Групповой реостатный контроллер (ГРК).
Служит для вывода пусковых сопротивлений, в результате чего троллейбус увеличивает скорость.
Находится слева по ходу движения, закрыт защитным ящиком. Состоит из трёх боковин соединённых уголками и рейками. Через боковины проходит вал, установленный в подшипниках, на котором имеются пластмассовые профилированные шайбы. Средняя боковина делит ГРК на две части, в одной установлены 12 высоковольтных кулачковых элементов. В силовой цепи они обозначаются как РК и пронумерованы 1- 12 по порядку, за исключением РК 6. С помощью них ГРК выводит сопротивления поблочно.
Во второй части имеются 9 низковольтных кулачковых элемента, которые производят переключения в цепи управления. Они имеют то же обозначение РК, а их числа – это позиции, на которых контакт будет замкнут.
Например:
РК 1 – контакт будет замкнут, только когда вал ГРК находится в первой позиции и разомкнётся на остальных позициях.
Таким образом у вала ГРК есть 1, 15, 17, 18 фиксированная позиция. Приводом вала ГРК является серводвигатель (СД), представлен в виде низковольтного двигателя, установленного на боковине и через двухступенчатый редуктор, передаёт свое вращения на вал ГРК. Имеет две обмотки возбуждения, одна заставляет вал ГРК проворачиваться с первой на последующие позиции и называется «Вперёд», а другая заставляет вал вернуться обратно с любой позиции на первую и называется «Назад». Серводвигатель включается в цепи управления по следующим проводам:
- обмотка якоря по 25 проводу.
- обмотка возбуждения «Вперёд» по 24 проводу.
- обмотка возбуждения «Назад» по 31 проводу.
Принцип действия.
Позиция «М».
Когда ГРК подключен, а пусковая педаль не нажата, то его вал стоит на первой позиции. Если пусковая педаль нажата на маневровую позицию, то кулачковый элемент КВ (1-3) по 31 проводу будет разомкнут. Серводвигатель питание не получает, а вал ГРК находится на первой позиции. Таким образом, по схеме цепи управления видно, что ГРК включится только если контакт КВ (1-3) по 31 проводу будет замкнут.
Позиция «ХА-1».
При нажатии на пусковую педаль до первой ходовой позиции, кулачковый элемент КВ (1-3) замкнётся, при этом ток с аккумуляторной батареи поступает через замкнутый контакт ЛК-3 по 25 проводу на обмотку якоря серводвигателя. Одновременно по 24 проводу, через замкнутый контакт ЛК-1 ток поступает на обмотку возбуждения «Вперёд». При этом серводвигатель начинает работать и проворачивает вал ГРК с первой на последующие позиции. Пока вал ГРК проворачивается со 2 по 15 позицию, в силовой цепи замыкаются контакты с РК 1 по РК 10, кроме РК 6. Таким образом в силовой цепи выводятся блоки пусковых сопротивлений с Р 1 по Р 7, а троллейбус набирает скорость до 40 км/ч.
Когда вал ГРК дойдёт до 15 позиции включится стоп-реле (СР), которое так же находится на боковине ГРК, выключит серводвигатель и остановит вал ГРК на 15 позиции, а на пульте водителя загорится лампочка 15 позиции (Л 43).
Позиция «ХА-2».
При нажатии пусковой педали до второй ходовой позиции, выключается стоп-реле, а серводвигатель снова получает питание и будет проворачивать вал ГРК с 15 по 17 позицию. В силовой цепи замкнутся контакты РК 6 и РК 11 и будет выведены блоки пусковых сопротивлений Р 20 и Р 22. Сила тока на тяговом электродвигателе увеличивается и троллейбус набирает скорость до 55 км/ч. Вал ГРК дойдя до 17 позиции, включится стоп-реле, серводвигатель выключится, а на пульте водителя загорится лампочка 17 позиции (Л 42).
Позиция «ХА-3».
При нажатии пусковой педали до третьей ходовой позиции, стоп-реле выключается и серводвигатель получает питание, вал ГРК проворачивается до 18 позиции. В силовой цепи замыкается контакт РК 12 и выводятся блоки пусковых сопротивлений Р 19 и Р 22. Троллейбус набирает максимальную скорость до 65 км/ч и на этом дальнейший разгон будет прекращён. Когда вал ГРК дойдёт до 18 позиции, включится стоп-реле и выключит серводвигатель, а вал ГРК остановится на 18 позиции. На пульте водителя загорится лампочка 18 позиции (Л 41).
Возврат вала ГРК на первую позицию.
При отпуске пусковой педали выключаются все кулачковые элементы контроллера водителя, в том числе и КВ (1-3) по 31 проводу, соответственно контакт ЛК-3 разомкнётся и серводвигатель выключится, но контакт РК 2- 18 по 24 проводу будет замкнут, пока вал ГРК не вернётся на первую позицию. По 31 проводу ток поступает на обмотку возбуждения «Назад», а так же на обмотку якоря серводвигателя, который вращает вал ГРК в противоположном направлении до первой позиции.
При этом в силовой цепи ничего не происходит, а когда вал ГРК дойдёт до первой позиции, контакт РК 2-18 разомкнётся и выключит обмотку возбуждения «Назад», по 35 проводу замкнётся контакт РК 1, серводвигатель отключится и остановит вал ГРК на первой позиции.
Таким образом при отпуске водителем пусковой педали, вал ГРК гарантировано должен вернуться на первую позицию, только при этом условии контакт РК 1 по 5 проводу замкнётся и этот провод будет готов снова подключить к работе катушки ЛК-1 и ЛК-2, в результате чего тяговый электродвигатель, в силовой цепи, получит питание.