ЛК-2 (линейный контактор № 2).
Катушка находится на 5 проводе.
Блок-контакты: 7, 20, 35 проводах.
Силовой контакт ЛК-2 находится рядом с правым (-) токоприёмником и служит для подключения к нему высоковольтной цепи тягового двигателя.
При включении катушки ЛК-2 по 5 проводу, блок-контакт ЛК-2 по 7 проводу замыкается и подключает катушку реле времени (РВ). На 20 проводе блок-контакт ЛК-2 размыкается и повторно отключает катушку Т. На 35 проводе блок-контакт ЛК-2 размыкается и отключает тормозной контур серводвигателя.
ЛК-3 (линейный контактор № 3).
Катушка находится на 8 проводе.
Блок-контакты: 20, 25 проводах.
Силовой контакт ЛК-3 находится над блоком пуско-тормозных сопротивлений Р12 и Р21.
При включении катушки ЛК-3 на 8 проводе, блок-контакт ЛК-3 по 20 проводу размыкается и в третий раз отключает питание катушки Т. По 25 проводу блок-контакт ЛК-3 замыкается и подаёт питание на обмотку якоря серводвигателя.
Контактор «Р» (контактор рабочий).
Катушка Р находится на 17 проводе цепи управления и включается только на 13 позиции вала ГРК. Низковольтных контактов нет (то есть в цепи управления никаких действий не производит). Силовой контакт Р находится над пусковыми сопротивлениями, перед сериесной обмоткой тягового двигателя.
Когда вал ГРК проворачивается с 13 по 18 позицию, то на 17 проводе цепи управления замыкается контакт РК 13 – 18 и катушка Р получает питание. Её силовой контакт замыкается и окончательно выводит блок пусковых сопротивлений из цепи якоря и сериесной обмотки тягового двигателя. Сила тока при этом повышается и в конце позиции «ХА-1» троллейбус набирает скорость до 45 км/ч. Если в цепи управления катушка Р отключится, то силовой контакт Р разомкнётся и сопротивления вводятся обратно в цепь.
Контактор «Т» (контактор тормозной).
Катушка Т находится по 20 проводу цепи управления, а его блок-контакты расположены на 5, 18 проводах. Силовой контакт Т находится над обмоткой якоря тягового двигателя и создаёт на нём тормозной контур.
Если катушка Т в цепи управления получает питание, то её блок-контакт на 5 проводе размыкается и отключает питание катушки ЛК-1 и ЛК-2, их силовые контакты размыкаются и отключают обмотку якоря и сериесную обмотку тягового двигателя от контактной сети.
По 18 проводу блок-контакт Т замыкается и включается питание катушки Ш1, её силовой контакт замыкается и подключает шунтовую обмотку тягового двигателя. Силовой контакт Т замыкается и ТЭД переходит в режим генератора (на троллейбусе создаётся электродинамическое торможение). Тяговый двигатель отключен, но по инерции его якорь продолжает вращаться. Таким образом если в обмотках якоря создать тормозной контур, то на витках этих обмоток самопроизвольно возникает электрический ток, с направлением противоположным разгонному – тормозящий эффект, который замедляет вращение якоря.
КПД-110.
По строению схож с КПД-113, так как состоит из низковольтной катушки, которая крепится к основанию на стойке. Сверху над ней находится якорь, поджатый отключающей пружиной. На якоре через изоляцию установлен подвижный высоковольтный контакт, который подсоединён к выходной клемме шунтом. Под ним находится неподвижный высоковольтный контакт, установленный на скобе высоковольтной катушки. Катушка подсоединена к входной клемме, а поверх катушки и высоковольтных контактов закреплена дугогасительная камера.
Принцип действия.
Аналогичен КПД-113.
На троллейбусе контактор КПД-110 применяется в качестве контакторов Ш1, Ш2, Ш3, КДК.
Ш1.
Катушка Ш1 находится на 18 проводе цепи управления. Блок-контактов нет (то есть в цепи управления никаких действий не производит). Силовой контакт Ш1 замыкается и выводятся тормозные сопротивления Р15 и Р16 из шунтовой обмотки тягового двигателя. Сила тока возростает и скорость вращения якоря ТЭД замедляется.
Ш2.
Катушка Ш2 находится на 21 проводе цепи управления. Блок-контактов нет (то есть в цепи управления никаких действий не производит). Силовой контакт Ш2 замыкается и выводятся тормозные сопротивления Р14 из шунтовой обмотки тягового двигателя. Сила тока возростает еще сильнее и скорость вращения якоря ТЭД замедляется быстрее.
Ш3.
Катушка Ш3 находится на 20 (43А) проводе цепи управления. Блок-контактов нет (то есть в цепи управления никаких действий не производит). Силовой контакт Ш3 находится рядом с левым (+) токоприёмником.
Если катушка Ш3 получит питание, её силовой контакт замкнётся и подключит шунтовую обмотку тягового двигателя на тормозных позициях контроллера водителя.
КДК (контактор двигателя компрессора).
Катушка КДК находится на 37 проводе цепи управления. Блок-контактов нет (то есть в цепи управления никаких действий не производит). Силовой контакт КДК находится перед обмоткой якоря двигателя компрессора.
Чтобы в цепи управления включилась катушка КДК и следовательно компрессор, водитель должен в кабине на низковольтной панели включить тумблер ВУК и высоковольтный выключатель ВВЦ-3, при замкнутых контактах АК (автомата компрессора) ток по 37 проводу поступает на катушку КДК, силовой контакт её замыкается. Поэтому ток с левого (+) токоприёмника идёт через предохранитель ПП-6 (30 А) на двигатель компрессора и затем через ВВЦ-3 уходит на правый (-) токоприёмник. Компрессор работает до тех пор пока контакты АК по 37 проводу цепи управления не разомкнутся и катушка КДК не отключится.
