведь им нелегко отвечать по многу раз на каждом из четырех-пяти уроков. Кроме того, непрерывный контроль ведет к мелочной опеке, лишает ребят самостоятельности, ведет к эмоциональной перегрузке, утомлению.
Приемы, предупреждающие утомляемость учеников:
- дидактические /использование и чередование различных видов деятельности на уроке - 7-9 видов в начальной школе, активные формы урока, проведение нестандартных уроков/;
- психологические /активизация различных видов внимания, мыслительных
операций, создание психологического комфорта в классе/;
- технические /физкультминутки, сокращение продолжительности урока до
35-40 минут, паузы до и после постановки вопроса, повторение важнейших мыслей, понижение или повышение голоса во время изложения материала с тем, чтобы усилить его эмоциональное воздействие.
Интересные данные по организационной структуре современного урока
полученыП.Урбетисом и В.Валентиновичюсом, которые изучили изменение
работоспособности школьников в ходе урока: с 1-й по 4-ю минуту урока ребята способны усвоить около 60% информации, с 5-й по 23-ю - около 80%, с 24-й по 34-ю - около 45-5-% и с 35-й до конца урока - до 6%.
В условиях малокомплектной школы между учителем и учеником легко возникает обратная связь, позволяющая оперативно изменять методику обучения, темп изложения учебного материала, регулировать сложность и объем учебных заданий. Однако такую диалоговую связь учителя и ученика ни в коем случае не стоит использовать для ежедневного выставления отметок, в этом случае отметка утратит свою роль.
В классах с малой наполняемостью за счет сокращения времени на организационный момент, на повторение и проверку домашнего задания, а
также на объяснение нового материала можно обеспечить усвоение учебного
материала в основном на уроке и в результате существенно сократить объем
домашнего задания. Особого внимания заслуживает организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах. Суть в следующем. Многие темы программ начального обучения повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводить одновременно во всех классах. При этом часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опытов, картин, таблиц и т.д., рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.
В учебном процессе малочисленной школы большую роль могут сыграть
экскурсии, если они хорошо организованы. Вот несколько рекомендаций по
проведению экскурсий:
1. Учебные экскурсии целесообразно проводить одновременно с учениками всех объединенных в комплект классов. В отдельных классах их можно проводить до изучения соответствующей темы, используя в последующем на уроках собранный учащимися материал и результаты их наблюдений.
2. Для рационального использования времени, отведенного на экскурсию, необходимо тщательно подготовить учеников к проведению наблюдений; провести наблюдения во всех объединенных классах по заданиям, оставленным отдельно для каждого класса; подвести итоги экскурсии на месте ее проведения.
3. Как и обычные уроки, экскурсия позволяет сочетать занятия с учителем /вступительная и обобщающая беседы, исправление ошибок/ и самостоятельную работу учеников /наблюдение по заданиям, сбор материалов/.
4. Результаты наблюдений рассматриваются отдельно в каждом классе в связи с изучаемым в них программным материалом.
Как составить план урока в малокомплектной школе?
План урока должен отражать его специфику. Поэтому в малокомплектной
школе удобнее пользоваться комплексным приемом поурочного планирования. Особенность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержанием учебных занятий в двух или нескольких классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы и т.д. В плане следует отразить содержание заданий для самостоятельной работы. Вопросы, задания, примеры, задачи из учебников переписывать нет необходимости, достаточно указать страницу учебника и номера заданий. Задания, подготовленные самим учителем, можно записать либо в план, либо на отдельные карточки, на которые в плане урока делается ссылка. В плане урока следует включить
дополнительный материал /вопросы, задания/, который может быть использован в беседе или дан ребятам, досрочно справившимся с основным заданием. В плане урока должны быть указаны учебные пособия, использованные на нем. Называйте их по мере использования на запланированных этапах урока. Большое значение имеет точное время начала и окончательное каждого этапа урока. Это поможет вам полнее реализовать задуманную организацию детей.
Объединение классов возможно проводить периодически или в некоторой системе для прохождения однотемных вопросов. Работа учителя основана на известных в дидактике принципах работы МКНШ и предусматривает:
· построение отдельных уроков или системы на однородном учебном материале;
· чередование работы учителя с классом и самостоятельной работы учащихся, причем не только внутри одного класса, но и совместной самостоятельной работы учащихся всех объединенных классов;
· использование групповой, парной форм организации работы учащихся на однородном учебном материале;
· использование методов взаимного обучения, позволяющих детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться передавать их;
· изменение сложившихся стереотипов общения в малочисленном классе, увеличения общения, в моделях «ученик-ученик», «ученик-группа».
Специфическая особенность урока в малокомплектной начальной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя-тремя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину или втрое меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени, в силу необходимости, отводит самостоятельной работе учащихся. Один из важнейших факторов дальнейшего совершенствования работы МКНШ улучшение организации и проведение самостоятельной работы учащихся.
