Противопожарная защита самолета
На самолете имеются средства пассивной и активной борьбы с пожаром.
К пассивным средствам относятся:
- противопожарные перегородки и ряд других конструктивных решении, направленных на предотвращение возникновения пожара;
- термостойкие изоляции электрожгутов, антистатики и зарядосъемники;
-невоспламеняющиеся покрытия, пластики и красители, применяемые в отделке интерьера.
Противопожарное оборудование активного характера имеет в своем составе:
- систему сигнализации и пожаротушения гондол и отсека ВСУ;
- систему сигнализации появления дыма в переднем и среднем багажниках;
- систему нейтрального газа;
- огнетушители ручного применения,
Противопожарная система гондол и отсека ВСУ
Состав системы:
- 6 огнетушителей УБЦ-8-1 (с хладоном 114B2), разряжающиеся в 3 очереди, установлены в 5-ом техотсеке на постаменте;
- два блока 781100 электромагнитных распределительных кранов, по два крана в каждом блоке, установлены в районе шп, 74;
- система сигнализации ССП-2А
а) 63 датчика типа ДПС установлены по 18 штук в гондолах и 9 - в отсеке ВСУ;
б) 4 исполнительных блока БИ-2А 2-й серии, установлены в 5-ом техотсеке (шп. 68);
в) звуковая сигнализация - сирена C-1, световая сигнализация в виде 3-х табло "Пожар", 4-х ламп-кнопок адреса пожара, три желтых светосигнальных табло "Неисправность двигателей", три красных лампы в головках рычагов управления стоп-кранами;
- щиток управления противопожарной системы установлен на пульте бортинженера;
- концевой выключатель АМ-800К механизма аварийного включения системы установлен в нижней части фюзеляжа в районе шп, 42;
- электропитание система получает постоянным током от сети правого борта, автоматы защиты установлены на правой панели АЗС и в РК-27В задней правой.
Принцип работы системы
Система готова к работе, если:
- подключены источники постоянного тока;
- автоматы защиты системы ППЗ включены;
- выключатель "Питание" включен, ни одна лампа на щитке управления не горит;
- при нажатой кнопке "Контроль ламп" - горят вое лампы кроме 2-х ламп-кнопок сигнализации дыма.
Основная задала системы - как можно раньше распознать пожар и открыть перекрывной распределительный кран.
Управление кранами возможно в трех вариантах:
- автоматическом;
- ручном;
- аварийном.
Автоматическое управление обеспечивается по команде системы сигнализации ССП-2А. •
Когда в контролируемом отсеке температура достигнет 180-^00°С, градиент составит 2-4 град/с, по команде термодатчиков ДЛС. ЭДС которых составит 47-60 мВ. включаются:
- световая и звуковая сигнализация о пожаре;
- открывается и самоблокируется соответствующий горящему отсеку электрокран;
- разряжаются два баллона первой очереди и загорается их желтая лампа;
- горит красная лампа-кнопка, которая сигнализирует и адрес пожара, и открытое положение крана.
Действия экипажа (РЛЭ ,п.6.2.2):
- остановить загоревшийся двигатель;.
- доложить службе УВД;
- выключить автопилот и включить сигнал "Бедствие";
- выполнить требования НПП (см. пункт 4.5.3);
-вторую и третью очереди применить при необходимости и одновременно. Управление очередями ручное, желтые лампы над кнопками управления должны загораться;
-после ликвидации пожара, не ранее чем через 20с закрыть перекрывной кран. Для этого: выключить и вновь включить выключатель "Питание";
-если пожар не будет ликвидирован - произвести немедленно посадку на сушу (воду), см. п.6.7 и п.6.8, РЛЭ;
-после вынужденной посадки принять меры по эвакуации пассажиров .
Ручное управление электрокранами обеспечивается путем нажатия красных ламп-кнопок.
Если пожар определен по внешним признакам, а первая очередь не сработала, т.е. кран не открылся, то бортинженер обязан доложить командиру ВС о пожаре и нажать соответствующую горящему отсеку лампу -кнопку.
При этом открывается и самоблокируется электромагнитный распределительный кран, разряжаются баллоны первой очиреди, загораются красная лампа-кнопка "Кран открыт" и желтая ламта "1 очередь разряжена".
Дальнейшие действия экипажа совпадают с действиями при автоматическом открытии крана (РЛЭ,п. 6.2.2).
Аварийное открытие кранов гондол двигателей произойдет по команде ВК аварийной посадки. При этом все баллоны разряжаются одновременно в гондолы двигателей. На щитке управления горят желтые лампы "Очереди разряжены".
Система нейтрального газа
Система предназначена для ликвидации взрыва баков №1 и №4 путем заполнения их надтопливных пространств углекислотой. Три баллона ОСУ-5 установлены во 2-ом техотсеке (шп. 19). Там . же на правом борту - сигнальный диск саморазряда баллонов.
Перед вынужденной посадкой на сушу и воду (не ранее чем за 10 мин. но не позже чем за 3 мин) необходимо включить выключатель подачи нейтрального газа на щитке ППЗ. Сработают пиропатроны и баллоны разряжаются: один баллон в бак М и два баллона в бак М. На щитке управления горит желтая лампа рядом с выключателем управления.
Примечание. В случае приводнения бортинженер дополнительно вручную открывает краны гондол двигателей путем нажатия их ламп-кнопок.