Реле.
Электромагнитный аппарат, который состоит из управляющей катушки, установленной на основании в вертикальном положении. Сверху над катушкой имеется подвижный якорь подтянутый пружиной, которая стремиться якорь отжимать от катушки. На якоре с противоположной стороны от катушки имеются блок-контакты, которые являются подвижными, а к рамке основания реле крепятся неподвижные блок-контакты. При выключенной катушки одни блок-контакты нормально замкнутые, а другие нормально разомкнутые и находятся в цепи управления.
Управляющая катушка реле может быть изготовлена из медной проволоки, они являются низковольтными и находятся в цепи управления. Высоковольтная катушка изготовлена из толстой медной шины и находятся в силовой цепи.
Реле делятся на реле-управления и реле-защиты. В отличие от контакторов реле неимеют силовых контактов, поэтому выполняют переключения только в цепи управления.
Принцип действия.
1. Если катушка реле выключена, то блок-контакты находятся в том положении, как и на схеме цепи управления.
2. Если катушка реле получила питание, то её блок-контакты переключаются, так как реле включилось.
РТ (реле тока).
Имеет высоковольтную катушку, которая находится в силовой цепи сразу же за силовым контактом ЛК-1. Блок-контакт РТ находится на 5 проводе цепи управления и в выключенном положении он нормально замкнут. Реле регулируется на силу тока - 450 А.
Принцип действия.
Если ток в силовой цепи и на катушке РТ неболее 450 А, то реле будет оставаться выключенным и его блок-контакт на 5 проводе цепи управления будет замкнут, следовательно катушки ЛК-1 и ЛК-2 будут получать питание, их силовые контакты будут замкнуты и ток с левого (+) токоприёмника будет проходить через тяговый двигатель на правый (-) токоприёмник.
Если в силовой цепи ток превысит 450 А, то РТ включается, а его блок-контакт на 5 проводе разомкнётся и отключит катушки ЛК-1 и ЛК-2, их силовые контакты разомкнутся и тяговый двигатель отключится от контактной сети.
Токи большой величины бывают при перегрузки или короткого замыкания. На троллейбусе такое может случится если быстро переключаться между позициями КВ. Одновременно с включением РТ может выбивать АВ, в этом случае водитель может включить обратно АВ и попытаться повторить пуск и страгивание с места троллейбуса снова, но более плавным образом. Если же ситуация повторяется неоднократно, то дальнейшая работа на таком троллейбусе считается небезопасной и требует буксировки его в депо.
РН (реле напряжения).
Защищает силовую цепь от низких значений напряжения (менее 380 В). У реле напряжения две высоковольтных катушки: РН 1 находится в силовой цепи вспомогательного двигателя (ДВ), а РН 2 находится в силовой цепи сериесной обмотки тягового двигателя. Низковольтные блок-контакты РН находятся на 5 и 44 проводах.
Принцип действия.
Прежде всего реле напряжения водитель включает в кабине тумблерами ВУ 1 и ВУ 2. При этом по 44 проводу получает питание зуммер, далее водитель включает ВВЦ-1 и ВВЦ-2 чтобы ток с левого (+) токоприёмника прошел на вспомогательный двигатель и параллельно ему по катушки РН 1, затем ток уходит на правый (-) токоприёмник. Таким образом вспомогательный двигатель работает, а реле напряжения может включиться.
Если напряжение более 380 В, то реле напряжения включается, его блок-контакт на 5 проводе замыкается и ток поступает на катушки ЛК-1 и ЛК-2, их силовые контакты замыкаются и подключают тяговый двигатель к контактной сети. По 44 проводу блок-контакт РН размыкается и зуммер перестаёт звенеть.
Если напряжение менее 380 В (или 0), то реле напряжения выключено и тогда его блок-контакты находятся в положении как нарисованы по схеме. На 5 проводе блок-контакт РН разомкнут и катушки ЛК-1 и ЛК-2 выключены, их силовые контакты разомкнуты и тяговый двигатель отключен. По 44 проводу блок-контакт РН замкнутый и зуммер в этом случае звенит. Так же в кабине на пульте водителя имеется сигнальная лампочка, которая включается вместе с зуммером, если реле напряжения выключилось из-за неполадки самого троллейбуса.
Неисправности.
В случае когда реле напряжения выключилось:
1. В контактной сети напряжение упало ниже 380 В (или 0).
2. Сход или поломка штанги.
3. Троллейбус заехал на изоляционный участок контактной сети.
4. Произошел обрыв контактного провода.
5. Перегорел предохранитель ПП 1 (10 А).
6. Нет электрического контакты в ВВЦ-1 и ВВЦ-2.
СР (стоп-реле).
Служит для остановки вала ГРК на фиксированных позициях: 1, 15, 17, 18. Катушка стоп-реле находится на 27 проводе цепи управления и так же может получать питание по 40 и 41 проводам. Блок-контакты СР находятся в цепи якоря серводвигателя (СД), по 25 проводу блок-контакт СР (пусковой) нормально замкнутый, а по 37 проводу блок-контакт СР (тормозящий) нормально разомкнутый, он включает тормозной контур серводвигателя.
Если по одному из проводов (27, 40, 41) катушка СР получает питание, то стоп-реле включается, а его блок-контакты переключаются. По 25 проводу блок-контакт СР (пусковой) размыкается и отключает серводвигатель, а по 37 проводу блок-контакт СР (тормозящий) замыкается и создаёт тормозной контур серводвигателя, который останавливается и останавливает вал ГРК на фиксированных позициях (1, 15, 17, 18).