Много зависит от правильного объединения классов в комплекты, от умелого планирования учебного процесса, методов работы, а главное - от содержания уроков.
Организация учебного процесса определяется следующими факторами: структурой комплекта (объединение классов для занятий с одним учителем), расписанием занятий, планированием уроков, организацией труда учителя в ходе уроков.
Целесообразно объединение в комплект разновозрастных классов, так как учитель сможет больше времени заниматься с младшими детьми (ученики старшего класса лучше подготовлены к выполнению самостоятельной работы) - особенно в начале учебного года. Возможно объединение учеников и смежных классов, есть возможность проводить периодически однотемные занятия. Сразу в 2-х смежных классах, используя незначительные различия возрастных особенностей детей и близость программных требований (особенно уроки русского языка, где линейно-концентрический принцип обучения). Подобная организация существенно облегчает деятельность учителя, повышает удельный вес занятий под руководством учителя, в общей учебной работе учеников каждого класса.
При составлении расписания важно учитывать особенности разных учебных предметов с точки зрения возможности организации самостоятельной работы детей на уроке. Поэтому традиционно при составлении расписания в МКНШ объединение уроков по таким предметам, один из которых дает больше, а другой меньше возможности для самостоятельной работы учеников.
На уроках русского языка, труда, ИЗО, отдельных уроках математики такая возможность представляется больше, чем на уроках литературы, познания мира.
Работоспособность учащихся на последних уроках снижается, поэтому, как правило, эти уроки используются для занятий физкультурой, трудом, рисованием и музыкой.
Все эти факторы следует учитывать при составлении расписания уроков.
3.2 Календарное, четвертное, тематическое и поурочное планирование.
Ни одно расписание не может рассматривать как идеальное, не подлежащее изменению в ходе работы. По ходу изучения программы может получиться так, что на первом уроке у учителя совпадает объяснение материала во всех 3-х классах. Учитель может пересмотреть сочетание уроков внутри этого дня, поставив, например, урок труда первым в одном из классов. Такая подобность может возникнуть и в дни контрольных работ, которые экономнее проводить одним уроком, например, в одном классе контрольный диктант, в двух других - контрольные работы по математике. Перестановка последовательности уроков внутри одного дня может понадобиться и для проведения однопредметных уроков.
При планировании уроков учитель в зависимости от его содержания и дидактических целей определяет время на подготовку учеников к усвоению нового материала, на его объяснение и закрепление. Особое внимание приобретает переход учителя от работы с одним классом к занятиям с другим, т.е. чередование самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя. Единой структуры не существует. Структура урока определяется числом, последовательностью и связями этапов.
На традиционных уроках это: момент, проверка домашнего задания, основное содержание, организационное завершение урока. На уроке развивающего обучения: постановка учебной задачи, нахождение способов решения задачи и контроль за найденным способом решения. Учитель, поработав с одним классом, должен переключиться на занятия с другим классом.
Необходимо учитывать, что для того, чтобы ученики не отвлекались от самостоятельного выполнения заданий, когда учитель занят другим классом, надо формировать у детей произвольное внимание (оно развито еще слабо у младших школьников), память.
При планировании уроков с несколькими классами, из которых один -четвертый, учителю необходимо выделить больше времени для занятий с четвероклассниками, так как сложность изучаемого материала обусловливает необходимость постоянного руководства, разъяснений и помощи учителя. Как в двухкомплектной, так и в однокомплектной школе выделяется больше времени на работу непосредственно с учителем: 1) в младших классах; 2) в тех классах, где выше трудность изучаемого или повторяемого материала.
Следует предусмотреть и заранее записать на доске или на карточках резервные задания, которые ученики должны выполнять без особых напоминаний после того, как справились с устной или самостоятельной письменной работой.
Особое внимание заслуживает организация и планирование однотемных уроков в объединенных классах. Так как многие темы в каждом классе повторяются (русский язык, познание мира) на разном уровне, есть возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводить одновременно во всех классах: при первом часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опыта, картин, таблиц, рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.
Возможны следующие варианты организации одновременных занятий учителя с несколькими классами:
1. Весь урок выделяется на коллективную работу учеников всех объединенных классов с учителем. В ходе общей беседы учитель ставит разные вопросы ученикам различных классов.
Общую часть урока составляют объяснение материала (постановка учебной задачи и нахождение способов решения задачи -- в развивающем обучении), беседа по наиболее важным вопросам темы и ее обобщение, а остальное время урока отводится на самостоятельную работу.
2. Широко могут применяться уроки по выполнению учениками объединенных классов одной и той же практической работы или одного и того же упражнения, но с дифференциацией заданий ученикам различных классов, а в некоторых случаях (труд, познание мира) с элементами разделения труда.
