Номинальные режимы работы электроприводов
Режимы работы электроприводов отличаются многообразием по длительности, характеру изменения нагрузки, ее величине, условиям охлаждения и др. Характер нагрева двигателя позволяет выделить характерные режимы работы электроприводов.
Действующим ГОСТом предусматриваются восемь номинальных режимов, которые в соответствии с международной классификацией имеют условные обозначения S1 – S8. Ниже приведена краткая характеристика этих режимов:
S1-продолжительный номинальный режим работы электрической машины при неизменной нагрузке, продолжающейся до тех пор, пока превышения температуры всех частей электрической машины достигнут установившихся значений (рис. 1.4, а). Длительность рабочего периода , длительность паузы роли не играет. В продолжительном режиме работают двигатели насосов, воздуходувок, компрессоров, конвейеров, непрерывных станов и т. п.;
S2 - кратковременный номинальный режим работы, при котором период неизменной номинальной нагрузки чередуется с периодом отключения машины; при этом периоды нагрузки не настолько длительны, чтобы превышения температуры машины могли достигнуть установившихся значений ( ), а периоды остановки настолько длительны ( ), что все части ее охлаждаются до температуры окружающей среды (рис. 1.4, б). Для кратковременного режима работы рекомендуется продолжительность рабочего периода 15, 30, 60, 90 мин. В кратковременном режиме работают электродвигатели подъема и поворота свода печи, приводов заслонок, задвижек, механизма наклона печей, поворота конвертера и т. п.;
S
3 - повторно-кратковременный номинальный режим работы (рис. 1.4, в), при котором кратковременные периоды неизменной номинальной нагрузки (рабочие периоды) чередуются с периодами отключения машины (паузами), причем как рабочие периоды, так и паузы не настолько длительны, чтобы превышения температуры частей машины могли достигнуть установившихся значений. При повторно-кратковременном режиме продолжительность цикла не превышает 10 мин. Повторно-кратковременный режим характеризуется относительной продолжительностью включения ПВ %
,
где , , —соответственно время работы, паузы и цикла. Нормируемые значения продолжительности включения составляют 15%, 25, 40, 60%. Повторно-кратковременный режим характеризуется условиями , т. е. за время одного цикла перегрев не достигает , а за время паузы не становится равным нулю. При многократном повторении циклов процесс нагрева устанавливается, т. е. температура перегрева в начале и в конце одинакова и ее колебания происходят около среднего значения . В повторно-кратковременном режиме работают электроприводы кранов, подъемников, некоторых вспомогательных механизмов прокатных цехов и т. п.
Номинальные режимы S1, S2, S3 являются в настоящее время основными, используемыми в отечественном электромашиностроении. О режимах (S4 - S8) упомянем лишь кратко;
S4 - повторно-кратковременный номинальный режим работы с частыми пусками (пусковые потери оказывают существенное влияние на превышение температуры частей машины);
S5 - повторно-кратковременный номинальный режим работы с частыми пусками и электрическим торможением;
S6 - перемежающийся номинальный режим работы (после периода работы двигатель не отключается, а продолжает работать вхолостую);
S7 - перемежающийся номинальный режим работы с частыми реверсами;
S8 - перемежающийся номинальный режим работы с двумя или более скоростями.
Выбор типа электродвигателя
Выбор двигателя - главного элемента электропривода - наиболее ответственная задача при проектировании электрооборудования металлургических агрегатов и установок. Основным требованием к электродвигателю является надежность работы при минимуме капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Это требование может быть удовлетворено лишь при выборе двигателя соответствующей мощности. Применение двигателей завышенной мощности влечет неоправданное увеличение капитальных вложений, снижение К.П.Д., а для асинхронных двигателей - снижение коэффициента мощности. Применение двигателей недостаточной мощности может привести к нарушению нормальной работы механизма, снижению производительности машин, сокращению срока службы двигателя и даже возникновению аварийной ситуации.
Электрические и механические параметры электродвигателей (номинальная мощность и напряжение, частота вращения, относительная продолжительность рабочего периода, пусковой и максимальный моменты, пределы регулирования скорости и т.п.) должны соответствовать параметрам приводимых ими механизмов во всех режимах работы в данной установке.
При выборе электродвигателя учитываются многие его свойства, особенности, параметры: род токов, номинальное напряжение, номинальная мощность, частота вращения, способ защиты от воздействия окружающей среды, регулировочные свойства, особенности пуска и торможения, вид механических характеристик при данной системе электропривода, конструктивные особенности и т.п. Необходимые параметры, свойства, конструктивные особенности выбираются на основании требований технологии, условий работы в данном цехе, параметров питающей сети. Как уже отмечалось, при выборе рода тока, типа электродвигателя следует стремиться прежде всего использовать асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, как наиболее надежные, простые по устройству, экономичные, требующие минимального холостого хода, а также асинхронные двигатели. Использование электропривода постоянного тока допустимо лишь в том случае, когда указанные электродвигатели не удовлетворяют требованиям технологии по условиям регулирования скорости, плавности пуска и торможения, а также требованию минимума приведенных затрат. Это же относится и к асинхронным электродвигателям с кольцами.
Выбор по каталогу мощности двигателя сопряжен с определением расчетных: мощности, момента двигателя, температура изоляции которого при работе в заданном режиме будет близка к допустимой, но не превысит ее.
При переменном характере нагрузки электропривода вторым критерием выбора мощности двигателя (кроме нагрева) является обеспечение преодоления возможных кратковременных перегрузок пикового характера. С этой целью выбранный по условиям нагрева двигатель должен быть проверен по перегрузочной способности. У большинства механизмов металлургических цехов (прокатных станов, кранов и т.п.) основную долю приведенного момента инерции привода составляет момент самого электродвигателя. Поэтому предварительно выбирают мощность двигателя на основании нагрузочной диаграммы производственного механизма без учета динамического момента. Двигатель выбирается по каталогу ориентировочно по средней мощности с некоторым (порядка 20 %) запасом. С учетом данных этого конкретного двигателя строится нагрузочная диаграмма и проверяется его тепловая нагрузка.
Варианты заданий
Задание 1
Определить мощность двигателя главного электропривода реверсивной прокатной клети. Двигатель приводит во вращение валки через шестеренную клеть (редуктор) с передаточным числом , известен КПД редуктора - . Заданы моменты инерции: - верхнего валка, , , - шестерен редуктора, - нижнего валка. Кинематическая схема привода приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.2. Тахограмма и нагрузочная диаграмма прокатной клети
Цикл прокатки состоит из трех проходов. Для механизма заданы: тахограмма (зависимость угловой скорости вращения валков от времени) и нагрузочная диаграмма (зависимость статического момента нагрузки от времени), представленные на рис. 2.2, где - - статические моменты нагрузки (моменты прокатки) соответственно в первом, втором и третьем проходах, - - установившиеся угловые скорости вращения валков соответственно в первом, втором и третьем проходах, - масштаб времени на диаграммах. Через время - цикл прокатки повторяется. Исходные данные для расчета по вариантам приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Параметр | Ед. изм | Номер варианта | |||||||||
Нм | |||||||||||
Нм | |||||||||||
Нм | |||||||||||
1/с | |||||||||||
1/с | |||||||||||
1/с | |||||||||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | 0.4 | 0.2 | 0.5 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 0.7 | ||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | |||||||||||
- | 0.8 | 0.7 | 0.75 | 0.85 | 0.7 | 0.8 | 0.85 | 0.75 | 0.8 | 0.7 | |
i | - | ||||||||||
с/дел | |||||||||||
с |
Задание 2
Определить мощность двигателя электропривода ролика транспортного рольганга. Двигатель приводит во вращение валки через редуктор с передаточным числом , известен КПД редуктора - . Заданы моменты инерции: - ролика, , - шестерен редуктора. Кинематическая схема привода приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Кинематическая схема привода ролика
Рис. 2.4. Тахограмма и нагрузочная диаграмма работы ролика
Цикл работы состоит из нескольких этапов – разгон вхолостую и прием транспортируемого листа, торможение с листом (например для резки), разгон с листом и торможение вхолостую. Для механизма заданы: тахограмма (зависимость угловой скорости ролика от времени) и нагрузочная диаграмма (зависимость статического момента нагрузки от времени), представленные на рис. 2.4, где - - статические моменты нагрузки, - - установившиеся угловые скорости вращения ролика, - масштаб времени на диаграммах. Через время - цикл прокатки повторяется. Исходные данные для расчета по вариантам приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Параметр | Ед. изм. | Номер варианта | |||||||||
Нм | |||||||||||
Нм | |||||||||||
1/с | |||||||||||
1/с | |||||||||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | 0.3 | 0.4 | 0.2 | 0.5 | 0.6 | 0.3 | 0.7 | 0.2 | 0.5 | 0.4 | |
- | 0.8 | 0.7 | 0.75 | 0.85 | 0.7 | 0.8 | 0.85 | 0.75 | 0.8 | 0.7 | |
i | - | ||||||||||
с/дел | |||||||||||
с |
Задание 3
Определить мощность двигателя электропривода скипового подьемника. Двигатель приводит во вращение барабан подьемника через редуктор с передаточным числом , известен КПД редуктора - . Заданы моменты инерции: - барабана, , - шестерен редуктора. Диаметр барабана - , масса пустого скипа - , масса груза - . Кинематическая схема привода приведена на рис. 2.5.