3. Уроки ИЗО, музыки и пения, физического воспитания и труда проводят, как правило, однотемные во всех объединенных классах.
В малокомплектной школе удобнее пользоваться не предметным, а комплексным приемом поурочного планирования.
Этапы урока 1. от... ч... мин 2. до... ч... мин | Тема, содержание и организация работы | |
1 класс | 3 класс | |
Пример организации урока в 1-3 классах, рекомендуемый для 2
полугодия.
Этапы | Время | Организация работы по классам | ||||
Работа с учителем. Проверка домашней работы. Объяснение задания для самостоятельной работы. | Самостоятельная работа. Самопроверка или взаимопроверка домашней работы. | |||||
Самостоятельная работа, тренировочные упражнения. | Объяснение нового материала, первичное | |||||
Работа с учителем. Проверка результатов | Самостоятельная работа. Первичное закрепление | |||||
работы. Обобщение. Задание для последующей работы. | (упражнения, составление задач по заданному числовому материалу). | |||||
Подведение итогов урока, задание на дом. | ||||||
Всего: Занятия с учителем. Самостоятельная работа. | ||||||
Технология составления календарного плана зависит от комплектации класса и от того, какой вид уроков избирает учитель для класса-комплекта. Если это разнопредметные уроки, то календарное планирование приближено к обычному. Если однопроедметные, то два и более календарных плана размещают параллельно, учитывая возможность проведения однотемных уроков или фрагментов уроков.
Например, для комплектации 1 и 2 классы можно составить планирование:
№ | Тема урока | Дата урока | |
1 класс | 2 класс | ||
1 четверть | |||
Вариант организации урока в 1-3 классах, рекомендуемый для 2 полугодия.
Этапы | Время | Организация работы по классам 1 2 3 | ||
Работа с учителем. Проверка домашней работы. Объяснение задания для самостоятельной работы. | Самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений (примеры и задачи) | Самостоятельная работа. Самопроверка или взаимопроверка домашней работы. | ||
Самостоятельная работа, тренировочные упражнения (примеры, задачи) | продолжение | Работа с учителем. Объяснение нового материала, первичное закрепление | ||
Работа с учителем. Проверка результатов работы. Обобщение. Задание для последующей работы | Самостоятельная работа. Работа с геометрическим материалом | Самостоятельная работа. Первичное закрепление (упражнения, составление задач по заданному числовому материалу) | ||
Самостоятельная работа. Составление и преобразование задач | Работа с учителем. Проверка результатов работы, обобщение и выводы по пройденному материалу | |||
Подведение итогов урока, задание на дом | ||||
Всего: Занятия с учителем Самостоятельная работа | 15 30 | 12 33 | 22 23 |
Есть много положительного в уроке МКШ: малое число учащихся создает реальную основу для эффективного управления учебно-познавательной деятельностью; позволяет иметь информацию о ходе учебной деятельности каждого ученика, на любом этапе обучения. Учитель МКШ в состоянии оценивать не только саму деятельность и ее результат, но ее отдельные действия и эффективность. Отсюда вытекает объективность оценок и контроля, а также возможность оказать своевременную помощь.
В условиях зачастую слабой подготовленности учащихся МКШ оперативная помощь может и отрицательно сказаться на эффективности процесса обучения, когда незаметно для учителя перерастает фактически в работу за него, диктовку каждого шага работы учащегося.
Очевидно, на начальных этапах изучения нового материала непосредственное руководство учителем действиями школьника желательно и полезно, но в дальнейшем, по мере усвоения материала учеником, это руководство должно уступить место опосредованному управлению и наконец самостоятельности ученика, либо по образцу, либо с переносом в новую ситуацию, либо к творческим заданиям.
В исследованиях Суворовой Г.Ф., Зайкина М.И., Фетискина Н.П. и др. выявлены особенности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке - основной форме организации процесса обучения. Авторы выделяют феномен гиперопёки, сверхконтроля деятельности учащихся со стороны учителя.
Внимание учителя к ученикам усиливается за счет многократного прямого контакта учитель-ученик в ходе урока. Возникает напряженная и несвойственная большим классам перенасыщенность педагогического общения учителя с каждым отдельным учеником, причем не на отдельных этапах, а на протяжении всего урока.
Контроль за ходом учебно-познавательной деятельности в МКШ приводит зачастую к негативным последствиям: пребыванию детей длительное время в состоянии готовности к ответу; возникновению стресса ожидания, чувства страха в результате этого, к эмоциональным и физическим перегрузкам.
Для МКШ характерно снижение “престижа” отметки. М.И.Зайкин называет следующие причины этого:
27. хотя школьная отметка важна для ученика, как отражающая достигнутый им уровень, обилие отметок снижает интерес к ней;
28. большая накопляемость текущих отметок снижает влияние каждой отдельной отметки на четвертную;
29. оценка, как средство утверждения в среде одноклассников больш<