Цикл работы состоит из нескольких этапов – подъем загруженного скипа, разгрузка, опускание пустого скипа. Для механизма заданы: тахограмма (зависимость угловой скорости барабана от времени) и зависимость массы груза от времени, представленные на рис. 2.6, где - - установившиеся скорости поступательного движения скипа, - масштаб времени на диаграммах. Через время - цикл повторяется. Исходные данные для расчета по вариантам приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Параметр | Ед. изм. | Номер варианта | |||||||||
кг | |||||||||||
кг | |||||||||||
м | 0.5 | 0.3 | 0.4 | 0.1 | 0.2 | 0.1 | 0.5 | 0.4 | 0.2 | 0.3 | |
м/с | 0.3 | 0.7 | 0.8 | 0.35 | 0.4 | 0.35 | 0.3 | 0.8 | 0.4 | 0.7 | |
м/с | 0.5 | 1.0 | 1.0 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 1.0 | 0.5 | 1.0 | |
кгм2 | 1.0 | ||||||||||
кгм2 | |||||||||||
кгм2 | 0.2 | 0.15 | 0.1 | 0.25 | 0.25 | 0.15 | 0.3 | 0.1 | 0.2 | ||
- | 0.8 | 0.7 | 0.75 | 0.85 | 0.7 | 0.8 | 0.85 | 0.75 | 0.8 | 0.7 | |
i | - | ||||||||||
с/дел | |||||||||||
с |
2.2. Требования к оформлению работы
Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует порядковому номеру студента в списке группы. Первые 10 студентов выполняют задание №1, студенты с номерами вариантов 11-20, выполняют задание №2, с номерами 21-30 – задание №3.
Контрольная работа должна содержать:
1. Условия задачи, соответствующие варианту.
2. Предварительный выбор двигателя по нагрузочной диаграмме механизма. Диаграмма должна быть построена в масштабе и занимать не менее одной страницы формата А5 (тетрадный лист). Все формулы должны сопровождаться подробными комментариями и должны записываться сначала в символьном виде, затем с подставленными числовыми значениями.
3. Проверка предварительно выбранного двигателя по нагреву. Проверка выполняется по нагрузочной диаграмме электропривода. Диаграмма должна быть построена в масштабе и занимать не менее одной страницы формата А5 (тетрадный лист).
4. Если предварительно выбранный двигатель имеет завышенную мощность или не проходит по нагреву, необходимо повторить расчет, начиная с п.2.
5. Проверка выбранного двигателя по перегрузочной способности.
Таблица 2.4.
Условия расчета переходных процессов
Вариант | Условие | Вариант | Условие | Вариант | Условие |
6. Расчет переходного процесса скорости и тока для выбранного двигателя, при условиях, приведенных в таблице 2.4. (по вариантам). Возможно два варианта: пуск двигателя при номинальной нагрузке и напряжении указанном в таблице 2.4, и пуск двигателя при номинальном напряжении и нагрузке с добавочным сопротивлением, величина которого указана в таблице 2.4. При расчете должны быть получены аналитические выражения и построены графики переходных процессов.
7. Выбор и обоснование структурной схемы системы управления электроприводом.
8. Выводы.
Защита контрольной работы проводится по контрольным вопросам, приведенным в конце методического пособия.
Пример расчета
Определить мощность двигателя электропривода скипового подъемника. Двигатель приводит во вращение барабан подъемника через редуктор с передаточным числом 20, известен КПД редуктора - =0.7. Заданы моменты инерции: барабана = 15 , шестерен редуктора = 5 , = 0.1 . Диаметр барабана - = 0.1 м, масса пустого скипа - = 200 кг, масса груза - = 300 кг. Кинематическая схема привода приведена на рис. 2.5. Цикл работы состоит из нескольких этапов – подъем загруженного скипа, разгрузка, опускание пустого скипа. Для механизма заданы: тахограмма (зависимость угловой скорости барабана от времени) и зависимость массы груза от времени, представленные на рис. 2.6, где = 0.5 м/с, = 0.55 м/с - установившиеся скорости поступательного движения скипа, = 1 с/дел - масштаб времени на диаграммах. Через время = 30 с - цикл повторяется.